6.5. Психология осмотра места происшествия.
Осмотр места происшествия - процесс собирания информации о происшедшем преступном событии на месте его совершения посредством активного, целенаправленного восприятия, анализа и синтеза полученной информации для раскрытия преступления. Мыслительная (поисковая) деятельность следователя при осмотре места происшествия - это не только фиксация фактов настоящего, но и обязательное построение мысленной модели происшедшего события. При осмотре следователь сталкивается с большим объемом информации, которая далеко не вся необходима для построения мысленной модели преступного события. Для того чтобы суметь отобрать из всей имеющейся информации только ту, которая имеет отношение к расследуемому событию, следователю нужно одновременно с процессом сбора информации строить мысленную модель происшедшего преступления. Следственный осмотр с точки зрения психологии является в большинстве случаев действием, которое характеризуется высокой степенью неопределенности путей, необходимых элементов познания. Как правило, к началу осмотра у следователя нет знаний о полном объеме подлежащих исследованию фактов. И здесь успех раскрытия большинства преступлений, особенно совершенных в условиях неочевидности, в значительной степени зависит от своевременно и правильно созданной модели (картины) преступления посредством воображения и интуиции следователя. Воображению принадлежит большая роль в мыслительной деятельности следователя при раскрытии преступлений. С его помощью он воссоздает картину прошлого, основываясь при этом на восприятии реальных фактов действительности. Специфика следственного воображения и мышления заключается в выдвижении одновременно целого ряда взаимно исключающих друг друга предположений (версий). Следственная версия, складываясь из разрозненных доказательств (фактов), представляет собой образ для проверки его в действительности. Все воображаемые версии соотносятся с реальной ситуацией и реальным результатом. Таким образом, следственное воображение постоянно регулируется пространственно-временными рамками прошлого события - преступления". Особенно высок удельный вес воображения в творческой работе следователя над раскрытием убийств - преступлений, совершенных очень часто без очевидцев, которые могли бы дать более или менее реальную картину события. Чем подробнее, детальнее "видит" следователь внутренним зрением картину убийства, тем более правильными будут выдвинутые им на основании этого "внутреннего видения" версии. Конечно, не всякий осмотр оказывается результативным. Но можно с уверенностью сказать, что это зависит в первую очередь от компетентности следователя, его профессионализма и оперативности. Не случайно осмотр места происшествия считается неотложным следственным действием, неотложным потому, что его проведение не терпит отлагательства: следы преступления могут исчезнуть, обстановка на месте происшествия может быть нарушена, розыск преступника начнется с запозданием. Недаром знаменитый французский криминалист Эдмон Локар любил повторять, что первые часы розыска неоценимы, ибо уходящее время - это улетучивающаяся истина. Информация, подлежащая выявлению и отбору при осмотре, характеризуется исключительной динамичностью и вместе с тем неповторимостью. Сказанное подтверждает необходимость интенсификации всех мыслительных и физических действий следователя при проведении осмотра. Обилие поступающей при осмотре информации, сложность задач, которые необходимо решать следователю, зачастую приводят к тому, что он не может довести до конца здесь же, на месте осмотра, всю необходимую работу по осмысливанию информации. Это вызывает необходимость фиксировать ее с помощью научно-технических средств. Поскольку вероятность того, что данная информация окажется необходимой при расследовании, очень высока, она должна быть зафиксирована. Наличие огромного объема информации, отсутствие первоначального критерия, позволяющего четко определить степень ее важности, может приводить к рассеиванию внимания следователя, к отвлечению на восприятие фактов, не имеющих решающего значения для расследования дела. Чтобы избежать подобных нежелательных явлений, следователю следует вырабатывать четкую последовательность действий следователя при проведении осмотра. Функции следователя на месте происшествия усложнены и тем обстоятельством, что наряду с поисковой деятельностью он должен осуществлять и удостоверительную, то есть подробно и точно фиксировать информацию в протоколе. В связи с этим успешность осмотра места происшествия во многом зависит от организаторской деятельности следователя. "Она направлена, - пишет А. В. Дулов, - на организацию собственной деятельности следователя; организацию деятельности других участников, ликвидацию вредной деятельности других лиц; организацию других следственных и оперативных действий (задержания, высылку групп перехвата, немедленные телеграфные сообщения в другие места и т. д.); скорейшую ликвидацию последствий преступных действий'". Следователю необходимо обеспечить психологическую подготовку привлеченных к осмотру специалистов и понятых. Для того чтобы их деятельность была наиболее продуктивной (в пределах их функций), следует заранее четко и возможно более полно информировать их о цели осмотра, о направленности их собственных действий. При подготовке к осмотру, в ходе его проведения важно активизировать мыслительную деятельность привлеченных к осмотру лиц, обеспечить проявление ими инициативы в пределах их функций и их компетентности, для чего нужно ставить перед ними определенные задачи. Кроме опыта и знаний залогом успешности проведения осмотра места происшествия являются и такие качества следователя, как наблюдательность, внимательность, терпеливость. При проведении осмотра места происшествия от следователя требуется умение не только концентрировать внимание, но и распределять его, поскольку из разных источников поступает многообразная информация. Так, следователь должен, осматривая комнату, в то же время прислушиваться к тому, о чем говорят находящиеся в квартире потерпевшие, наблюдать за действиями специалиста, фиксирующего обнаруженные следы и т. д. В других случаях требуется особая концентрация внимания, например при осмотре вещественных доказательств. Осмотр вещественных доказательств имеет и другие особенности, связанные с аналитической деятельностью следователя, позволяющей, с одной стороны, зафиксировать отсутствие необходимых в данной обстановке предметов и следов, а с другой стороны, - отметить наличие предметов, являющихся в данной обстановке чужеродными, сам факт обнаружения которых в данной обстановке необычен. В данном случае речь идет о так называемых негативных обстоятельствах, под которыми понимаются обстоятельства, противоречащие представлению об обычном для подобной ситуации ходе вещей. Например, на месте предполагаемой кражи, о которой заявил заведующий магазином, обнаружен висячий замок, которым запиралась дверь в магазин, с перепиленной ножовкой дужкой. Но при осмотре места, где висел замок, металлические опилки не были найдены. Это свидетельствует о том, что замок перепиливали в другом месте. А как же преступники тогда проникли в магазин? Данное негативное обстоятельство заставляет предположить, что кража могла быть инсценирована с целью скрыть другое преступление, например, хищение. Особенную ценность негативные обстоятельства представляют при разоблачении инсценировок преступлений, которые имеют место в том случае, когда лицо, заинтересованное в определенном исходе следствия, искусственно создает обстановку, не соответствующую фактически происшедшему на этом месте событию. Преступная инсценировка в последние годы приобрела необычное и новое звучание в процессе расследования преступлений, что вызвано интенсивной интеллектуализацией преступной деятельности. Преступная инсценировка, продуманная за следователя, загруженная "вещественными доказательствами", становится порой настоящим искусством. Она - явление многогранное и многофункциональное. Преступная инсценировка - это:
способ введения в заблуждение;
демонстрация ложной очевидности;
рефлексивная игра со следователем;
иллюзия, сформированная для следователя;
форма преступного риска;
система порождения негативных обстоятельств, сопровождающих инсценированное действие;
изваянная в следах ложь;
навязываемая следователю версия преступника;
преобразование следов происшествия;
психологическая ловушка для следователя;
аффект в следах (если инсценированное действие не подготовлено заранее).
Инсценировка может помочь преступнику:
скрыть факт совершения преступления (например, для скрытия хищения устраивается пожар);
скрыть одно преступление, продемонстрировав другое (например, скрывается убийство, а демонстрируется дорожно-транс-портное происшествие со смертельным исходом);
подготовить преступление инсценировкой (например, сжечь старый, но застрахованный автомобиль, чтобы получить страховку);
представить непреступное действие преступным (например, женщина наносит себе повреждения, чтобы инсценировать изнасилование и сопряженное с ним физическое насилие над ней, царапая тело снизу вверх, хотя при реальном изнасиловании следы-царапины располагаются сверху вниз);
фальсифицировать отдельные доказательства и пустить следствие по ложному пути (например, подбросить на место происшествия справку на имя человека, на которого преступник хочет бросить тень подозрения).
Инсценировку места происшествия можно распознать по следующим общим чертам:
демонстративный характер признаков события на месте происшествия;
наличие признаков различных преступлений;
сокрытие отдельных признаков на месте происшествия;
несоответствие признаков на месте происшествия механизму подлинного происшествия;
противоречия в обстоятельствах происшествия;
негативные обстоятельства.
Частным признаком инсценировки служит то, что место происшествия являет собой чересчур яркую картину того или иного события. Стараясь навязать следователю нужное объяснение, преступник стремится обставить место происшествия с наибольшей убедительностью. По мнению преступника, этого можно достигнуть, имитируя самым наглядным образом признаки события, которые необходимо изобразить. При этом нередко утрачивается чувство меры. В результате при осмотре обнаруживаются неоправданные разрушения, нарочитый беспорядок, чрезмерно выраженный характер следов. На указанные обстоятельства должно быть обращено особое внимание, имея в виду, что в реальной ситуации преступник остерегается оставлять лишние следы, и не станет тратить время и усилия на то, что непосредственно не требуется для достижения цели. Обстановка места происшествия всегда служит средством для изучения психологии лиц, принимавших участие в происшедшем событии. Одной из задач осмотра места происшествия является получение сведений о личности потерпевшего и в первую очередь - преступника.
Оставленные на месте преступления следы позволяют следователю с высокой степенью вероятности определить пол преступника. На пол указывают "мужские" преступления: изнасилование, грабежи с применением насилия. Убийство новорожденных совершают, как правило, женщины. О том, что преступление совершено мужчиной, свидетельствует способ преступления (взлом, перемещение тяжелых предметов, сильные удары ножом, применение инструментов, которыми, пользуются люди мужских профессий). На пол указывают характерные следы: предметы женского туалета (помада, заколка и т. д.) или мужского (портсигар, мундштук, предметы одежды). С определенной степенью вероятности о половой принадлежности преступника может свидетельствовать характер наносимых жертве повреждений. Известный чешский криминалист Э. Кноблох отмечает, что "... интересным явлением при убийствах, совершенных женщинами, является то обстоятельство, что при них бывает большее число повреждений, чем нужно для того, чтобы убить человека. При убийстве тупым оружием женщина наносит большее количество ран в голову, причем значительная часть этих повреждений наносится тогда, когда жертва уже мертва". Представление о возрасте преступника можно составить по способу совершения преступления, по предмету посягательства (сладости, радиозаписывающая аппаратура, кино- и фототовары и т. д.). Взрослые используют профессиональные навыки и специальные инструменты, а подростки - примитивные бытовые навыки и предметы повседневного обихода. Больше всего сведений о профессиональном уровне преступника содержится в способе совершения преступления (умение отключать сигнализацию, вскрыть сейф, открыть сложный замок). В способе отражается и стереотипный элемент - почерк преступника (способ взлома, разрезания сумки, способ нападения на потерпевших с несмертельным исходом и т. д.). Следы на месте происшествия содержат информацию о потребностях и привычках преступника (курение, употребление спиртных напитков, наркотиков, половые извращения и др.). По действиям преступника можно судить о его психическом состоянии. Например, множественные, беспорядочные ножевые ранения на потерпевшем свидетельствуют о наличии сильного эмоционального возбуждения или физиологического аффекта. В связи с этим можно предположить, что действия преступника носили беспорядочный, непродуманный характер, часто не соответствующий ситуации. Например, убийца снял с убитого офицерский ремень, который впоследствии стал важной уликой. В преступлении можно найти отражение черт характера преступника (смелость, трусость, решительность, настойчивость и др.). Если вор квалифицированно вскрыл дверь, не оставив следов, то можно предположить, что это профессиональный взрослый преступник, хладнокровный, осмотрительный. Выбор преступником места и времени совершения преступления свидетельствует о том, насколько оно было подготовлено, предусматривались ли возможности сокрытия следов. Иногда совершение преступления в многолюдном месте свидетельствует об изощренности преступника (расчет на то, что в толпе легче скрыться) или его дерзости, уверенности в себе. Чтобы осмотр места происшествия проходил в творческой благоприятной атмосфере, целесообразно использовать портативный магнитофон и черновые наброски схем и планов, чтобы после осмотра можно было логически составить протокол, по которому можно было бы логически воссоздать картину места происшествия и провести реконструкцию обстановки.
- Рабочая программа дисциплины
- Рабочая программа дисциплины
- 1. Цель освоения дисциплины
- 2. Место дисциплины в структуре ооп
- 3. Структура и содержание дисциплины
- Тема 1. Объект, предмет, задачи и методы психологии.
- Тема 3. Психика и организм. Психика поведение и деятельность. Активность психики. Уровни саморегуляции активности.
- Тема 4.Сознание и самосознание. Бессознательная сфера личности.
- Тема 5. Онтогенез и филогенез личности. Возрастные особенности индивида, их проявления в поведении и деятельности. Личностные кризисы.
- Тема 6. Направленность и мотивационная сфера личности. Поступок и принятие решений.
- Тема 7. Познавательные психические процессы.
- Тема 8. Понятие психической нормы и патологии. Акцентуации характера. Личностная деформация.
- Тема 9. Эмоции и чувства. Психические состояния. Нервно – психическая устойчивость и стрессоустойчивость.
- Тема 10. Интеллектуальные и личностные качества. Способности, склонности, креативность, талант, гениальность.
- Тема 1. Предмет, задачи, система, история юридической психологии. Методы юридической психологии.
- Тема 2. Психологические характеристики личности.
- Тема 3.Правовая социализация личности.
- Тема 4. Криминальная психология.
- Тема 5. Психологическая характеристика следственной деятельности.
- Тема 6. Психология допроса. Психология следственных действий. Психологические особенности судебной деятельности. Судебно-психологическая экспертиза.
- Тема 7. Пенитенциарная психология.
- 4. Формы контроля освоения дисциплины
- 4.1. Рефераты
- 4.4. Контрольные работы
- 5. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины По модулю 1
- По модулю 2
- Интернет-ресурсы http://yurpsy.By.Ru/ (сайт посвящен проблемам юридической психологии)
- Аннотация рабочей программы
- Технологии и формы преподавания Рекомендации по организации и технологиям обучения для преподавателя
- Образовательные технологии
- Виды и содержание учебных занятий
- 1.1Объект, предмет, задачи и структура современной психологии.
- 1.2.Представление античных и средневековых философов о душе и сознании. Этапы развития психологии.
- 1.3.Основные направления западной научной психологии.
- 1.4.Место психологии в системе наук.
- 1.7.Методология методы психологических исследований.
- 2.1.Понятие о психике человека.
- 2.2. Психическое отражение. Регулирующие функции психики. Специфика психического отражения.
- 2.3. Пассивная и активная адаптация.
- 2.4.Соотношение субъективной и объективной реальности.
- 2.5. Современные представления об этапах развития психики.
- 2.7. Этапы развития психики животных.
- 3.1. Психика и организм. Компоненты влияния природы на психику.
- 3.2 Особенности человеческого организма.
- 3.3. Психика, поведение и деятельность. Особенности деятельности животных и человека.
- 3.4.Основные характеристики деятельности.
- 3.5. Компоненты действия и их функции. Процессы деятельности.
- 3.6. Потребности. Гомеостатическое поведение.
- 4.1Возникновение сознания человека. Развитие сознания.
- 4.3.Функции, свойства и структура сознания.
- 4.4.Я-концепция. Самосознание
- 4.5. Взаимодействие сознания и подсознания. Неосознаваемые явления.
- 4.6.Понятие «бессознательного». Психологические защиты.
- 4.7. Состояния сознания. Измененные состояния сознания. Нарушения сознания.
- Лекция 5. Онтогенез и филогенез личности. Возрастные особенности индивида, их проявления в поведении и деятельности. Личностные кризисы.
- 5.1.Онтогенез как процесс развития индивидуального организма. Возрастные, половые, конституционные и нейродинамические особенности человека.
- 5.2.Филогенез личности. Человек как биологический объект.
- 5.3. Индивид, индивидуальность, личность, субъект деятельности.
- 5.4. Проблема возраста и возрастной периодизации.
- 5.5.Стадии возрастного развития человека по теориям и воззрениям з. Фрейда и э. Эриксона.
- 5.6.Социальный тип и психологические характеристики ведущей деятельности на каждой возрастной эпохе психического развития человека.
- 5.7.Личностные кризисы психического развития. Понятие кризисов психического развития и их психологические характеристики в возрастной периодизации.
- 5.8.Феномен смерти.
- Занятие 5. Онтогенез и филогенез личности. Возрастные особенности индивида, их проявления в поведении и деятельности. Личностные кризисы.
- Лекция 6. Направленность и мотивационная сфера личности. Поступок и принятие решений.
- Принятие решений и его психологическая характеристика. Волевые расстройства.
- 6.2. Характеристики мотивационной сферы. Мотив и мотивация. Классификация. Виды. Осознанные и неосознанные мотивы.
- 6.3. Теории мотиваций.
- 6.4. Потребности как источник активности личности. Иерархия потребностей а. Маслоу.
- 6.5. Принятие решений и его психологическая характеристика. Волевые расстройства.
- Занятие 6. Направленность и мотивационная сфера личности. Поступок и принятие решений.
- Лекция 7.Познавательные психические процессы.
- Речь. Виды. Функции речи. Характеристики.
- Понятие о воображении. Виды и функции воображения.
- Память как высшая психическая функция
- 7.1.Познавательные психические процессы как основа планирования человеком своей деятельности и жизни.
- 7.2.Отражение, сохранение, переработка информации. Виды отражения.
- 7.3. Понятие об ощущении и восприятии. Характеристика ощущения и восприятия как психических процессов.
- Характеристики восприятия
- 7.4. Внимание как объект психологического исследования. Функции. Виды. Свойства.
- 7.5.Понятие о представлении. Свойства представления. Роль представлений в развитии познавательной сферы.
- 7.6.Понятие о мышлении. Виды. Формы. Операции.
- Формы мышления. Выделяют три логические формы мышления: понятие, суждение, умозаключение.
- Мыслительные операции. Процесс мышления осуществляется при помощи ряда мыслительных операций: анализа и синтеза, абстракции и конкретизации, классификации, систематизации, сравнения, обобщения.
- 7.7.Речь. Виды. Функции речи. Характеристики.
- 7.8.Понятие о воображении. Виды и функции воображения.
- 7.9. Память как высшая психическая функция
- Занятие 7. Познавательные психические процессы.
- Речь. Виды. Функции речи. Характеристики.
- 8.2.Здоровье личности. Гипотеза об уровнях психического здоровья
- 8.4.Акцентуации характера, критерий и виды. Классификации акцентуированных характеров по к. Леонгарду и а.Е. Личко.
- Занятие 8. Понятие психической нормы и патологии. Акцентуации характера. Личностная деформация.
- Общее представление об эмоциях. Функции эмоций.
- 9.2. Теории эмоций.
- 9.3.Основные эмоциональные состояния. Их роль в регуляции поведения.
- 9.4.Чувства. Виды чувств. Закономерности формирования.
- 9.5.Психические состояния в ряду других психических явлений. Основные характеристики.
- 9.7.Пограничное состояние. Пограничные психические расстройства.
- Занятие 9. Эмоции и чувства. Психические состояния. Нервно – психическая устойчивость и стрессоустойчивость.
- 10.1. Понятие о темпераменте. Физиологические основы. Типы темперамента.
- 10.3. Общая характеристика способностей человека. Подходы. Структура. Виды способностей.
- 1.1. Предмет, задачи, система юридической психологии. Связь юридической психологии с другими науками
- 1.2. История развития юридической психологии.
- 1.3. Методы юридической психологии.
- 1.4.Объем изучения личности
- 2.1.Эмоции и чувства. Аффект.
- 2.2.Индивидуально-психологические особенности личности. Темперамент, характер и способности.
- 2.3. Волевая сфера личности.
- 4.2.Психологические особенности (черты) личности преступника.
- 4.3.Психологические предпосылки преступного поведения.
- 4.5.Типология преступных групп.
- 4.6. Функциональная характеристика организованных преступных формирований.
- 4.7. Структура организованных преступных формирований.
- 4.8. Механизмы сплочения преступных групп.
- 4.9. Психологические особенности несовершеннолетних правонарушителей.
- 4.10. Социально-психологическая характеристика преступного поведения несовершеннолетних.
- 4.11.Мотивация насильственных преступлений у подростков.
- 4.13.Социально-психологические основы профилактики правонарушений несовершеннолетних.
- 5.1.Психологическая характеристика деятельности следователя.
- 5.2.Профессиональные качества следователя.
- 5.3.Профессиональная деформация личности следователя и основные пути ее предупреждения.
- 6.1.Психологические аспекты подготовки следователя к допросу.
- 6.2.Психология допроса свидетеля и потерпевшего.
- 6.3.Психология допроса подозреваемого и обвиняемого.
- 6.4. Психологические особенности допроса при изобличении допрашиваемого во лжи.
- 6.5. Психология осмотра места происшествия.
- 6.6.Психология обыска.
- 6.7. Психология предъявления для опознания.
- 6.8. Психология следственного эксперимента.
- 6.9. Психология судебной деятельности.
- 6.10. Психология судебного допроса.
- 6.11. Психологические особенности допроса подсудимого, потерпевших и свидетелей.
- 6.12. Психологические аспекты судебных прений.
- 6.13.Психология вынесения приговора.
- 6.14. Понятие и сущность судебно-психологической экспертизы.
- 6.15. Порядок назначения и производства судебно-психологической экспертизы.
- 6.16.Судебно - психологическая экспертиза физиологического аффекта.
- 7.2.Психические состояния осужденного.
- 7.3.Адаптация осужденных к условиям лишения свободы.
- 7.4.Социально-психологическая структура коллектива осужденных. Иерархическая система групп осужденных отрицательной направленности.
- 7.5.Основные средства исправления и перевоспитания осужденных.
- 7.6.Методы преобразования психологии взаимоотношений в исправительном учреждении.
- 7.6.Социальная реадаптация освобожденного.
- Технологии и формы обучения Рекомендации по освоению дисциплины для студента
- Оценочные средства и методики их применения
- 1. Фонды оценочных средств
- Оценочные средства и методики их применения
- 1. Фонды оценочных средств
- 3.Критерии оценивания