10.3. Общая характеристика способностей человека. Подходы. Структура. Виды способностей.
Очень часто, когда мы пытаемся объяснить, почему люди, оказавшиеся в одинаковых условиях, достигают разных успехов, мы обращаемся к понятию способности, полагая, что разницу в успехах людей можно объяснить именно этим. Это же понятие используется и тогда, когда исследуются причины быстрого усвоения знаний или приобретения умений и навыков одними людьми и долгого, даже мучительного обучения других. Что же такое способности? Следует отметить, что слово «способность» имеет очень широкое применение в самых различных областях практики. Обычно под способностями понимают такие индивидуальные особенности, которые являются условиями успешного выполнения какой-либо одной или нескольких деятельностей. Однако термин «способности», несмотря на его давнее и широкое применение в психологии, многими авторами трактуется неоднозначно. Если суммировать всевозможные варианты существующих в настоящее время подходов к исследованию способностей, то их можно свести к трем основным типам. В первом случае под способностями понимают совокупность всевозможных психических процессов и состояний. Это наиболее широкое и самое старое толкование термина «способности». С точки зрения второго подхода под способностями понимают высокий уровень развития общих и специальных знаний, умений и навыков, обеспечивающих успешное выполнение человеком различных видов деятельности. Данное определение было принято в психологии Х\ТП-Х1Х вв. и достаточно часто встречается в настоящее время. Третий подход основан на утверждении о том, что способности — это то, что не сводится к знаниям, умениям и навыкам, но обеспечивает их быстрое приобретение, закрепление и эффективное использование на практике. В отечественной психологии экспериментальные исследования способностей чаще всего строятся на основе последнего подхода. Наибольший вклад в его развитие внес известный отечественный ученый Б. М. Теплов. Он выделил следующие три основных признака понятия «способность»:
Во-первых, под способностями понимаются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого; никто не станет говорить о способностях там, где речь идет о свойствах, в отношении которых все люди равны.
Во-вторых, способностями называют не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей.
В-третьих, понятие «способность» не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у данного человека.
К сожалению, в повседневной практике понятия «способности» и «навыки» часто отождествляют, что приводит к ошибочным выводам, особенно в педагогической практике. Классическим примером такого рода может служить неудачная попытка В. И. Сурикова, ставшего впоследствии знаменитым художником, поступить в Академию художеств. Хотя выдающиеся способности Сурикова проявились достаточно рано, необходимых умений и навыков в рисовании у него еще не было. Академические педагоги отказали Сурикову в поступлении в академию. Более того, инспектор академии, просмотрев представленные Суриковым рисунки, заявил: «За такие рисунки вам даже мимо академии надо запретить ходить». Ошибка преподавателей академии заключалась в том, что они не сумели отличить отсутствие умений и навыков от отсутствия способностей. Суриков делом доказал их ошибку, овладев в течение трех месяцев нужными умениями, в результате чего те же педагоги сочли его на этот раз достойным зачисления в академию. Несмотря на то, что способности не сводятся к знаниям, умениям и навыкам, это не означает, что они никак не связаны со знаниями и умениями. От способностей зависят легкость и быстрота приобретения знаний, умений и навыков. Приобретение же этих знаний и умений, в свою очередь, содействует дальнейшему развитию способностей, тогда как отсутствие соответствующих навыков и знаний является тормозом для развития способностей. Способности, считал Б. М. Теплов, не могут существовать иначе как в постоянном процессе развития. Способность, которая не развивается, которой на практике человек перестает пользоваться, со временем утрачивается. Только благодаря постоянным упражнениям, связанным с систематическими занятиями такими сложными видами человеческой деятельности, как музыка, техническое и художественное творчество, математика, спорт и т. п., мы поддерживаем и развиваем у себя соответствующие способности. Следует отметить, что успешность выполнения любой деятельности зависит не от какой-либо одной, а от сочетания различных способностей, причем это сочетание, дающее один и тот же результат, может быть обеспечено различными способами. При отсутствии необходимых задатков к развитию одних способностей их дефицит может быть восполнен за счет более высокого развития других. «Одной из важнейших особенностей психики человека, — писал Б. М. Теплов, — является возможность чрезвычайно широкой компенсации одних свойств другими, вследствие чего относительная слабость какой-нибудь одной способности вовсе не исключает возможности успешного выполнения даже такой деятельности, которая наиболее тесно связана с этой способностью. Недостающая способность может быть в очень широких пределах компенсирована другими, высокоразвитыми у данного человека». Существует много способностей. В науке известны попытки их классификации. В большинстве этих классификаций различают в первую очередь природные, или естественные, способности (в основе своей биологически обусловленные) и специфически человеческие способности, имеющие общественно-историческое происхождение. Под природными способностями понимают те, которые являются общими для человека и животных, особенно высших. Например, такими элементарными способностями являются восприятие, память, способность к элементарной коммуникации. Мышление с определенной точки зрения также можно рассматривать как способность, которая характерна не только для человека, но и для высших животных. Данные способности непосредственно связаны с врожденными задатками. Однако задатки человека и задатки животного — это не одно и то же. У человека на базе этих задатков формируются способности. Это происходит при наличии элементарного жизненного опыта, через механизмы научения и т. и. В процессе развития человека данные биологические способности способствуют формированию целого ряда других, специфически человеческих способностей. Эти специфически человеческие способности принято разделять на общие и интеллектуальные специальные высшие способности. В свою очередь, они могут подразделяться на теоретические и практические, учебные и творческие, предметные и межличностные и др.
К общим способностям принято относить те, которые определяют успехи человека в самых различных видах деятельности. Например, в данную категорию входят мыслительные способности, тонкость и точность ручных движений, память, речь и ряд других. Таким образом, под общими способностями понимают способности, свойственные большинству людей. Под специальными способностями подразумеваются те, которые определяют успехи человека в специфических видах деятельности, для осуществления которых необходимы задатки особого рода и их развитие. К таким способностям можно отнести музыкальные, математические, лингвистические, технические, литературные, художественно-творческие, спортивные и др. Следует отметить, что наличие у человека общих способностей не исключает развития специальных способностей, и наоборот. Большинство исследователей проблемы способностей сходятся на том, что общие и специальные способности не конфликтуют, а сосуществуют, взаимно дополняя друг друга. Более того, в отдельных случаях высокий уровень развития общих способностей может выступать в качестве специальных способностей по отношению к определенным видам деятельности. Подобное взаимодействие некоторыми авторами объясняется тем, что общие способности, по их мнению, являются базой для развития специальных. Другие исследователи, объясняя взаимосвязь общих и специальных способностей, подчеркивают, что деление способностей на общие и специальные весьма условно. Например, практически каждый человек после курса обучения умеет складывать, умножать, делить и т. д., поэтому математические способности могут рассматриваться как общие. К числу общих способностей человека мы с полным основанием должны отнести способности, проявляющиеся в общении, взаимодействии с людьми. Эти способности являются социально обусловленными. Они формируются у человека в процессе его жизни в обществе. Так, без владения речью как средством общения, без умения адаптироваться в обществе людей, т. е. правильно воспринимать и оценивать поступки людей, взаимодействовать с ними и налаживать хорошие взаимоотношения в различных социальных ситуациях, нормальная жизнь и психическое развитие человека были бы просто невозможными. Отсутствие у человека такого рода способностей явилось бы непреодолимой преградой на пути превращения его из биологического существа в социальное. Помимо разделения способностей на общие и специальные принято разделять способности на теоретические и практические. Теоретические и практические способности отличаются друг от друга тем, что первые предопределяют склонность человека к абстрактно-теоретическим размышлениям, а вторые — к конкретным практическим действиям. В отличие от общих и специальных способностей, теоретические и практические чаще всего не сочетаются друг с другом. Большинство людей обладает или одним, или другим типом способностей. Вместе они встречаются крайне редко, в основном у одаренных, разносторонне развитых людей. Существует также деление на учебные и творческие способности. Они отличаются друг от друга тем, что первые определяют успешность обучения, усвоения человеком знаний, умений и навыков. Вторые определяют возможность открытий и изобретений, создания новых предметов материальной и духовной культуры и др. Если мы попытаемся определить, какие способности из данной группы имеют большее значение для человечества, то в случае признания приоритета одних над другими мы, вероятнее всего, совершим ошибку. Конечно, если бы человечество было лишено возможности творить, то вряд ли оно было бы в состоянии развиваться. Но если бы люди не обладали учебными способностями, то развитие человечества также было бы невозможным. Развитие возможно лишь тогда, когда люди в состоянии усвоить всю сумму знаний, накопленных предшествующими поколениями. Поэтому некоторые авторы считают, что учебные способности — это, прежде всего общие способности, а творческие — специальные, определяющие успех творчества. Следует отметить, что способности не только совместно определяют успешность деятельности, но и взаимодействуют друг с другом, оказывая влияние. В зависимости от наличия и степени развития способностей, входящих в комплекс способностей конкретного человека, каждая из них приобретает иной характер. Такое взаимное влияние оказывается особенно сильным, когда речь идет о взаимозависимых способностях, совместно определяющих успешность деятельности. Поэтому определенное сочетание различных высокоразвитых способностей определяет уровень развития способностей у конкретного человека.
10.4. Уровни развития способностей и индивидуальные различия. Задатки как предпосылки развития способностей.
В психологии чаще всего встречается следующая классификация уровней развития способностей: способность, одаренность, талант, гениальность.
Всякие способности в процессе своего развития проходят этапы, но для того, чтобы некоторая способность поднялась в своем развитии на более высокий уровень, необходимо, чтобы она была уже достаточно оформлена на предыдущем уровне. Но для развития способностей изначально должно быть определенное основание, которое составляют задатки.
Под задатками понимаются анатомо-физиологические особенности нервной системы, составляющие природную основу развития способностей. Например, в качестве врожденных задатков могут выступать особенности развития различных анализаторов. Так, определенные характеристики слухового восприятия могут выступать в качестве основы для развития музыкальных способностей. Задатки интеллектуальных способностей проявляются, прежде всего, в функциональной деятельности мозга — его большей или меньшей возбудимости, подвижности нервных процессов, быстроте образования временных связей и др., т. е. в том, что И. П. Павлов назвал генотипом — врожденными особенностями нервной системы. К числу таких свойств относятся:
1)сила нервной системы по отношению к возбуждению, т. е. ее способность длительно выдерживать, не обнаруживая запредельного торможения, интенсивные и часто повторяющиеся нагрузки;
2) сила нервной системы по отношению к торможению, т. е. способность выдерживать длительные и часто повторяющиеся тормозные влияния;
3) уравновешенность нервной системы по отношению к возбуждению и торможению, которая проявляется в одинаковой реактивности нервной системы в ответ на возбудительные и тормозные влияния;
4) лабильность нервной системы, оцениваемая по скорости возникновения и прекращения нервного процесса возбуждения или торможения.
По мнению И. П. Павлова, основу индивидуальных различий определяют преобладающий тип высшей нервной деятельности и особенности соотношения сигнальных систем. Исходя из данных критериев, можно выделить три типологические группы людей: художественный тип (преобладание первой сигнальной системы), мыслительный тип (преобладание второй сигнальной системы), средний тип (равное представительство). Выделенные Павловым типологические группы предполагают у представителей той или иной группы присутствие различных врожденных задатков. Основные отличия художественного типа от мыслительного проявляются в сфере восприятия, где для «художника» характерно целостное восприятие, а для «мыслителя» — дробление ее на отдельные части. В сфере воображения и мышления у «художников» отмечается преобладание образного мышления и воображения, в то время как для «мыслителей» более характерно абстрактное, теоретическое мышление; в эмоциональной сфере лица художественного типа отличаются повышенной эмоциональностью, а для представителей мыслительного типа более свойственны рассудочные, интеллектуальные реакции на события. Следует подчеркнуть, что наличие определенных задатков у человека не означает, что у него будут развиваться те или иные способности. Например, существенной предпосылкой для развития музыкальных способностей является тонкий слух. Но строение периферического (слухового) и центрального нервного аппарата является лишь предпосылкой к развитию музыкальных способностей. Строение мозга не предусматривает, какие профессии и специальности, связанные с музыкальным слухом, могут возникнуть в человеческом обществе. Не предусмотрено и то, какую область деятельности изберет для себя человек и какие возможности будут предоставлены ему для развития имеющихся у него задатков. Следовательно, в какой степени будут развиты задатки человека, зависит от условий его индивидуального развития. Таким образом, развитие задатков — это социально обусловленный процесс, который связан с условиями воспитания и особенностями развития общества. Задатки развиваются и трансформируются в способности при условии, если в обществе возникла потребность в тех или иных профессиях, в частности, где нужен именно тонкий музыкальный слух. Вторым существенным фактором развития задатков являются особенности воспитания. Задатки неспецифичны. Наличие у человека задатков определенного вида не означает, что на их базе в благоприятных условиях обязательно должна развиться какая-то конкретная способность. На основе одних и тех же задатков могут развиваться различные способности в зависимости от характера требований, предъявляемых деятельностью. Так, человек, обладающий хорошим слухом и чувством ритма, может стать музыкальным исполнителем, дирижером, танцором, певцом, музыкальным критиком, педагогом, композитором. Вместе с тем нельзя считать, что задатки не влияют на характер будущих способностей. Так, особенности слухового анализатора скажутся именно на тех способностях, которые требуют особого уровня развития данного анализатора. Способности в значительной степени социальны и формируются в процессе конкретной деятельности человека. В зависимости от того, существуют или отсутствуют условия для развития способностей: они могут быть потенциальными и актуальными. Под потенциальными способностями понимаются те, которые не реализуются в конкретном виде деятельности, но способны актуализироваться при изменении соответствующих социальных условий. К актуальным способностям, как правило, относят те, которые необходимы именно в данный момент и реализуются в конкретном виде деятельности. Потенциальные и актуальные способности выступают косвенным показателем характера социальных условий, в которых развиваются способности человека. Именно характер социальных условий препятствует или способствует развитию потенциальных способностей, обеспечивает или не обеспечивает превращение их в актуальные. Следующим уровнем развития способностей является одаренность. Одаренностью называется своеобразное сочетание способностей, которое обеспечивает человеку возможность успешного выполнения какой-либо деятельности. В этом определении необходимо подчеркнуть то, что от одаренности зависит не успешное выполнение деятельности, а только возможность такого успешного выполнения. Для успешного выполнения всякой деятельности требуется не только наличие соответствующего сочетания способностей, по и овладение необходимыми знаниями и навыками. Какую бы феноменальную математическую одаренность ни имел человек, но если он никогда не учился математике, он не сможет успешно выполнять функции самого заурядного специалиста в этой области. Одаренность определяет только возможность достижения успеха в той или иной деятельности, реализация же этой возможности определяется тем, в какой мере будут развиты соответствующие способности и какие будут приобретены знания и навыки. Индивидуальные различия одаренных людей обнаруживаются главным образом в направленности интересов. Одни люди, например, останавливаются на математике, другие — на истории, третьи — на общественной работе. Дальнейшее развитие способностей происходит в конкретной деятельности. Следует отметить, что в структуре способностей можно выделить две группы компонентов. Одни занимают ведущее положение, а другие являются вспомогательными. Так, в структуре изобразительных способностей ведущими свойствами будут высокая природная чувствительность зрительного анализатора — чувство линии, пропорции, формы, светотени, колорита, ритма, а также сенсомоторные качества руки художника, высокоразвитая образная память. К вспомогательным же качествам можно отнести свойства художественного воображения, эмоциональную настроенность, эмоциональное отношение к изображенному. Ведущие и вспомогательные компоненты способностей образуют единство, обеспечивающее успешность деятельности. Однако структура способностей — это весьма гибкое образование. Соотношение ведущих и вспомогательных качеств в конкретной способности у разных людей неодинаково. В зависимости от того, какое качество у человека является ведущим, происходит формирование вспомогательных качеств, необходимых для выполнения деятельности. Более того, даже в рамках одной и той же деятельности люди могут обладать различным сочетанием качеств, которые позволят им одинаково успешно выполнять данную деятельность, компенсируя недостатки. Следует отметить, что отсутствие способностей еще не означает непригодности человека к выполнению той или иной деятельности, поскольку существуют психологические механизмы компенсации отсутствующих способностей. Часто заниматься деятельностью приходится не только тем, кто имеет к ней способности, но и тем, кто их не имеет. Если человек вынужден продолжать занятия этой деятельностью, он сознательно или неосознанно будет компенсировать недостаток способностей, опираясь на сильные стороны своей личности. По мнению Е. П. Ильина, компенсация может осуществляться через приобретаемые знания или умения, либо через формирование индивидуально-типического стиля деятельности, либо через другую, более развитую способность. Недостающая способность может быть в оченьшироких пределах компенсирована другими, высокоразвитыми у данного человека. Вероятно, именно это обеспечивает возможность успешной деятельности человека в самых различных областях. Проявление способностей всегда строго индивидуально и чаще всего неповторимо. Поэтому свести одаренность людей, даже занимающихся одной и той же деятельностью, к набору конкретных показателей представляется невозможным. С помощью различных психодиагностических методик можно лишь установить Наличие тех или иных способностей и определить относительный уровень их развития. Характеризуя способности человека, часто выделяют такой уровень их развития, как мастерство, т. е. совершенство в конкретном виде деятельности. Когда говорят о мастерстве человека, в первую очередь имеют в виду его способность успешно заниматься производительной деятельностью. Однако отсюда не следует, что мастерство выражается в соответствующей сумме готовых умений и навыков. Мастерство в любой профессии предполагает психологическую готовность к творческим решениям возникающих проблем. Недаром говорят: «Мастерство — это когда "что" и "как" приходят одновременно», — подчеркивая, что для мастера нет разрыва между осознанием творческой задачи и нахождением способов ее решения. Следующий уровень развития способностей человека — талант. Слово «талант» встречается в Библии, где имеет значение меры серебра, которую ленивый раб получил от господина на время его отсутствия и предпочел зарыть в землю, вместо того чтобы пустить в оборот и получить прибыль (отсюда и поговорка «зарыть свой талант в землю»). В настоящее время под талантом понимают высокий уровень развития специальных способностей (музыкальных, литературных и т. д.). Так же как и способности, талант проявляется и развивается в деятельности. Деятельность талантливого человека отличается принципиальной новизной, оригинальностью подхода. Следует отметить, что талант — это определенное сочетание способностей, их совокупность. Отдельная изолированная способность, даже очень высокоразвитая, не может быть названа талантом. Например, среди выдающихся талантов можно найти много людей, как с хорошей, так и с плохой памятью. Это связано с тем, что в творческой деятельности человека память — это лишь один из факторов, от которых зависит ее успешность. Но результаты не будут достигнуты без гибкости ума, богатой фантазии, сильной воли, глубокой заинтересованности. Высший уровень развития способностей называют гениальностью. О гениальности говорят, когда творческие достижения человека составляют, целую эпоху в жизни общества, в развитии культуры. Гениальных людей очень мало. Принято считать, что за всю пятитысячную историю цивилизации их было не более 400 человек. Высокий уровень одаренности, который характеризует гения, неизбежно связан с незаурядностью в различных областях деятельности. Среди гениев, добившихся подобного универсализма, можно назвать Аристотеля, Леонардо да Винчи, Р. Декарта, Г. В. Лейбница, М. В. Ломоносова. Например, М. В. Ломоносов достиг выдающихся результатов в различных областях знаний: химии, астрономии, математике и в то же время был художником, литератором, языковедом, превосходно знал поэзию. Однако это не означает, что все индивидуальные качества гения развиты в одинаковой степени. Гениальность, как правило, имеет свой «профиль», какая-то сторона в ней доминирует, какие-то способности проявляются ярче.
10.5. Проблема развития способностей. Проблема измерения и определения.
Любые задатки, прежде чем превратиться в способности, должны пройти большой путь развития. Для многих человеческих способностей это развитие начинается с рождения человека и, если он продолжает заниматься теми видами деятельности, в которых соответствующие способности развиваются, не прекращается до конца жизни. Каждый человек в своем развитии проходит периоды повышенной чувствительности к тем или иным воздействиям, к освоению того или иного вида деятельности. Например, у ребенка в возрасте двух-трех лет интенсивно развивается устная речь, в пять-семь лет он наиболее готов к овладению чтением. В среднем и старшем дошкольном возрасте дети увлеченно играют в ролевые игры и обнаруживают чрезвычайную способность к перевоплощению и вживанию в роли. Важно отметить то, что эти периоды особой готовности к овладению специальными видами деятельности рано или поздно кончаются, и если какая-либо функция не получила своего развития в благоприятный период, то впоследствии ее развитие оказывается чрезвычайно затруднено, а то и вовсе невозможно. Поэтому для развития способностей ребенка важны все этапы его становления как личности. Нельзя думать, что в старшем возрасте ребенок сможет наверстать упущенное. Первичный этап в развитии любой способности связан с созреванием необходимых для нее органических структур или с формированием на их основе нужных функциональных органов. Обычно это происходит в период от рождения до шести-семи лет. На данном этапе происходит совершенствование работы всех анализаторов, развитие и функциональная дифференциация отдельных участков коры головного мозга. Это создает благоприятные условия для начала формирования и развития у ребенка общих способностей, определенный уровень которых выступает в качестве предпосылки для последующего развития специальных способностей. В это же время начинается становление и развитие специальных способностей. Затем развитие специальных способностей продолжается в школе, особенно в младших и средних классах. Поначалу развитию специальных способностей помогают различного рода детские игры, затем существенное влияние на них начинает оказывать учебная и трудовая деятельность. Как вы уже знаете, игры детей выполняют особую функцию. Именно игры дают первоначальный толчок к развитию способностей. В процессе игр происходит развитие многих двигательных, конструкторских, организаторских, художественно-изобразительных и других творческих способностей. Причем важной особенностью игр является то, что в них, как правило, развивается не одна, а сразу целый комплекс способностей. Следует отметить, что не все виды деятельности, которой занимается ребенок, будь то игра, лепка или рисование, имеют одинаковое значение для развития способностей. Наиболее способствует развитию способностей творческая деятельность, которая заставляет ребенка думать. Такая деятельность всегда связана с созданием чего-либо нового, открытием для себя нового знания, обнаружением в самом себе новых возможностей. Это становится сильным и действенным стимулом к занятиям ею, к приложению необходимых усилий, направленных па преодоление возникающих трудностей. Более того, творческая деятельность укрепляет положительную самооценку, повышает уровень притязаний, порождает уверенность в себе и чувство удовлетворенности от достигнутых успехов. Если выполняемая деятельность находится в зоне оптимальной трудности, т. е. на пределе возможностей ребенка, то она ведет за собой развитие его способностей, реализуя то, что Л. С. Выготский называл зоной ближайшего развития. Деятельность, не находящаяся в пределах этой зоны, в гораздо метшей степени способствует развитию способностей. Если она слишком проста, то обеспечивает лишь реализацию уже имеющихся способностей; если же она чрезмерно сложна, то становится невыполнимой и, следовательно, также не приводит к формированию новых умений и навыков. Как вы помните, развитие способностей в значительной мере зависит от условии, позволяющих реализоваться задаткам. Одним из таких условий являются особенности семенного воспитания. Если родители проявляют заботу о развитии способностей своих детей, то вероятность обнаружения у детей каких-либо способностей более высока, чем когда дети предоставлены сами себе. Другую группу условий развития способностей определяют особенности макросрсды. Макросредой принято считать особенности общества, в котором родился и растет человек. Наиболее позитивным фактором макросреды является та ситуация, когда общество проявляет заботу о развитии способностей у своих членов. Эта забота общества может выражаться в постоянном совершенствовании системы образования, а также в развитии системы профессиональной ориентации подрастающего поколения. В любом случае прогноз о пригодности индивида к той или иной деятельности должен строиться исходя из положения о развитии способностей в деятельности.
Практические и семинарские занятия 2 часа. Типы (сочетание): кейс-метод, тренинг, с применением затрудняющих условий (временные ограничения), проектирование.
Занятие 10. Интеллектуальные и личностные качества. Способности, склонности, креативность, талант, гениальность.
Обсуждение теоретических вопросов:
Общие подходы к определению понятия интеллекта. Модели интеллекта в современной психологии (Спирмен, Терстоун, Кеттелл). Трехмерная модель интеллекта по Дж. Гилфорду.
Структура интеллекта как системы познавательных способностей. Интеллектуальные операции и интеллектуальное поведение.
Проблема развития интеллекта. Критерии развития интеллекта. Интеллектуальные способности.
Понятие креативности.
Креативные качества личности.
Одаренность, талант, гениальность.
Практическое занятие:
Методы и методики изучения особенностей интеллекта и личностных качеств.
Методы и методики диагностики способностей и креативности.
Элементы тренинга развития креативности.
Контроль самостоятельной работы
Консультирование выполнения заданий
Модуль 2. Юридическая психология
Теоретические занятия (лекция) 2 часа. По технологии междисциплинарного обучения. Типы (сочетание): информационная, проблемная, лекция-беседа, лекция-визуализация.
Лекция 1. Предмет, задачи, система, история юридической психологии. Методы юридической психологии.
Содержание и задачи юридической психологии. Связь юридической психологии с другими науками.
История развития юридической психологии.
Характеристика методов изучения личности.
Объем изучения личности.
- Рабочая программа дисциплины
- Рабочая программа дисциплины
- 1. Цель освоения дисциплины
- 2. Место дисциплины в структуре ооп
- 3. Структура и содержание дисциплины
- Тема 1. Объект, предмет, задачи и методы психологии.
- Тема 3. Психика и организм. Психика поведение и деятельность. Активность психики. Уровни саморегуляции активности.
- Тема 4.Сознание и самосознание. Бессознательная сфера личности.
- Тема 5. Онтогенез и филогенез личности. Возрастные особенности индивида, их проявления в поведении и деятельности. Личностные кризисы.
- Тема 6. Направленность и мотивационная сфера личности. Поступок и принятие решений.
- Тема 7. Познавательные психические процессы.
- Тема 8. Понятие психической нормы и патологии. Акцентуации характера. Личностная деформация.
- Тема 9. Эмоции и чувства. Психические состояния. Нервно – психическая устойчивость и стрессоустойчивость.
- Тема 10. Интеллектуальные и личностные качества. Способности, склонности, креативность, талант, гениальность.
- Тема 1. Предмет, задачи, система, история юридической психологии. Методы юридической психологии.
- Тема 2. Психологические характеристики личности.
- Тема 3.Правовая социализация личности.
- Тема 4. Криминальная психология.
- Тема 5. Психологическая характеристика следственной деятельности.
- Тема 6. Психология допроса. Психология следственных действий. Психологические особенности судебной деятельности. Судебно-психологическая экспертиза.
- Тема 7. Пенитенциарная психология.
- 4. Формы контроля освоения дисциплины
- 4.1. Рефераты
- 4.4. Контрольные работы
- 5. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины По модулю 1
- По модулю 2
- Интернет-ресурсы http://yurpsy.By.Ru/ (сайт посвящен проблемам юридической психологии)
- Аннотация рабочей программы
- Технологии и формы преподавания Рекомендации по организации и технологиям обучения для преподавателя
- Образовательные технологии
- Виды и содержание учебных занятий
- 1.1Объект, предмет, задачи и структура современной психологии.
- 1.2.Представление античных и средневековых философов о душе и сознании. Этапы развития психологии.
- 1.3.Основные направления западной научной психологии.
- 1.4.Место психологии в системе наук.
- 1.7.Методология методы психологических исследований.
- 2.1.Понятие о психике человека.
- 2.2. Психическое отражение. Регулирующие функции психики. Специфика психического отражения.
- 2.3. Пассивная и активная адаптация.
- 2.4.Соотношение субъективной и объективной реальности.
- 2.5. Современные представления об этапах развития психики.
- 2.7. Этапы развития психики животных.
- 3.1. Психика и организм. Компоненты влияния природы на психику.
- 3.2 Особенности человеческого организма.
- 3.3. Психика, поведение и деятельность. Особенности деятельности животных и человека.
- 3.4.Основные характеристики деятельности.
- 3.5. Компоненты действия и их функции. Процессы деятельности.
- 3.6. Потребности. Гомеостатическое поведение.
- 4.1Возникновение сознания человека. Развитие сознания.
- 4.3.Функции, свойства и структура сознания.
- 4.4.Я-концепция. Самосознание
- 4.5. Взаимодействие сознания и подсознания. Неосознаваемые явления.
- 4.6.Понятие «бессознательного». Психологические защиты.
- 4.7. Состояния сознания. Измененные состояния сознания. Нарушения сознания.
- Лекция 5. Онтогенез и филогенез личности. Возрастные особенности индивида, их проявления в поведении и деятельности. Личностные кризисы.
- 5.1.Онтогенез как процесс развития индивидуального организма. Возрастные, половые, конституционные и нейродинамические особенности человека.
- 5.2.Филогенез личности. Человек как биологический объект.
- 5.3. Индивид, индивидуальность, личность, субъект деятельности.
- 5.4. Проблема возраста и возрастной периодизации.
- 5.5.Стадии возрастного развития человека по теориям и воззрениям з. Фрейда и э. Эриксона.
- 5.6.Социальный тип и психологические характеристики ведущей деятельности на каждой возрастной эпохе психического развития человека.
- 5.7.Личностные кризисы психического развития. Понятие кризисов психического развития и их психологические характеристики в возрастной периодизации.
- 5.8.Феномен смерти.
- Занятие 5. Онтогенез и филогенез личности. Возрастные особенности индивида, их проявления в поведении и деятельности. Личностные кризисы.
- Лекция 6. Направленность и мотивационная сфера личности. Поступок и принятие решений.
- Принятие решений и его психологическая характеристика. Волевые расстройства.
- 6.2. Характеристики мотивационной сферы. Мотив и мотивация. Классификация. Виды. Осознанные и неосознанные мотивы.
- 6.3. Теории мотиваций.
- 6.4. Потребности как источник активности личности. Иерархия потребностей а. Маслоу.
- 6.5. Принятие решений и его психологическая характеристика. Волевые расстройства.
- Занятие 6. Направленность и мотивационная сфера личности. Поступок и принятие решений.
- Лекция 7.Познавательные психические процессы.
- Речь. Виды. Функции речи. Характеристики.
- Понятие о воображении. Виды и функции воображения.
- Память как высшая психическая функция
- 7.1.Познавательные психические процессы как основа планирования человеком своей деятельности и жизни.
- 7.2.Отражение, сохранение, переработка информации. Виды отражения.
- 7.3. Понятие об ощущении и восприятии. Характеристика ощущения и восприятия как психических процессов.
- Характеристики восприятия
- 7.4. Внимание как объект психологического исследования. Функции. Виды. Свойства.
- 7.5.Понятие о представлении. Свойства представления. Роль представлений в развитии познавательной сферы.
- 7.6.Понятие о мышлении. Виды. Формы. Операции.
- Формы мышления. Выделяют три логические формы мышления: понятие, суждение, умозаключение.
- Мыслительные операции. Процесс мышления осуществляется при помощи ряда мыслительных операций: анализа и синтеза, абстракции и конкретизации, классификации, систематизации, сравнения, обобщения.
- 7.7.Речь. Виды. Функции речи. Характеристики.
- 7.8.Понятие о воображении. Виды и функции воображения.
- 7.9. Память как высшая психическая функция
- Занятие 7. Познавательные психические процессы.
- Речь. Виды. Функции речи. Характеристики.
- 8.2.Здоровье личности. Гипотеза об уровнях психического здоровья
- 8.4.Акцентуации характера, критерий и виды. Классификации акцентуированных характеров по к. Леонгарду и а.Е. Личко.
- Занятие 8. Понятие психической нормы и патологии. Акцентуации характера. Личностная деформация.
- Общее представление об эмоциях. Функции эмоций.
- 9.2. Теории эмоций.
- 9.3.Основные эмоциональные состояния. Их роль в регуляции поведения.
- 9.4.Чувства. Виды чувств. Закономерности формирования.
- 9.5.Психические состояния в ряду других психических явлений. Основные характеристики.
- 9.7.Пограничное состояние. Пограничные психические расстройства.
- Занятие 9. Эмоции и чувства. Психические состояния. Нервно – психическая устойчивость и стрессоустойчивость.
- 10.1. Понятие о темпераменте. Физиологические основы. Типы темперамента.
- 10.3. Общая характеристика способностей человека. Подходы. Структура. Виды способностей.
- 1.1. Предмет, задачи, система юридической психологии. Связь юридической психологии с другими науками
- 1.2. История развития юридической психологии.
- 1.3. Методы юридической психологии.
- 1.4.Объем изучения личности
- 2.1.Эмоции и чувства. Аффект.
- 2.2.Индивидуально-психологические особенности личности. Темперамент, характер и способности.
- 2.3. Волевая сфера личности.
- 4.2.Психологические особенности (черты) личности преступника.
- 4.3.Психологические предпосылки преступного поведения.
- 4.5.Типология преступных групп.
- 4.6. Функциональная характеристика организованных преступных формирований.
- 4.7. Структура организованных преступных формирований.
- 4.8. Механизмы сплочения преступных групп.
- 4.9. Психологические особенности несовершеннолетних правонарушителей.
- 4.10. Социально-психологическая характеристика преступного поведения несовершеннолетних.
- 4.11.Мотивация насильственных преступлений у подростков.
- 4.13.Социально-психологические основы профилактики правонарушений несовершеннолетних.
- 5.1.Психологическая характеристика деятельности следователя.
- 5.2.Профессиональные качества следователя.
- 5.3.Профессиональная деформация личности следователя и основные пути ее предупреждения.
- 6.1.Психологические аспекты подготовки следователя к допросу.
- 6.2.Психология допроса свидетеля и потерпевшего.
- 6.3.Психология допроса подозреваемого и обвиняемого.
- 6.4. Психологические особенности допроса при изобличении допрашиваемого во лжи.
- 6.5. Психология осмотра места происшествия.
- 6.6.Психология обыска.
- 6.7. Психология предъявления для опознания.
- 6.8. Психология следственного эксперимента.
- 6.9. Психология судебной деятельности.
- 6.10. Психология судебного допроса.
- 6.11. Психологические особенности допроса подсудимого, потерпевших и свидетелей.
- 6.12. Психологические аспекты судебных прений.
- 6.13.Психология вынесения приговора.
- 6.14. Понятие и сущность судебно-психологической экспертизы.
- 6.15. Порядок назначения и производства судебно-психологической экспертизы.
- 6.16.Судебно - психологическая экспертиза физиологического аффекта.
- 7.2.Психические состояния осужденного.
- 7.3.Адаптация осужденных к условиям лишения свободы.
- 7.4.Социально-психологическая структура коллектива осужденных. Иерархическая система групп осужденных отрицательной направленности.
- 7.5.Основные средства исправления и перевоспитания осужденных.
- 7.6.Методы преобразования психологии взаимоотношений в исправительном учреждении.
- 7.6.Социальная реадаптация освобожденного.
- Технологии и формы обучения Рекомендации по освоению дисциплины для студента
- Оценочные средства и методики их применения
- 1. Фонды оценочных средств
- Оценочные средства и методики их применения
- 1. Фонды оценочных средств
- 3.Критерии оценивания