Проблема выделения творческого мышления как самостоятельного предмета изучения.
Одна из центральных проблем психологии творчества – как возникают психические новообразования в творческом процессе? Традиционно эта проблема механизмов новообразований ставится в контексте изучения продуктивности мышления и исследуется на материале решения задач на соображение как проблемных ситуаций, служащих необходимым условием для развертывания творческого процесса.
Многочисленные исследования творчества как мыслительного процесса установили, что его результатом являются интеллектуальные новообразования в виде открываемых субъектом знаний о способах разрешения проблемной ситуации. Вместе с тем была выявлена значимость личностной обусловленности мышления. Ее изучение с позиций системного подхода привело к установлению важного факта разноплановости мыслительного процесса, что позволило представить его как сбалансированное движение мысли по иерархически организованным уровням: личностному, рефлексивному, предметному, операциональному. При экспериментальной реализации этой концептуальной модели мышления были обнаружены феномены интенсификации рефлексии перед инсайтом и ее доминирования среди остальных уровневых компонентов мышления при успешных решениях задач. Анализ этих фактов вскрыл ведущую роль рефлексии в действенной реализации личностной обусловленности творческого процесса.
Проблемы творчества широко разрабатывались в отечественной психологии. В настоящее время исследователи ведут поиск интегрального показателя, характеризующего творческую личность. Этот показатель может определяться как некоторое сочетание интеллектуальных и мотивационных факторов или же рассматриваться как непрерывное единство процессуальных и личностных компонентов мышления и творческого мышления (А.В. Брушлинский). Большой вклад в разработку проблем способностей, одаренности, творческого мышления внесли такие психологи, как Б.М. Теплов, С.Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев,
арубежные ученые также глубоко изучали творческое мышление. Некоторые люди, по мнению Брунера, имеют определенные способности для нового и необычного кодирования информации. Гэллах и Коган (3) установили, что креативные дети имеют более высокие оценки в тестах на широту категоризации. Познавательная сфера креативных индивидов характеризуется наличием широких категорий, синтетичностью в восприятии окружающего мира и высоким уровнем когнитивной гибкости. По мнению большинства психологов, творческие способности не являются синонимами способностей к обучению и редко отражаются в интеллектуальных тестах, показателем которых является IQ. Тесты творческих способностей за рубежом разрабатывались в основном Дж. Гилфордом, применялись и модифицированные тесты для детей, разработанные Торренсом. 0
-
Мышление как ориентировочно-исследовательская деятельность (П.Я.Гальперин).
Определение предмета психологии мышления П.Я. Гальпериным звучит, так: «Психология изучает не просто мышление и не все мышление, а только процесс ориентировки субъекта при решении интеллектуальных задач на мышление» [49, 94]. Таким образом, есть две разные версии, две разные трактовки собственно предмета психологии мышления, и задача заключается в том, чтобы выделить то, что их объединяет. Это единство может быть сведено к следующим четырем положениям.
1. Необходимость выделения специального аспекта изучения мышления психологией, отказ от попыток отнести все виды мышления к компетенции психологии.
2. Указание на процессуальность мышления, т. е. развертываемость во времени, динамику.
3. Не очень строгое использование терминов «процесс», «деятельность». Так, С.Л. Рубинштейн через запятую пишет, «мышление как процесс, как деятельность», а П.Я. Гальперин говорит то о процессе ориентировки, то об ориентировочно-исследовательской деятельности. Ориентировка как процесс и ориентировка как деятельность тоже чаще используются как синонимы, чем как четко разделяемые реальности.
4. Признание того факта, что мыслит субъект, ориентировку осуществляет субъект. И вот этот субъектный характер ориентировки, деятельности обязательно должен учитываться психологом. На уровне логического анализа можно абстрагироваться от субъекта и часто нужно абстрагироваться от субъекта, а на уровне психологического анализа от субъекта абстрагироваться нельзя.
Эти формулировки предмета психологии мышления выделяют некоторую специальную реальность, подлежащую психологическому изучению. И как рабочие определения, т.е. не претендующие на полноту, могут быть приняты и в настоящее время. Однако сразу же необходимо сказать, что в этих определениях есть некоторое уязвимое звено. В самом определении не расшифрован процесс, не расшифрована ориентировка, не расшифровано содержание термина деятельность, и это открывает возможность для многозначных прочтений, поэтому [Исследования мышления последних десятилетий в значительной степени были направлены на то, чтобы более детально представить, наполнить большим психологическим содержанием термины «процесс», «деятельность», «ориентировка», сохранив сами термины как исходные, рабочие. Но, поскольку мы не можем результаты всех реальных исследований поднять до уровня формулировок определения предмета психологии, мы сохраняем пока эти определения, но оговариваемся, что представления о процессе, деятельности, ориентировке меняются, варьируют у разных авторов и наполняются все большим содержанием. Например, был показан избирательный характер ориентировки при решении достаточно сложных задач, ее незаданность, нешаблонность при решении собственно творческих задач [147]. С другой стороны, сегодня уже недостаточно описывать реальный процесс мышления как взаимодействие операций анализа и синтеза, он включает в себя динамику и порождение смыслов, целей, оценок, потребностей. Пока ограничимся следующим рабочим определением: мышление — это процесс, познавательная деятельность, продукты которой характеризуются обобщенным, опосредованным отражением действительности, оно дифференцируется на виды в зависимости от уровней обобщения и характера используемых средств, в зависимости от новизны этих обобщений и средств для субъекта, от степени активности самого субъекта мышления.
- Вопросы сделано до: Эмоции и процессы мотивации
- Для подготовки к экзамену по дисциплине «Общая психология» (II семестр)
- Мышление в системе познавательных процессов.
- Мышление и деятельность. Мышление и сознание. Мышление и общение.
- 4. Общая характеристика наглядно-действенного, наглядно-образного и вербально-логического (логико-понятийного) мышления.
- Эмпирическое и теоретическое мышление (по в.В.Давыдову).
- Сравнение практического и теоретического мышления (по б.М.Теплову).
- Продуктивное и репродуктивное мышление. Творческое и критическое мышление.
- Специфика применения методов наблюдения, эксперимента и беседы при изучении мышления.
- Характеристика «клинического метода» ж.Пиаже.
- 10. Описание мышления в классической психологии сознания.
- 11. Концепция и экспериментальные исследования вюрцбургской школы.
- 12. Изучение мышления с позиций гештальтпсихологии.
- 13. Понимание мышления в бихевиоризме и необихевиоризме.
- Генетический подход к исследованию мышления.
- Психоаналитический подход к анализу мышления.
- Проблема выделения творческого мышления как самостоятельного предмета изучения.
- 19.Стадии мыслительного процесса.
- Мышление и самосознание личности. Рефлексивная регуляция мышления.
- Интеллектуальная активность личности.
- «Искусственный интеллект» и мышление человека.
- Культурно-исторический подход к развитию мышления человека.
- Стадии развития интеллекта (концепция ж.Пиаже).
- Значение слова как единица анализа речевого мышления.
- 26.Основные подходы к анализу взаимоотношений мышления и речи.
- 28. Эгоцентрическая речь: полемика л.С.Выготского и ж.Пиаже.
- 29. Речевая деятельность и общение.
- 30. Виды и функции речи.
- 31. Память и другие психические процессы. Память и сознание. Память и личность.
- 33. Проблема улучшения памяти. Мнемотехники: виды и примеры использования.
- 34. Восприятие, мышление, воображение: сходства и различия.
- Механизмы воображения
- 36. Воображение в научном, техническом, художественном творчестве.
- 37. Развитие представлений об эмоциях в истории психологии.
- 39. Эмоции и процессы познания.
- 41.Определение воли и подходы к ее изучению.
- 42.Критерии воли. Произвольная и волевая регуляция.
- 43.Волевые процессы, их виды и детерминанты.