Механизмы воображения
-
агглютинация — форма синтеза образов воображения, заключающаяся в слиянии, «склеивании» нескольких различных, в повседневной жизни не соединяемых качеств, свойств, частей, образов в один, в частности, в сновидениях, художественном творчестве, психопатологических переживаниях.
-
гиперболизация — увеличение или уменьшение объекта и его частей; способ худож. обобщения, при к-ром худож. образность достигается путем намеренного преувеличения к.-л. свойства, качества, особенностей предмета, явления или процесса. Гиперболический худож. образ подчеркнуто условен, его реальный аналог не может в действительности обладать указанными свойствами с той мерой концентрации, к-рая выступает нарушением правдоподобия. Г.— способ создания особой выразительности, эмоциональности, экспрессивности изображаемого. Вспомним поэтические строки Маяковского «В сто сорок солнц закат пылал...»
-
схематизация — сглаживание различий между объектами и выявление их сходств; Схематизация является как бы подготовительным этапом к наиболее сложному приему творческого воображения - типизации, процессу разложения и соединения, в результате чего выкристаллизовывается определенный образ (человека, его дела, взаимоотношений). В образе художник обычно стремится передать определенный более или менее осознанный замысел. В соответствии с этим замыслом происходит акцентирование тех, а не иных черт, подбор при агглютинации таких, а не других моментов. В результате одни черты опускаются, как бы выпадают из внимания, другие упрощаются, освобождаются от частностей, усложняющих деталей, третьи же, наоборот, усиливаются, а в целом весь образ преобразуется. В качестве примера схематизации могут служить национальные орнаменты и узоры, элементы которых заимствованы из окружающего мира. Каждый человек без труда может представить себе «итальянца», «англичанина», «китайца» или представителя любой другой нации.
-
акцентирование — заключается в подчеркивании наиболее существенных, типичных признаков образа. В создаваемом образе какая-либо часть, деталь выделяется и особо подчеркивается, например, изменяясь по величине и делая объект непропорциональным. Акцентирование позволяет выделить самое существенное, самое важное в данном конкретном образе. Как правило, этот способ используется при создании художественных образов. Этим приемом нередко пользуются карикатуристы: воспроизводя одни черты оригинала - иначе было бы неизвестно кого хотят изобразить, они утрируют, возводя в абсолют другие черты. Болтуна изображают с длинным языком, любителя поесть наделяют объемистым животом и т.д. Главной особенностью такой переработки образов восприятия в образы воображения является то, что, отражая реальную действительность и типизируя ее, художественный образ всегда дает широкое обобщение, однако это обобщение всегда отражено в конкретном образе. Причем переработка представлений при создании типического образа не совершается путем механического складывания или вычитания каких-либо черт. Процесс создания типического образа представляет собой сложный творческий процесс и отражает определенные индивидуальные особенности человека, создающего этот образ.;
-
типизация — выделение повторяющегося и существенного в однородных явлениях. обобщение и эмоциональная насыщенность образа. Это наиболее сложный путь создания образа творческого воображения. A.M. Горький писал, что талантливыми можно считать тех литераторов, которые хорошо владеют приемами наблюдения, сравнения, отбора наиболее характерных особенностей людей и включения «воображения» этих особенностей в одно лицо. «Как строятся типы в литературе? - спрашивал A.M. Горький. - Они строятся, конечно, не портретно, не берут определенно какого-нибудь человека, а берут 30-50 человек одной линии, одного ряда, одного настроения и из них создают Обло-мова, Онегина, Фауста, Гамлета, Отелло и т.д. Все это -обобщенные типы».
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Вопросы сделано до: Эмоции и процессы мотивации
- Для подготовки к экзамену по дисциплине «Общая психология» (II семестр)
- Мышление в системе познавательных процессов.
- Мышление и деятельность. Мышление и сознание. Мышление и общение.
- 4. Общая характеристика наглядно-действенного, наглядно-образного и вербально-логического (логико-понятийного) мышления.
- Эмпирическое и теоретическое мышление (по в.В.Давыдову).
- Сравнение практического и теоретического мышления (по б.М.Теплову).
- Продуктивное и репродуктивное мышление. Творческое и критическое мышление.
- Специфика применения методов наблюдения, эксперимента и беседы при изучении мышления.
- Характеристика «клинического метода» ж.Пиаже.
- 10. Описание мышления в классической психологии сознания.
- 11. Концепция и экспериментальные исследования вюрцбургской школы.
- 12. Изучение мышления с позиций гештальтпсихологии.
- 13. Понимание мышления в бихевиоризме и необихевиоризме.
- Генетический подход к исследованию мышления.
- Психоаналитический подход к анализу мышления.
- Проблема выделения творческого мышления как самостоятельного предмета изучения.
- 19.Стадии мыслительного процесса.
- Мышление и самосознание личности. Рефлексивная регуляция мышления.
- Интеллектуальная активность личности.
- «Искусственный интеллект» и мышление человека.
- Культурно-исторический подход к развитию мышления человека.
- Стадии развития интеллекта (концепция ж.Пиаже).
- Значение слова как единица анализа речевого мышления.
- 26.Основные подходы к анализу взаимоотношений мышления и речи.
- 28. Эгоцентрическая речь: полемика л.С.Выготского и ж.Пиаже.
- 29. Речевая деятельность и общение.
- 30. Виды и функции речи.
- 31. Память и другие психические процессы. Память и сознание. Память и личность.
- 33. Проблема улучшения памяти. Мнемотехники: виды и примеры использования.
- 34. Восприятие, мышление, воображение: сходства и различия.
- Механизмы воображения
- 36. Воображение в научном, техническом, художественном творчестве.
- 37. Развитие представлений об эмоциях в истории психологии.
- 39. Эмоции и процессы познания.
- 41.Определение воли и подходы к ее изучению.
- 42.Критерии воли. Произвольная и волевая регуляция.
- 43.Волевые процессы, их виды и детерминанты.