34. Восприятие, мышление, воображение: сходства и различия.
Восприятие — это процесс порождения образов в результате непосредственного воздействия информации на органы чувств человека, причем соответствующая информация касается реально существующих предметов и явлений, которые воздействуют на органы чувств в данный момент времени. Восприятие — это процесс порождения образов в отсутствие реальной стимуляции органов чувств со стороны объективно существующих явлений и предметов. Иными словами, в восприятии образы рождаются лишь тогда, когда связанные с ними предметы и явления присутствуют в окружающем мире и воздействуют на органы чувств человека, а в воображении образы возникают, когда соответствующие предметы и явления отсутствуют. В этом заключается первое отличие воображения от восприятия. Второе отличие воображения от восприятия состоит в том, что образы восприятия более или менее точно отражают объективно существующие явления и предметы и обычно не имеют в себе такого, чего не было бы в этих предметах и явлениях. Образы, рождаемые воображением человека, всегда несут в себе нечто, чего нет в реальной действительности. Иногда они являются продуктом чистой фантазии, то есть ничему в реальной действительности не соответствуют вообще. Достаточно близка к воображению человека его образная память. Но и здесь можно увидеть существенные отличия воображения от памяти. Прежде всего, память может воспроизвести лишь то, что человек когда-то запомнил. В ней нет ничего такого, чего не было бы в памяти человека, долговременной или оперативной. Правда, могут иметь место искажения, ошибки памяти, но и они не являются случайными и по своему содержанию практически всегда чем-то напоминают то, что сохранилось в памяти. Образы, рождаемые воображением, всегда имеют в себе нечто не существовавшее в памяти.
Воображение, особенно творческое, напоминает мышление. Как продукт, так и результат творческого воображения представляют собой придуманный человеком образ. Однако когда мы говорим о мышлении, под ним мы понимаем целенаправленный процесс решения задачи, результат которого как бы известен заранее. Приступая к творческому мышлению, человек знает, что он собирается создать, и постоянно сверяет продукт своего образного мышления с намеченной целью. Для творческого воображения никакой заранее намеченной цели не существует. В творческом воображении рождаемый фантазией человека образ непредсказуем, появляется и изменяется в самом процессе и почти всегда является в чем-то неожиданным для самого человека.
воображение тесно связано с мышлением. Подобно мышлению, оно позволяет предвидеть будущее. Что общего и к чему сводятся различия между воображением и мышлением?
Общее заключается в следующем:
1. воображение и мышление возникают в проблемной ситуации, т.е. в тех случаях, когда необходимо отыскать новое решение;
2. воображение и мышление мотивируются потребностями личности. Реальному процессу удовлетворения потребностей может предшествовать иллюзорное, воображаемое удовлетворение потребностей, т.е. живое, яркое представление той ситуации, при которой эти потребности могут быть удовлетворены.
Различия заключаются в следующем:
1. опережающее отражение действительности, осуществляемое в процессах воображения, происходит в конкретно-образной форме, в виде ярких представлений, в то время как опережающее отражение в процессах мышления происходит путем оперирования понятиями, позволяющими обобщенно и опосредованно познавать мир;
2. в процессе деятельности воображение выступает в единстве с мышлением. Включение воображения или мышления в процесс деятельности определяется неопределенностью проблемной ситуации, полнотой или дефицитом информации, содержащейся в исходных данных задачи. В проблемной ситуации, с которой начинается деятельность, существуют две системы опережения сознанием результатов этой деятельности: организованная система образов и представлений и организованная система понятий. В основе воображения лежит возможность выбора образа. В основе мышления — возможность новой комбинации понятий. Часто такая работа идет сразу в "двух этажах", так как системы образов и понятий тесно связаны — например, выбор способа действия осуществляется путем логических рассуждений, с которыми органически слиты яркие представления о том, как будет осуществляться действие. Рассматривая сходство и различие воображения и мышления, необходимо заметить, что проблемная ситуация может характеризоваться большей или меньшей неопределенностью:
35. Диагностика способностей к творческому воображению и изучение его психологических механизмов.
Воображе́ние — способность сознания создавать образы, представления, идеи и манипулировать ими; играет ключевую роль в следующих психических процессах: моделирование, планирование, творчество, игра. В широком смысле, всякий процесс, протекающий «в образах» является воображением.
Воображение является основой наглядно-образного мышления, позволяющего человеку ориентироваться в ситуации и решать задачи без непосредственного вмешательства практических действий. Оно во многом помогает ему в тех случаях жизни, когда практические действия или невозможны, или затруднены, или просто нецелесообразны. Например, при моделировании абстрактных процессов и объектов[1].
Тесты творческих способностей разработаны в Калифорнийском университете Дж. Гилфордом и его коллегами. В духе своих факторно-аналитических работ Дж. Гилфорд разработал категории дивергентного и конвергентного мышления. Конвергентное мышление приводит к единственному правильному, обусловленному данными фактами решению. Дивергентное мышление, согласно автору,— тип мышления, идущего в различных направлениях (J. Guilford, 1959). Такое мышление меньше ограничено заданными фактами; оно допускает изменение путей решения проблемы и приводит к неожиданным выводам и результатам. При обсуждении творческой продуктивности в искусстве Дж. Гилфорд высказал мысль, что некоторые из факторов дивергентной продуктивности, имеют важное значение. Так, вербальные факторы связаны с литературным творчеством, а изобразительные — связаны с графическим искусством.
Показатели тестов творческого мышления определяются следующими качествами: легкость, оригинальность и точность. Каждый тест может отражать 2, 3 фактора.
Беглость (легкость, продуктивность) характеризует беглость, легкость творческого процесса и определяется общим числом данных ответов.
Оригинальность — фактор, характеризующий оригинальность, своеобразие творческого мышления, необычность употреблением элементов, оригинальностью структуры ответа.
Точность характеризует стройность, логичность, строгость творческого мышления, выбор адекватного решения, соответствующего поставленной цели.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Вопросы сделано до: Эмоции и процессы мотивации
- Для подготовки к экзамену по дисциплине «Общая психология» (II семестр)
- Мышление в системе познавательных процессов.
- Мышление и деятельность. Мышление и сознание. Мышление и общение.
- 4. Общая характеристика наглядно-действенного, наглядно-образного и вербально-логического (логико-понятийного) мышления.
- Эмпирическое и теоретическое мышление (по в.В.Давыдову).
- Сравнение практического и теоретического мышления (по б.М.Теплову).
- Продуктивное и репродуктивное мышление. Творческое и критическое мышление.
- Специфика применения методов наблюдения, эксперимента и беседы при изучении мышления.
- Характеристика «клинического метода» ж.Пиаже.
- 10. Описание мышления в классической психологии сознания.
- 11. Концепция и экспериментальные исследования вюрцбургской школы.
- 12. Изучение мышления с позиций гештальтпсихологии.
- 13. Понимание мышления в бихевиоризме и необихевиоризме.
- Генетический подход к исследованию мышления.
- Психоаналитический подход к анализу мышления.
- Проблема выделения творческого мышления как самостоятельного предмета изучения.
- 19.Стадии мыслительного процесса.
- Мышление и самосознание личности. Рефлексивная регуляция мышления.
- Интеллектуальная активность личности.
- «Искусственный интеллект» и мышление человека.
- Культурно-исторический подход к развитию мышления человека.
- Стадии развития интеллекта (концепция ж.Пиаже).
- Значение слова как единица анализа речевого мышления.
- 26.Основные подходы к анализу взаимоотношений мышления и речи.
- 28. Эгоцентрическая речь: полемика л.С.Выготского и ж.Пиаже.
- 29. Речевая деятельность и общение.
- 30. Виды и функции речи.
- 31. Память и другие психические процессы. Память и сознание. Память и личность.
- 33. Проблема улучшения памяти. Мнемотехники: виды и примеры использования.
- 34. Восприятие, мышление, воображение: сходства и различия.
- Механизмы воображения
- 36. Воображение в научном, техническом, художественном творчестве.
- 37. Развитие представлений об эмоциях в истории психологии.
- 39. Эмоции и процессы познания.
- 41.Определение воли и подходы к ее изучению.
- 42.Критерии воли. Произвольная и волевая регуляция.
- 43.Волевые процессы, их виды и детерминанты.