logo
Шпоры_общая психология

Мышление и деятельность. Мышление и сознание. Мышление и общение.

Мышление предполагает изменение содержания для того, чтобы сделать его понятным, доступным для полного и глубокого восприятия субъектом. Эти изменения происходят посредством мыслительных операций. Если же рассматривать мышление в аспекте мыслительных операций, динамики их развертывания, то мышление выступает как процесс.

Мыслительный процесс всегда формируется в деятельности, во взаимодействии субъекта с окружающим миром. Мышление актуализируется под влиянием цели, в условиях возникновения проблемы. Цель формирует мышление как деятельность. Разворачиваясь во времени, будучи непрерывным, оно проявляет себя как процесс, поскольку мыслит не именно мышление, а субъект, потребности, интересы, чувства которого выполняют мотивационную роль. Это означает, что мышление имеет личностный аспект. субъектом мышления является личность, и именно это определяет содержание термина "деятельность".

Таким образом, все три компонента мышления (содержательный, функционально-операционный и целе-мотивационный) оказываются в мыслительной деятельности личности. Эта деятельность возникает и формируется как процесс в условиях проблемной ситуации и задачи.

Проблемная ситуация - это положение, задачи, содержащие противоречие между обстоятельствами и условиями, между тем, какими знаниями владеет на сегодня субъект, и тем, к чему он стремится, в каких знаниях нуждается.

У субъекта при восприятии этой ситуации возникает малоосознанный процесс неопределенности: Что не так? Что такое? Осознание проблемной ситуации составляет уже первый этап в ее решении.

На втором этапе происходит выделение известного и неизвестного. Вследствие этого проблемная ситуация превращается в задачу.

В структуре задачи выделяют условия и требования. Для характеристики условия используют такие признаки, как привычность-необычность ситуации, а также форму поставленного условия (словесное описание, изображения).

Задачи имеют замысел (идею, содержание). Важной характеристикой требований является уровень четкости их формулировки. В поиске вероятных путей решения задачи субъект делает ставку на одну из свойств задачи, выделения в ней определенных отношений и берет их за основу своей гипотезы.

Выработка гипотез позволяет предусмотреть пути решения и возможные результаты. Когда же количество альтернативных предположений относительно факта велика, субъект ищет способ быстрого выявления и устранения несоответствующих среди них. Все видоизменения гипотез происходят в зависимости не только от характера задачи, но и от опыта субъекта. Следующим этапом является решение задачи. Полная определенность в выборе пути решения ее предопределяет дальнейшие шаги субъекта. Последним этапом является проверка решения задачи. На этом этапе внимание субъекта направлено на причинно-следственные связи между элементами задачи, подтвержденные гипотезой и результатами.

МЫШЛЕНИЕ И СОЗНАНИЕ

Для различение мышления и сознания необходимо задать вопрос о соотношении сознания и мышления с множеством объектов субъектной действительности. Тут наблюдается принципиальная разница: все объекты, которые различает субъект (по самому факту их различения, по определению понятия "объект") даны субъекту в сознании - все, что есть в сознании есть объект, и наоборот все, что дано как объект есть в сознании. А вот с мышлением соотносится лишь часть различаемых субъектом объектов - только специфические объекты: понятия, мысли.

понятие "сознание" мы связываем с самим фактом данности объектов субъекту, причем непосредственной данности - только по самому факту их различения, да еще без какой либо дифференциации объектов (по типу и пр.). А понятие "мышление" фиксирует не только выделение из субъектной действительности особого класса объектов - тех которые можно различить именно и только мышлением - но обязательно подразумевает свершение некоторых операций с этими объектами. У мышление всегда есть результат. А сознание тотально - у него нет никакого продукта, оно есть просто данность.

В таком различении понятий "сознание" и "мышление" мы мышление относим к одной из форм оперирования субъектом объектами своей действительности наравне с этическими, эстетическими и прочими формами. У нас появляется возможность рассуждать о степени разумности субъекта (как, скажем, и о степени его эстетических отношений с действительностью), не связывая это с его сознанием.

МЫШЛЕНИЕ И ОБЩЕНИЕ

Мышление как компонент общения выступает в разных качествах:

  Интерпретаця реакций и движений другого человека (покраснел, значит волнуется).

  Понимание результатов предметных действий человека и деятельности в целом, поступка (дарит подарки – значит, хорошо относится).

  Понимание речевой продукции.

Мышление и конфликт. Свойства:

  Участники конфликта пытаются «мыслить за другого»

  У них внутренняя установка на борьбу (+ неприязнь к противнику)

  Они пытаются уличить ошибку противника

  Дезинформация противника

  Распознавание замыслов противника (учёт его индивидуальности и внешних обстоятельств)

  Повышение творческой активности в условиях обострения конфликта

  Уступки («отдать, чтобы найти!»)

Итак: цели другого человека – один из важных объектов межличностного познания. Межличностное познание включает в себя причинную интерпретацию поведения др. человека (поиск истинных причин; приписывание их человеку). Наиболее сложной задачей межличностного познания является познание истинных мотивов поступков др. человека

Мышление в структуре воздействия на другого человека. Воздействие выражается в желании ограничить (конфликт) или расширить (сотрудничество) познание другого человека. Приемы воздействия на личность противника: создание трудностей, дезинформация, активность. Выбор и конкретизация приема – одно из проявлений мышления в конфликте (Пр.: заманивание, выжидание, выдвижение условия нежелательное для противника и безразличное для себя и т.п. и т.д.). СОВЕТЫ. Чтобы я сделал на твоём месте! Общение определяется и преломляется мотивами участников общения. 

Мышление в условиях совместной деятельности.

Важен параметр организованности группы (диффузная группа, коллектив и др.). У участников группы есть свои роли (соц. роли).  Совместность мыслительной деятельности может принимать разные формы, напр. дискуссия. Феномен конформизма – «подравнивание» своего мнения к мнению членов группы – часто возникает в совместной деятельности. Г.М.Андреева: феномен «поляризации группы»: “В ходе групповой дискуссии противоположные мнения, имевшиеся у различных группировок, не только обнажаются, но и вызывают принятие или отвержение их всей массой  членов группы. Более «средние»  мнения как бы   отмирают, а более крайние отчетливо распределяются между двумя полюсами ”.

Важно помнить об условности разделения мыслительной деятельности на индивидуальную и совместную: и при индивидуальном решении задачи в него включаются продукты мышления других людей, оно всегда, в разной степени, ориентировано на другого человека.