logo
Шпоры_общая психология

31. Память и другие психические процессы. Память и сознание. Память и личность.

Память – форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, делающая возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания. Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения.  Образы предметов или процессов реальной действительности, которые мы воспринимали ранее, а сейчас мысленно воспроизводим, называются представлениями.  Представления памяти делятся на единичные и общие.  Представления памяти являются воспроизведением, более или менее точным, предметов или явлений, когда-то воздействовавших на наши органы чувств. Представление воображения – это представление о предметах и явлениях, которые в таких сочетаниях или в таком виде никогда нами не воспринимались. Подобные представления являются продуктом нашего воображения. Представления воображения также основываются на прошлых восприятиях, однако эти последние служат лишь материалом, из которого мы создаем с помощью воображения новые представления и образы.  II. Память и сознание. Блонский: уровневая классификация видов памяти (см. вопрос 11-А). Каждый вид (вернее уровень развития) памяти имеет свою степень осознанности: моторная память – сознания нет совсем (все упроченные двигательные навыки становятся неосознаваемыми автоматизмами, и наоборот осознание навыка может привести к дезорганизации поведения: синдром сороконожки); аффективная память – сознания мало; образная память – сознания много; вербально-логическая память – здесь память = мышление = сознание. Т.о., Блонский считает, что истинная память – образная, т.к. она характеризуется высокой степенью осознанности, но не настолько высокой, чтобы сливаться с мышлением.

III. Память и личность. Подходы:

1.      Бергсон. На основе своей классификации видов памяти (память тела и память духа) создал типологию личности: гармоничная личность, мечтатель, импульсивный зомби (подробнее см. вопрос 1-Б).

2.      Жане. В ситуации той или иной патологии может происходить расщепление личности. У каждой из этих «личностей» своя память: во время припадка (шизофрении или сомнабулизма) личность-2 совершает определенные действия (напр., прячет деньги в какое-то место), после выхода из припадка, личность-1 (в сознании) не помнит ничего, что она (имеется ввиду личность-2) делала в припадке. Однако, в следующий раз, в припадке личность-2 совершает начатое в прошлом припадке (перепрятывает деньги).

3.      Автобиографическая память. АП – личностная память. АП занимает промежуточное место между семантической (создание словесно оформленной истории жизни) и эпизодической (представление прошлого в виде ярких эпизодов) памятью. Функции АП:

1)      Интерсубъективные (жизнь человека как члена общества). Пр.: Достижение социальной солидарности, передача опыта др. поколению, предсказание поведение др. людей по аналогии со своей жизнью.

2)      Интрасубъектные (саморегуляция личности). Пр.: управление настроением (когда грустно, можно вспомнить радостное событие и повеселеть). 

3)      Экзистенциальные (необходимы для понимания своей индивидуальности). Пр.: функция самопознания, определения смыла жизни, финальной интеграции жизни («вся жизнь пролетела перед глазами»).

В целом, память есть один из организаторов личности, с помощью памяти личность формируется и функционирует. Рубинштейн: третья функция памяти – память является условием единства личного сознания и тождества личности. Джемс: личные привычки как содержание памяти также оказывают влияние на личность. 

32. Проблема памяти в ассоцианизме: характеристика подхода, основные положения, понятия и методы исследований.

В основе памяти лежат ассоциации, или связи. Предметы или явления, связанные в действительности, связываются и в памяти человека. Встретившись с одним из этих предметов, мы можем по ассоциации вспомнить другой, связанный с ним. Запомнить что-то – значит связать запоминание с уже известным, образовать ассоциацию. С физиологической точки зрения, ассоциация представляет собой временную нервную связь. Различают два рода ассоциаций: простые и сложные. К простым относят три вида ассоциаций: по смежности, по сходству и по контрасту.  Ассоциации по смежности объединяют два явления, связанных во времени или пространстве.  Ассоциации по сходству связывают два явления, имеющих сходные черты: при упоминании об одном из них вспоминается другое. Ассоциации опираются на сходство нервных связей, которые вызываются в нашем мозге двумя объектами.  Ассоциации по контрасту связывают два противоположных явления. Этому благоприятствует то, что в практической деятельности эти противоположные объекты (организованность и расхлябанность, ответственность и безответственность, здоровье и болезнь, общительность и замкнутость, и т.д.) обыкновенно сопоставляются и сравниваются, что и приводит к образованию соответствующих нервных связей.  Кроме этих видов существуют сложные ассоциации – смысловые. В них связываются два явления, которые и в действительности постоянно связаны: часть и целое, род и вид, причина и следствие. Эти ассоциации являются основой наших знаний.  Принято считать, что образование связей между различными представлениями определяется не тем, каков сам по себе запоминаемый материал, а прежде всего тем, что с ним делает субъект. То есть деятельность личности – основной фактор, детерминирующий (определяющий) формирование всех психических процессов, в том числе и процессов памяти. 

основными принципами создания ассоциаций между объектами являются: совпадение их влияния в пространстве и времени, сходство, контраст, а также их повторения субъектом. В. Вундт считал, что память человека состоит из трех видов ассоциаций: вербальных (связи между словами), внешних (связи между предметами), внутренних (логические связки значений). Словесные ассоциации рассматривались как важнейшее средство интериоризации чувственных впечатлений, благодаря чему они становятся объектами запоминания и воспроизведения.

Отдельные элементы информации согласно ассоцианистской теории, запоминаются, хранятся и воспроизводятся не изолированно, а в определенных логических, структурно-функциональных и смысловых связях с другими. В частности установлено, как изменяется количество элементов, которые запоминаются, в зависимости от повторений ряда элементов и распределения их во времени , и как хранятся в памяти элементы ряда, которые запоминаются, в зависимости от времени, которое прошло между заучиванием и воспроизведением.

В исследованиях, которые основывались на гештальт теории памяти установлено немало интересных фактов. Например феномен Зейгарник: если людям предложить серию заданий, а через некоторое время прервать их исполнение, то оказывается, что впоследствии участники исследования почти вдвое чаще вспоминают незавершенные задания, чем завершенные. Объясняется это явление так. При получении задания у исследуемого возникает потребность его выполнить, которая в процессе выполнения возрастает (такую потребность научный руководитель эксперимента Б. В. Зейгарник К. Левин назвал квазипотребностью). Эта потребность полностью реализует себя, когда задание выполнено, и остается неудовлетворенной, если оно не доведено до конца. Мотивация благодаря связи с памятью влияет на избирательность последней, сохраняя в ней следы незавершенных заданий.