31. Память и другие психические процессы. Память и сознание. Память и личность.
Память – форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, делающая возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания. Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения. Образы предметов или процессов реальной действительности, которые мы воспринимали ранее, а сейчас мысленно воспроизводим, называются представлениями. Представления памяти делятся на единичные и общие. Представления памяти являются воспроизведением, более или менее точным, предметов или явлений, когда-то воздействовавших на наши органы чувств. Представление воображения – это представление о предметах и явлениях, которые в таких сочетаниях или в таком виде никогда нами не воспринимались. Подобные представления являются продуктом нашего воображения. Представления воображения также основываются на прошлых восприятиях, однако эти последние служат лишь материалом, из которого мы создаем с помощью воображения новые представления и образы. II. Память и сознание. Блонский: уровневая классификация видов памяти (см. вопрос 11-А). Каждый вид (вернее уровень развития) памяти имеет свою степень осознанности: моторная память – сознания нет совсем (все упроченные двигательные навыки становятся неосознаваемыми автоматизмами, и наоборот осознание навыка может привести к дезорганизации поведения: синдром сороконожки); аффективная память – сознания мало; образная память – сознания много; вербально-логическая память – здесь память = мышление = сознание. Т.о., Блонский считает, что истинная память – образная, т.к. она характеризуется высокой степенью осознанности, но не настолько высокой, чтобы сливаться с мышлением.
III. Память и личность. Подходы:
1. Бергсон. На основе своей классификации видов памяти (память тела и память духа) создал типологию личности: гармоничная личность, мечтатель, импульсивный зомби (подробнее см. вопрос 1-Б).
2. Жане. В ситуации той или иной патологии может происходить расщепление личности. У каждой из этих «личностей» своя память: во время припадка (шизофрении или сомнабулизма) личность-2 совершает определенные действия (напр., прячет деньги в какое-то место), после выхода из припадка, личность-1 (в сознании) не помнит ничего, что она (имеется ввиду личность-2) делала в припадке. Однако, в следующий раз, в припадке личность-2 совершает начатое в прошлом припадке (перепрятывает деньги).
3. Автобиографическая память. АП – личностная память. АП занимает промежуточное место между семантической (создание словесно оформленной истории жизни) и эпизодической (представление прошлого в виде ярких эпизодов) памятью. Функции АП:
1) Интерсубъективные (жизнь человека как члена общества). Пр.: Достижение социальной солидарности, передача опыта др. поколению, предсказание поведение др. людей по аналогии со своей жизнью.
2) Интрасубъектные (саморегуляция личности). Пр.: управление настроением (когда грустно, можно вспомнить радостное событие и повеселеть).
3) Экзистенциальные (необходимы для понимания своей индивидуальности). Пр.: функция самопознания, определения смыла жизни, финальной интеграции жизни («вся жизнь пролетела перед глазами»).
В целом, память есть один из организаторов личности, с помощью памяти личность формируется и функционирует. Рубинштейн: третья функция памяти – память является условием единства личного сознания и тождества личности. Джемс: личные привычки как содержание памяти также оказывают влияние на личность.
32. Проблема памяти в ассоцианизме: характеристика подхода, основные положения, понятия и методы исследований.
В основе памяти лежат ассоциации, или связи. Предметы или явления, связанные в действительности, связываются и в памяти человека. Встретившись с одним из этих предметов, мы можем по ассоциации вспомнить другой, связанный с ним. Запомнить что-то – значит связать запоминание с уже известным, образовать ассоциацию. С физиологической точки зрения, ассоциация представляет собой временную нервную связь. Различают два рода ассоциаций: простые и сложные. К простым относят три вида ассоциаций: по смежности, по сходству и по контрасту. Ассоциации по смежности объединяют два явления, связанных во времени или пространстве. Ассоциации по сходству связывают два явления, имеющих сходные черты: при упоминании об одном из них вспоминается другое. Ассоциации опираются на сходство нервных связей, которые вызываются в нашем мозге двумя объектами. Ассоциации по контрасту связывают два противоположных явления. Этому благоприятствует то, что в практической деятельности эти противоположные объекты (организованность и расхлябанность, ответственность и безответственность, здоровье и болезнь, общительность и замкнутость, и т.д.) обыкновенно сопоставляются и сравниваются, что и приводит к образованию соответствующих нервных связей. Кроме этих видов существуют сложные ассоциации – смысловые. В них связываются два явления, которые и в действительности постоянно связаны: часть и целое, род и вид, причина и следствие. Эти ассоциации являются основой наших знаний. Принято считать, что образование связей между различными представлениями определяется не тем, каков сам по себе запоминаемый материал, а прежде всего тем, что с ним делает субъект. То есть деятельность личности – основной фактор, детерминирующий (определяющий) формирование всех психических процессов, в том числе и процессов памяти.
основными принципами создания ассоциаций между объектами являются: совпадение их влияния в пространстве и времени, сходство, контраст, а также их повторения субъектом. В. Вундт считал, что память человека состоит из трех видов ассоциаций: вербальных (связи между словами), внешних (связи между предметами), внутренних (логические связки значений). Словесные ассоциации рассматривались как важнейшее средство интериоризации чувственных впечатлений, благодаря чему они становятся объектами запоминания и воспроизведения.
Отдельные элементы информации согласно ассоцианистской теории, запоминаются, хранятся и воспроизводятся не изолированно, а в определенных логических, структурно-функциональных и смысловых связях с другими. В частности установлено, как изменяется количество элементов, которые запоминаются, в зависимости от повторений ряда элементов и распределения их во времени , и как хранятся в памяти элементы ряда, которые запоминаются, в зависимости от времени, которое прошло между заучиванием и воспроизведением.
В исследованиях, которые основывались на гештальт теории памяти установлено немало интересных фактов. Например феномен Зейгарник: если людям предложить серию заданий, а через некоторое время прервать их исполнение, то оказывается, что впоследствии участники исследования почти вдвое чаще вспоминают незавершенные задания, чем завершенные. Объясняется это явление так. При получении задания у исследуемого возникает потребность его выполнить, которая в процессе выполнения возрастает (такую потребность научный руководитель эксперимента Б. В. Зейгарник К. Левин назвал квазипотребностью). Эта потребность полностью реализует себя, когда задание выполнено, и остается неудовлетворенной, если оно не доведено до конца. Мотивация благодаря связи с памятью влияет на избирательность последней, сохраняя в ней следы незавершенных заданий.
- Вопросы сделано до: Эмоции и процессы мотивации
- Для подготовки к экзамену по дисциплине «Общая психология» (II семестр)
- Мышление в системе познавательных процессов.
- Мышление и деятельность. Мышление и сознание. Мышление и общение.
- 4. Общая характеристика наглядно-действенного, наглядно-образного и вербально-логического (логико-понятийного) мышления.
- Эмпирическое и теоретическое мышление (по в.В.Давыдову).
- Сравнение практического и теоретического мышления (по б.М.Теплову).
- Продуктивное и репродуктивное мышление. Творческое и критическое мышление.
- Специфика применения методов наблюдения, эксперимента и беседы при изучении мышления.
- Характеристика «клинического метода» ж.Пиаже.
- 10. Описание мышления в классической психологии сознания.
- 11. Концепция и экспериментальные исследования вюрцбургской школы.
- 12. Изучение мышления с позиций гештальтпсихологии.
- 13. Понимание мышления в бихевиоризме и необихевиоризме.
- Генетический подход к исследованию мышления.
- Психоаналитический подход к анализу мышления.
- Проблема выделения творческого мышления как самостоятельного предмета изучения.
- 19.Стадии мыслительного процесса.
- Мышление и самосознание личности. Рефлексивная регуляция мышления.
- Интеллектуальная активность личности.
- «Искусственный интеллект» и мышление человека.
- Культурно-исторический подход к развитию мышления человека.
- Стадии развития интеллекта (концепция ж.Пиаже).
- Значение слова как единица анализа речевого мышления.
- 26.Основные подходы к анализу взаимоотношений мышления и речи.
- 28. Эгоцентрическая речь: полемика л.С.Выготского и ж.Пиаже.
- 29. Речевая деятельность и общение.
- 30. Виды и функции речи.
- 31. Память и другие психические процессы. Память и сознание. Память и личность.
- 33. Проблема улучшения памяти. Мнемотехники: виды и примеры использования.
- 34. Восприятие, мышление, воображение: сходства и различия.
- Механизмы воображения
- 36. Воображение в научном, техническом, художественном творчестве.
- 37. Развитие представлений об эмоциях в истории психологии.
- 39. Эмоции и процессы познания.
- 41.Определение воли и подходы к ее изучению.
- 42.Критерии воли. Произвольная и волевая регуляция.
- 43.Волевые процессы, их виды и детерминанты.