logo
Шпоры_общая психология

10. Описание мышления в классической психологии сознания.

мышление  один из психических процессов, направленный на решение проблемных ситуаций, задач и заключающийся в обобщенном и опосредствованном познании действительности. Мышление характеризует не чувственный ощущение, восприятие, представление и др.), но, прежде всего, абстрактно-логический уровень познавательной деятельности человека. С помощью мыслительных процессов анализ, синтез, обобщение и др.), умственных операций (действий) и форм мышления перерабатываются сенсорно-перцептивные данные. Результатом такой переработки является отражение реальности в понятиях, суждениях, теориях и др.

В современной психологии мышление рассматривают как комплексное психологическое образование, высший психический процесс. В содержание мышления входят: 1) мыслительные процессы (анализ, синтез, обобщение, абстрагирование,анализ через синтез); 2) мыслительные действия, операции (напр., математические операции — сложение, вычитание и др.); 3) формы мышления (понятиесуждение,умозаключение); 4) система знаний и понятий, взаимосвязанных между собой и используемых субъектом при решении задач; 5) смыслы познаваемого объекта или соотношений условий и требований задачи в зависимости от индивидуального опыта мыслителя, его индивидуальных особенностей и характера складывающейся ситуации при решении задачи; 6) обобщенные эмоциональные компоненты мышления, в частности — предвосхищающие эмоции; 7) обобщенные личностные характеристики, актуализирующиеся в ходе мышления (мотивация — познавательная и неспецифическая, свойства, составляющие сознания и способности).

        Исходными в составе мышления являются мыслительные процессы анализа, синтеза, обобщения, абстрагирования познаваемого объекта. В ходе данных процессов субъект мышления обнаруживает существенные свойства предметов, формирует более стабильные, операциональные компоненты мыслительной деятельности — умственные действия и формы. Процессы мышления заранее не предзаданы, не сформированы по отношению к познаваемому объекту и осуществляются в зависимости от характера его структуры и специфики.

все основные психологические школы имеют свои теории мышления. Это многообразие можно представить в двух общих аспектах:

  1. Мышление как некое содержательное образование.

  2. Мышление — определенный способ деятельности.

Мышление есть основная форма проявления интеллекта. Считается, что такая позиция позволяет объяснить отличие мышления от форм эмпирического опыта (ощущение, восприятие) и то, почему мысль протекает «внутренне», в уме.

Мышление включает в себя не только интеллектуальное, но и чувственное. Такое расширение признавал С. Л. Рубинштейн. Если исходным является чувственный образ, то мышление не может избежать модусов чувственности. Вот почему наряду с абстрактно-теоретической мыслью С. Л. Рубинштейн ввел такие виды мышления, как: «наглядно-образное» и «наглядно-действенное».

Одна из первых психологических теорий мышления принадлежит Д. Юму. Он полагал, что человеческая психика способна связывать чувственные впечатления по их сходству и различию. Важно, чтобы в опыте осуществлялась некоторая повторяемость, чем выше ее частотность, тем лучше. Опыт в виде привычки, имея в своем распоряжении одно впечатление, помнит о связи с другим впечатлением, которое актуально не наблюдается. Мысль здесь действует по ассоциации смежности (или закону следования: А → В).