26.Основные подходы к анализу взаимоотношений мышления и речи.
От древности и до настоящего времени проблема о связях мысли со словом разрешалась двумя путями:
- отождествление мысли и слова;
- разрыв между ними.
Если мысль и слово совпадают, то отношений между ними быть не может.
Второе решение также неприемлемо, т.к. мысль и слово изучаются отдельно друг от друга, а связь между ними представляется как чисто внешняя, механическая.
Анализ психологических явлений может иметь две принципиально различные формы:
- анализ путем разложения сложных психических целых на элементы, которые по сути уже не содержат в себе свойств анализируемого целого;
- анализ путем разложения сложных психических целых на единицы, т.е. такие минимальные их составляющие, которые еще сохраняют в себе свойства целого. Только такой анализ считается правомерным.
Представителями первого направления являются Выготский и Пиаже, представителями другого направления является Вюрцбургская школа (Ах).
С точки зрения Л.С. Выготского, первоначально мышление и речь выполняли различные функции и развивались относительно самостоятельно. В филогенезе и онтогенезе мышления и речи отчетливо выделяется доречевая фаза в развитии интеллекта и доинтеллектуальная фаза в развитии речи. У маленьких детей и высших животных обнаруживаются своеобразные средства коммуникации, не связанные с мышлением, – выразительные движения, жесты, мимика, отражающие внутренние состояния живого существа, но не являющиеся знаком или обобщением, – в свою очередь есть такие виды мышления, которые не связаны с речью.
Л.С. Выготский считал, что в возрасте около двух лет наступает критический, переломный момент: речь становится интеллектуальной, а мышление – речевым. Признаками наступления перелома в развитии обеих функций являются быстрое и активное расширение словарного запаса ребенка и стремительное увеличение коммуникативного словаря. Ребенок впервые открывает для себя символическую функцию речи, осознает обобщающее значение слова как средства общения и начинает пользоваться им как для коммуникации, так и для решения задач. Ребенок начинает называть разные предметы одним и тем же словом – это прямое доказательство того, что он усваивает понятия.
Что касается Вюрберцбурской школы, то их взгляды на мышление и речь эволючионировали. Вначале у О.Кюльпе, например, мышление рассматривалось вовне, будучи уже готовым, независимым от нее. Затем мышление и образование понятий (Нарцисс Ах,1871-1946) было превращено в результате введения формально понимаемого речевого знака в решение задачи. Эта последняя позиция, превращающая бессмысленный знак в демиурга мышления, была при всей ее видимой противоположности по существу лишь оборотной стороной все той же первоначальной позиции, разрывающей мышление и речь.
27.Стадии развития значений слова и основные этапы развития речевого мышления.
Выявили 2 начальные стадии развития значений слов (2 варианта подбора фигуры к образцу, отличных по отсутствию, либо наличию объективного признака связи между ними):
1. Ряд фигур (подобранных к образцу), между которыми нет никакой объективной связи, называется синкретическим образованием. Синкретический образ — первая стадия развития значения слов. Может, он и строится по какому-либо личному субъективному признаку, но объективно этот признак не определяется. Этот ряд фигур представляет собой хаотический, никак не структурированный набор.
2. Следующая стадия развития значений слов названа комплексом. Ей соответствует ряд фигур, подобранных к образцу, каждая из которых связана с другой по определенному объективному признаку. Ясно, что ни один из этих признаков не является общим всем отобранным объектам.
Комплекс всегда имеет ту или иную структуру. Выделяется 2 типа структур комплекса:
- ядерный комплекс: когда предъявленный эталон (и его разные четыре признака) становится центром будущего набора. Объекты из поля подбираются к эталону разным объективным признакам. Подобранный к эталону "объект" может стать в свою очередь "ядром" следующей комплексной структуры и т.д.
- цепной комплекс: когда эталон дает начало последовательности, в которой каждый новый объект подбирается к предыдущему по разным объективным признакам. Ех., к эталону объект подобран по цвету, следующий сходен с этим объектом по форме и т.д. Структура комплексов – 1-е основание их типологии. 2-е основание - характер связи между каждыми двумя объектами в комплексе. При объединении объектов по тому или иному признаку параметр этого признака может либо сохраняться, либо меняться на другой. Так, при подборе к эталону объекта по цвету параметр этого признака может быть идентичным эталонному (ех, красным) или дополнительным к нему (зеленым, синим и др.). Т.о. выделяют 4 типа комплексов (по Выготскому, они являются генетической последовательностью). Ядерна тьтруктура с постоянными параметрами признаков названа ядерным или ассоциативным комплексом, если же изменяются по параметрам, то это комплекс-коллекция.
Цепная структура без изменения параметров признаков дает цепной комплекс, а при изменении параметров признаков объектов комплекс именуется диффузным (ех., при изменении параметров формы к кубу подбирается цилиндр, к нему пирамида и т.д.). Если отобранный набор объектов имеет общие признаки, то даже если он является только комплексом, формально его уже нельзя отличить от понятия. Различие комплексов и понятий можно установить лишь по субъективному отчету. Если общий признак объектов не осознается испытуемым, то используемое им средство решения задачи называется псевдопонятием, т.е. понятием по внешнему виду и комплексом по внутренней структуре. Формально, набор объектов в комплексе объединен различными их признаками, но не имеет ни одного общего, это неосознаваемый набор, также комплекс обычно набирается по конкретным признакам, а понятие — по абстрактным, существенным.
3. Осознанный выбор общих признаков класса объектов – последняя стадия развития значений слов - это собственно понятия. Так, образуя комплексы все более высокого порядка и приближаясь к понятийной стадии, субъект как бы набирает все более полный класс объектов, адекватный объем понятия. А на 3-й стадии осознается его содержание, признаки набранного класса объектов.
Выделить виды собственно понятий, пользуясь только стимульным материалом методики двойной стимуляции, достаточно трудно. По Выготскому, если признаки понятия эмпирические, ситуативные, то это потенциальное понятие. Выбор существенных, обобщенных признаков характеризует истинное понятие.
РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО МЫШЛЕНИЯ
От 0 до 12 месяцев
1 месяц. К концу первого месяца жизни здоровый ребёнок уже реагирует на общение взрослого с ним: перестает плакать, сосредотачивает своё внимание на взрослом.
2 месяц. Возникает улыбка при общении, в 1,5 месяца это скорее будет своеобразное "ротовое внимание", а к двум месяцам — закономерная улыбка.
3 месяца. Появляется комплекс оживления при общении с взрослым, активное "гукание"(это первая стадия лепета). Подобные звуки возникают как реакция на улыбку и разговор взрослого с малышом, преобладают в основном гласные звуки, а также согласные к, н, г.
4 месяца. В этот период возникает первый смех — повизгивание в ответ на эмоциональное общение с близким взрослым, а к концу четвёртого месяца смех становится достаточно продолжительным. Ребенок начинает различать близких взрослых и по разному реагировать на их приближение.
5 месяцев. Ребенок начинает реагировать на направление звука (ищет источник звука и сосредотачивает на нём своё внимание, например, на лице говорящего. В этом возрасте дети начинают распозновать неречевые звуки: телефонный звонок, шум машины, лай собаки). "Поет", меняя интонацию своего голоса.
6 месяцев. У здорового малыша появляется первые слоги ма или ба. У ребёнка возникает начальное понимание обращенной речи, он прислушивается к голосу взрослого, реагирует на интонацию, узнает знакомые голоса.
7 месяцев. Ребёнок готов к игровой деятельности со взрослым, использует различные голосовые реакции для привлечения внимания, проявляет интерес к звучащим игрушкам.
8 месяцев. Малыш начинает реагировать на незнакомое лицо. В этот период один из главных показателей нормального развития речи — лепет, т.е. повторение одинаковых слогов: ма-ма, да-да, ба-ба, па-па и т.п. Но ребенок пока не может соотнести произносимые слова с предметами или людьми. В речи присутствуют звуки: э, а, п, б, м, г, к.
9 месяцев. Малыш уже активно общается с окружающими с помощью жестов, с удовольствием играет в "ку-ку" и "ладушки".
10 месяцев. На этом этапе малыш использует для общения не меньше 1-2 "лепетных слова" (ляля, боба), понятных только в конкретной ситуации.
11 месяцев. Использует уже три и более "лепетных слов", понятных в конкретной ситуации. В одно и тоже слово ребенок может вкладывать различный смысл, заменяя ими целые предложения ("пи" – пить, вода, кружка и т. д.).
12 месяцев. К этому возрасту нормально развивающийся ребенок пользуется 8 -12 "лепетными словами", понимает наиболее часто употребляемые слова, соотносит их с конкретными предметами. Понимает простые инструкции, сопровождаемые жестами ("где киса?", "дай ручку", "дай кубик"). Знает, как его зовут. Любит подражать звукам разных предметов и голосам животных. С удовольствием смеется. Понимает более 20 слов.
От 1 года до 7 лет
1 год 3 месяца. Словарный запас увеличивается до 20 слов., ребенок понимает простую инструкцию без жеста, энакомые слова показывает на картинке.
1 год 6 месяцев. Показывает некоторые части тела, использует в речи около 50 слов.
1 год 9 месяцев. Использует фразы состоящие из двух слов ("Мама, ди!" — "Мама, иди!", "Дай ми" — "Дай мишку").
2 года. На этом этапе здоровый ребенок показывает все основные части тела, его словарный запас составляет 200- 400 слов, в основном существительных обозначающих хорошо знакомые предметы, а также глаголов обозначающих простые действия. Ребёнок понимает и правильно выполняет двухэтапную инструкцию ("пойди к столу и возьми книгу"), верно использует в речи местоимения я, ты, мне. К двум годам ребенок уже усваивает звуки: п, б, м, д, н, т, к, ф, г, х, в. Свистящие (с, з, ц), шипящие звуки (ш, ж, ч, щ) и сонорные (р, л) он пропускает или заменяет более простыми. Характерно неправильное произношение многих звуков (это физиологическая норма). Понимают значения пространственных предлогов ("Положи на стол" и т. д.).
2 года 6 месяцев. Использует предложения из 2 — 3 — 4 слов. Сложные бессоюзные предложения. Повторяет две цифры "один", "два" в правильном порядке, имеет представление о числе "один". Умеет употреблять уменьшительно-ласкательные формы слов. Ребенок понимает обозначение действий в разных ситуациях ("покажи, кто стоит, кто плывёт"), значение предлогов в привычной конкретной ситуации ("на чем лежит книга?").
3 года. Словарный запас быстро увеличивается, может составлять 1000–1500 слов. Нередко дети создают свои собственные правила речи, слова («полудруг»). Составляет предложения из 5 — 8 слов, существительные и глаголы может использовать в множественном числе. Ребенок называет свое имя, пол и возраст; понимает значение простых предлогов - выполняет задания типа "положи кубик под стол", "положи кубик в корзину", употребляет в предложении простые предлоги и союзы потому что, если, когда. Ребёнок понимает прочитанные короткие рассказы и сказки с опорой на картинки и без нее. Хорошо запоминает текст и воспроизводит его. Начинает задавать вопросы о значении слов. Называет цвета, форму предметов.
4 года. Словарный запас составляет 2000 слов. В речи уже встречаются сложносочиненные и сложноподчиненные предложения, употребляются предлоги по, до, вместо, после, союзы что, куда, сколько. Появляются слова обозначающие временные и пространственные понятия. Произношение многих звуков нормализовано. Но встречаются смешения свистящих и шипящих и могут отсутствовать р и л.
5 лет. Запас слов увеличивается до 2500-3000. Ребёнок активно использует обобщающие слова ("овощи", "одежда", "животные" и т.п.), называет много предметов и явлений окружающей действительности. В предложении пользуется всеми частями речи. Все звуки речи произносятся правильно. Определяет право — лево у себя, но не у других. Знает простые антонимы (добрый – злой, большой — маленький). Использует в речи прошедшее, настоящее и будущее время. Умеет считать до 10. Знает назначение предметов и может сказать, из чего они сделаны. Появляется способность выделять звук из слова.
от 5 до 7 лет. В словаре до 4000 слов, активно накапливаются образные слова и выражения, устойчивые словосочетания (на скорую руку, ни свет ни заря и др.) Ребёнок умеет рассказывать и пересказывать, пытается выразить свое отношение к рассказываемому. Использует в речи сложные предложения, абстрактные и отвлеченные понятия.
Начинается усвоение грамматических правил изменения слов и соединения их в предложении. Таким образом в этом возрасте, развивается языковое и речевое внимание, логическое мышление, память и различные другие психологические предпосылки, необходимые для успешного обучения в школе.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Вопросы сделано до: Эмоции и процессы мотивации
- Для подготовки к экзамену по дисциплине «Общая психология» (II семестр)
- Мышление в системе познавательных процессов.
- Мышление и деятельность. Мышление и сознание. Мышление и общение.
- 4. Общая характеристика наглядно-действенного, наглядно-образного и вербально-логического (логико-понятийного) мышления.
- Эмпирическое и теоретическое мышление (по в.В.Давыдову).
- Сравнение практического и теоретического мышления (по б.М.Теплову).
- Продуктивное и репродуктивное мышление. Творческое и критическое мышление.
- Специфика применения методов наблюдения, эксперимента и беседы при изучении мышления.
- Характеристика «клинического метода» ж.Пиаже.
- 10. Описание мышления в классической психологии сознания.
- 11. Концепция и экспериментальные исследования вюрцбургской школы.
- 12. Изучение мышления с позиций гештальтпсихологии.
- 13. Понимание мышления в бихевиоризме и необихевиоризме.
- Генетический подход к исследованию мышления.
- Психоаналитический подход к анализу мышления.
- Проблема выделения творческого мышления как самостоятельного предмета изучения.
- 19.Стадии мыслительного процесса.
- Мышление и самосознание личности. Рефлексивная регуляция мышления.
- Интеллектуальная активность личности.
- «Искусственный интеллект» и мышление человека.
- Культурно-исторический подход к развитию мышления человека.
- Стадии развития интеллекта (концепция ж.Пиаже).
- Значение слова как единица анализа речевого мышления.
- 26.Основные подходы к анализу взаимоотношений мышления и речи.
- 28. Эгоцентрическая речь: полемика л.С.Выготского и ж.Пиаже.
- 29. Речевая деятельность и общение.
- 30. Виды и функции речи.
- 31. Память и другие психические процессы. Память и сознание. Память и личность.
- 33. Проблема улучшения памяти. Мнемотехники: виды и примеры использования.
- 34. Восприятие, мышление, воображение: сходства и различия.
- Механизмы воображения
- 36. Воображение в научном, техническом, художественном творчестве.
- 37. Развитие представлений об эмоциях в истории психологии.
- 39. Эмоции и процессы познания.
- 41.Определение воли и подходы к ее изучению.
- 42.Критерии воли. Произвольная и волевая регуляция.
- 43.Волевые процессы, их виды и детерминанты.