logo search
гос

36. Дайте характеристику учебной деятельности как ведущего вида деятельности детей младшего школьного возраста, её сущность и структура.

Переход из дошкольного в младший школьный возраст происходит не автоматически, а путем перевода игровой деятельности в учебную, которая становится ведущей.

В учебной деятельности, по словам В. В. Давыдова, происходит овладение содержанием разных форм общественного сознания (науки, искусства, морали и права) что приводит к формированию теоретического сознания и мышления, и соответствующих им способностей (в частности, рефлексии, анализа, планирования), которые являются психологическими новообразованиями младшего школьника.

В структуру учебной деятельности входят: Учебная задача – это то, что ученик должен освоить. Учебное действие – это изменения учебного материала, необходимые для его освоения учеником, это то, что ученик должен сделать, чтобы обнаружить свойства того предмета, который он изучает. Действие контроля – это указание на то, правильно ли ученик осуществляет действие, соответствующее образцу. Действие оценки – определение того, достиг ли ученик результата или нет. По ходу обучения оценка переходит на уровень самооценки.

Формирование учебной деятельности сначала осуществляется в форме совместной деятельности учителя и ученика. Процесс развития учебной деятельности – это процесс передачи от учителя к ученику отдельных ее звеньев. К 3 классу важным фактором, стимулирующим успешное обучение, становится мнение коллектива класса.

В начальной школе у младшего школьника формируются основные элементы ведущей в этот период учебной деятельности, необходимые учебные навыки и умения. В этот период развиваются формы мышления, обеспечивающие в дальнейшем усвоение системы научных знаний, развитие научного, теоретического мышления. Здесь складываются предпосылки самостоятельной ориентации в учении, повседневной жизни. В этот период происходит психологическая перестройка, «требующая от ребенка не только значительного умственного напряжения, но и большой физической выносливости».

Младший школьник как субъект учебной деятельности сам развивается и формируется в ней, осваивая новые способы анализа, синтеза, обобщения, классификации. В условиях целенаправленного развивающего обучения, по В.В. Давыдову, это формирование осуществляется быстрее и эффективнее за счет системности и обобщенности освоения знаний. В учебной деятельности младшего школьника формируется отношение к себе, к миру, к обществу, к другим людям и, что самое главное, это отношение и реализуется в основном через эту деятельность как отношение к содержанию и методам обучения, учителю, классу, школе и т.д.