29.Раскройте характеристику познавательной сферы детей дошкольного возраста.
В дошкольном возрасте под влиянием обучения и воспитания происходит интенсивное развитие всех познавательных психических процессов. Это относится и к сенсорному развитию.
Сенсорное развитие—это совершенствование ощущении, восприятии, наглядных представлений. У детей снижаются пороги ощущений. Повышаются острота зрения и точность цветоразличения, развивается фонематический и звуковысотный слух, значительно возрастает точность оценок веса предметов. В результате сенсорного развития ребенок овладевает перцептивными действиями, основная функция которых заключается в обследовании объектов и вычленении в них наиболее характерных свойств, а также в усвоении сенсорных эталонов, общепринятых образцов чувственных свойств и отношений предметов.
Наиболее доступными для дошкольника сенсорными эталонами являются геометрические формы (квадрат, треугольник, круг) и цвета спектра. Сенсорные эталоны формируются в деятельности. Лепка, рисование, конструирование больше всего способствуют ускорению сенсорного развития мышление ребенка существенно меняется. Это в первую очередь выражается в том, что он овладевает новыми способами мышления и умственными действиями. Развитие его происходит поэтапно, и каждый предыдущий уровень необходим для последующего.
Мышление развивается от наглядно - действенного к образному. Затем на основе образного мышления начинает развиваться образно - схематическое, которое представляет промежуточное звено между образным и логическим мышлением. 06разно - схематическое мышление дает возможность устанавливать связи и отношения между предметами и их свойствами.
Научными понятиями ребенок начинает овладевать в процессе обучения в школе, но, как показывают исследования, уже у детей дошкольного возраста можно сформировать полноценные понятия. Это происходит в том случае, если ребенку дают внешнее средство, соответствующее данной группе предметов или их свойств.
Развитие мышления ребенка тесно связано с речью. В младшем дошкольном возрасте на третьем году жизни речь сопровождает практические действия ребенка, но она еще не выполняет планирующей функции. В 4 года дети способны представить ход практического действия, но не умеют рассказать о действии, которое нужно произвести. В среднем дошкольном возрасте речь начинает предшествовать выполнению практических действий, помогает планировать их. Однако на этом этапе образы остаются основой мыслительных действий. Только на следующем этапе развития ребенок оказывается способным решать практические задачи, планируя их словесными рассуждениями. На протяжении дошкольного возраста происходит дальнейшее развитие памяти, она все больше выделяется из восприятия. В младшем дошкольном возрасте еще заметную роль в развитии памяти играет узнавание при повторном восприятии предмета. Но все большее значение начинает приобретать способность к воспроизведению. В среднем и старшем дошкольном возрасте появляются достаточно полные представления памяти. Продолжается интенсивное развитие образной памяти (запоминание предметов и их изображений). Для развития памяти ребенка характерно движение от образной к словесно - логической. Воображение ребенка начинает развиваться в конце второго, начале третьего года жизни. О наличии образов как результате воображения можно судить по тому, что дети с удовольствием слушают небольшие рассказы, сказки, сопереживая героям.
Развитию воссоздающего (репродуктивного) и творческого (продуктивного) воображения дошкольников способствуют различные виды деятельности, такие, как игра, конструирование, лепка, рисование. Особенность образов, которые создает ребенок, состоит в том, что они не могут существовать самостоятельно. Им нужна внешняя опора в деятельности. Так, например, если в игре ребенок должен создавать образ человека, то эту роль он берет на себя и действует в воображаемой ситуации.
Характерной для дошкольника является возрастающая произвольность воображения. В ходе развития оно превращается в относительно самостоятельную психическую деятельность.
- 2. Дайте общую характеристику мышления. Раскройте виды мышления, процессы, операции мышления.
- 3.Дайте общую характеристику памяти как познавательного процесса.
- 4.Раскройте понятие «личность», структуру личности в работах отечественных психологов.
- 5.Раскройте сознание как предмет психологии. Дайте основные характеристики сознания.
- 6.Раскройте понятие «темперамент», его физиологические основы и психологическое описание.
- 7.Дайте общее представление об ощущении и восприятии. Выделите их виды и свойства.
- 1. Понятие возраста в психологии
- 26.Определите содержание педагогической деятельности в поликультурной среде.
- 27 Охарактеризуйте условия воспитания этнической толерантности в поликультурной и полиэтнической среде.
- 28Раскройте предметную область клинической психологии детей и подростков.
- 29.Раскройте характеристику познавательной сферы детей дошкольного возраста.
- 30.Кризис семи лет и проблема готовности ребенка к школе.
- 31. Дайте сравнительную характеристику форм общения со взрослыми и сверстниками в дошкольном возрасте.
- 33. Раскройте основные особенности развития познавательных процессов у младших школьников.
- 34. Дайте характеристику личности ребенка младшего школьного возраста, как периода позитивных изменений и преобразований.
- 35. Раскройте особенности формирования социальной активности младшего школьника и его нравственного развития.
- 36. Дайте характеристику учебной деятельности как ведущего вида деятельности детей младшего школьного возраста, её сущность и структура.
- 37. Раскройте особенности развивающего обучения в системе образования.
- 2. Развивающее обучение учитывает и использует закономерности развития, приспосабливается к уровню и особенностям индивидуума.
- 5. Развивающее обучение направлено на развитие всей целостной совокупности качеств личности.
- 38. Дайте характеристику образовательным программам «Гармония», «Школа 2100», «Начальная школа 21 века».
- 39. Раскройте содержание программ «Планета знаний», «Перспектива», «Перспективная начальная школа».
- 40. Раскройте личностные новообразования подросткового периода развития.
- 41. Охарактеризуйте особенности мотивационно-потребностной сферы подростка.
- 42. Отношения со взрослыми и сверстниками в подростковом периоде.
- 43. Раскройте основные запросы к психологу при обращении по поводу проблем подросткового возраста.
- 44. Раскройте основные возрастные особенности профессионального самоопределения;
- 45. Охарактеризуйте уровни и типы профессионального самоопределения личности (по Климову е.А., Пряжникову а.С.)
- 46. Раскройте виды, формы и методы активизации. Дайте характеристику основных моделей активизирующего воздействия на клиентов.
- 48. Раскройте основные психометрические характеристики психодиагностических методов.
- 49. Охарактеризуйте психодиагностику как науку. Раскройте этапы психодиагностического процесса, понятие психологического диагноза.
- 50. Дайте характеристику психодиагностики как виду деятельности педагога-психолога.
- 51. Практическое задание: Раскройте цели, задачи и методы трех обязательных диагностических минимумов в работе педагога-психолога.
- 53. Раскройте области применения тестов достижений в школьной практике. Обоснуйте оптимальное время тестирования для учащихся разных возрастных групп.
- 54. Раскройте технологию построения обучающего эксперимента, формы и этапы оказания помощи ребенку в процессе обследования.
- 55. Раскройте цели, задачи, принципы психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса в условиях модернизации образования.
- 56. Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей и подростков в условиях общеобразовательных учреждений.
- 57. Какие симптомы (показатели) по методике «Рисунок семьи» характерны для благоприятной семейной ситуации: тревожности; конфликтности; враждебности.
- 59. Охарактеризуйте гармоничные и негармоничные стили семейного воспитания.
- 60. Охарактеризуйте стадии жизненного цикла семьи. Определите понятия «нормативный», «ненормативный кризис».