logo
гос

2. Дайте общую характеристику мышления. Раскройте виды мышления, процессы, операции мышления.

Мышление (М-е) – процесс опосредованного и обобщенного познания (отражения) окружающего мира, кот-е возникает при проблемной ситуации. М-е – это наиболее обобщенная, опосредованная форма психического отражения, устанавливающая связи и отношения м/д предметами. М-е связано с речью. Разв-е М-я связано с речью, и наоборот. М-е протекает в речевой форме, т.к. ч-к мыслит словами, оперирует ими. Операции М-я. (1)Сравнение – сопоставление предметов и явлений с целью найти сходства и различия м/д ними. Ушинский говорил, что сравнение лежит в основе обучения. Виды: одностороннее (по оному признаку) и многостороннее, поверхностное и глубокое, непосредственное и опосредованное. (2)Анализ и синтез. Анализ – мыслительное разложение целого на части или мыслительное выделение из целого его сторон. Синтез – мыслит-е объединение частей, свойств, действий, в единое целое. Эти операции протекают в единстве, но как правило преобладает анализ. (3)Абстрагирование – мыслит-е выделение существенных свойств, признаков предметов, при одновременном отличении не существенных признаков. Виды: практическая, внешняя (чувственная), высшая, опосредованное (выраженное в понятиях). (4)Обобщение –мыслит-е объединение предметов и явлений по их общих и существенных признаков. Исследовал: Давыдов, Эльконин, и выделили 2 вида: формально эмпирическое и теоретическое. Формально эмпирическое - осуществляется путем сравнения ряда объектов и выявление внешних, одинаковых, общих признаков. Теоретическое обобщение – содержательное, основано на глубоком анализе объектов и выявления скрытых, общих и сущ-х признаков. (5)Конкретизация – мыслительный переход от общего к единичному, кот-е соответствует этому общему. На основе этих 5 операций еще выделяют: (6)Классификация – производная от сравнения, на основе общих признаков, предметы объединяются в группы. (7)Систематизация – группировка, но не только по сходству внешних основных признаков, но и выделяют более мелкие гр-пы. Процессы М-я. (1)Понятие – форма М-я отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов, выражающаяся в слове или гр-пе. Виды: общие, абстрактные, конкретные. (2)Суждения – форма М-я, кот-я отражает связи м/д предметами и явлениями, утверждение или отрицание чего-либо. Бывают: общие (относительно всех предметов, кот-е объединены понятием), частные (о части предмета), единичные (индив-е понятия). (3)Умозаключения - форма М-я при кот-й на основе нескольких суждений делается определенный вывод. Виды: дедуктивные, индуктивные. Виды М-я. (1)По форме: наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое. (2)По хар-у решаемых задач: теоретич-е и практич-е. (3)По степени развернутости: дискурсивное и интуитивное. (4)По степени новизны: репродуктивное и творческое.

Наглядно-действенное мышление – вид мышления, опирающийся на непосредственное восприятие предметов, реальное преобразование в процессе действий с предметами.

Наглядно-образное мышление – вид мышления, характеризующийся опорой на представления и образы; функции образного мышления связаны с представлением ситуаций и изменений в них, которые человек хочет получить в результате своей деятельности, преобразующей

Словесно-логическое мышление – вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций с понятиями.

Различают теоретическое и практическое, интуитивное и аналитическое, реалистическое и аутистическое, продуктивное и репродуктивное мышление.

Теоретическое и практическое мышление различают по типу решаемых задач и вытекающих отсюда структурных и динамических особенностей. Теоретическоемышление – это познание законов, правил. Например, открытие периодического закона элементов Д. Менделеевым. Основная задача практического мышления – подготовка физического преобразования действительности: постановка цели, создание плана, проекта, схемы. Одна из важных особенностей практического мышления заключается в том, что оно развертывается в условиях жесткого дефицита времени. В практическом мышлении очень ограниченные возможности для проверки гипотез, все это делает практическое мышление подчас более сложным, чем теоретическое.

Аналитическое мышление развернуто во времени, имеет четко выраженные этапы, в значительной степени представлено в сознании самого мыслящего человека. Интуитивное мышление характеризуется быстротой протекания, отсутствием четко выраженных этапов, является минимально осознанным.

Реалистическое мышление направлено в основном на внешний мир, регулируется логическими законами, а аутистическое – направлено внутрь, связано с реализацией желаний человека. Иногда используется термин эгоцентрическоемышление.

Важным является различение продуктивногои репродуктивногомышления, основанного на степени новизны получаемого в процессе мыслительной деятельности продукта по отношению к занятиям субъекта.

Необходимо также различать непроизвольныемыслительные процессы от произвольных: непроизвольные трансформации образов сновидения и целенаправленное решение мыслительных задач.

Всякий мыслительный процесс совершается в обобщениях (понятиях), но, как правило, он, кроме понятий, включает в себя также образы. Существование художественногомышления, сравнений и метафор доказывает, что человек может мыслить образами. Включаясь в мыслительный процесс, образ преобразуется: на передний план выступают существенные в данном случае черты, остальные затеняются.

К разрешению задачи мышление идет с помощью многообразных операций, таких как сравнение, анализ, синтез, абстракция и обобщение.

Сравнение – мышление сопоставляет вещи, явления и их свойства, выявляя сходства и различия, что приводит к классификации.

Анализ– мысленное расчленение предмета, явления или ситуации для выделения составляющих элементов. Таким образом мы отделяем несущественные связи, которые даны в восприятии.

Синтез– обратный анализу процесс, который восстанавливает целое, находя существенные связи и отношения.

Анализ и синтез в мышлении взаимосвязаны. Анализ без синтеза приводит к механическому сведению целого к сумме частей, также невозможен синтез без анализа, т. к. он должен восстановить целое из выделенных анализом частей. В складе мышления некоторых людей наблюдается склонность – у одних к анализу, у других к синтезу.

Абстракция– это выделение одной какой-либо стороны, свойства и отвлечение от остальных. Так, рассматривая предмет, можно выделить его цвет, не замечая формы, либо наоборот, выделить только форму. Начиная с выделения отдельных чувственных свойств, абстракция затем переходит к выделению нечувственных свойств, выраженных в абстрактных понятиях.

Обобщение(или генерализация) – это отбрасывание единичных признаков, при сохранении общих, с раскрытием существенных связей. Обобщение может совершиться путем сравнения, при котором выделяются общие качества. Так совершается обобщение в элементарных формах мышления. В более высших формах обобщение совершается через раскрытие отношений, связей и закономерностей.

Абстракция и обобщение являются двумя взаимосвязанными сторонами единого мыслительного процесса, при помощи которого мысль идет к познанию.

Основные формы логического мышления – это понятия, суждения, умозаключения.

Понятие– форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений, выраженная словом или группой слов. Понятия могут быть общими и единичными, конкретными и абстрактными.

Суждение– это форма мышления, отражающая связи между предметами или явлениями, это утверждение или отрицание чего-либо. Суждения могут быть ложными и истинными.

Умозаключение – форма мышления, при которой на основе нескольких суждений делается определенный вывод. Различают умозаключения индуктивные, дедуктивные, по аналогии.

Индукция– логический вывод в процессе мышления от частного к общему, установление общих законов и правил на основании изучения отдельных фактов и явлений.

Дедукция – логический вывод в процессе мышления от общего к частному, познание отдельных фактов и явлений на основании знания общих законов и правил.

Аналогия– логический вывод в процессе мышления от частного к частному (на основе некоторых элементов сходства).