51. Практическое задание: Раскройте цели, задачи и методы трех обязательных диагностических минимумов в работе педагога-психолога.
Диагностический минимум направлен на решение многих задач, но главное – помогает обеспечивать индивидуализацию обучения как необходимое условие сохранения психологического здоровья учащихся. Минимум представляет собой комплексное обследование всех школьников определенной параллели. Его проведение по времени связано с наиболее сложными периодами школьной жизни ребенка: поступление в школу (1-й класс), переход в среднее звено (4-5-й классы), наиболее острый период подросткового возраста (8-10-й классы), подготовка к уходу из школьной среды (11-й класс). Ежегодно педагогом-психологом проводится три обязательных минимума:
На начальном этапе обучения в школе,
На этапе перехода из начальной в среднюю школу,
На этапе перехода учащихся в профильные классы.
Психодиагностический минимум – схема диагностического исследования, имеющая четко определенные цели с соответствующим набором инструментов.
Общая цель психодиагностических минимумов – мониторинг процесса обучения и уровня актуального развития учащегося и специфики этого развития, предоставление информации классным руководителям, педагогам-предметникам, администрации школ для содействия созданию благоприятных социально-педагогических и психологических условий в учебной работе и организации воспитательной деятельности, преодолению кризисных периодов в процессе обучения в школе.
Психодиагностический минимум на начальном этапе обучения в школе. При зачислении ребенка в школу психолог получает информацию из ДОУ. Дополнительная диагностика при этом не проводится. В сентябре-октябре учитель совместно с психологом заполняет карты адаптации на учащихся первого класса. Цель данного мероприятия – выделение детей, у которых осложненно протекает процесс адаптации, для последующих реабилитационных мероприятий. Никаких других психодиагностических исследований психолог в первом классе не проводит. Первый психодиагностический минимум целесообразно проводить во втором классе. Первый психодиагностический минимум проводится в начальный период обучения в школе в два этапа. Цель диагностического исследования на первом этапе – выделение группы детей, у которых осложненно протекает процесс адаптации. На втором этапе проводится изучение личностных и индивидуальных особенностей учащихся для выделения групп детей, находящихся в социально опасном положении, учащихся с повышенными интеллектуальными способностями, имеющих особенности обучения и развития для психолого-педагогического сопровождения или определения индивидуального образовательного маршрута.
К числу изучаемых явлений относятся: особенности развития интеллектуальной сферы, личностные особенности (самооценка, уровень агрессивности, тревожности), внутригрупповые процессы в классах.
При выборе методик диагностики целесообразно ориентироваться на наличие в них, кроме количественной еще и дифференциально-уровневой оценки. Задачей является выявление групп детей, нуждающихся в каких-либо дополнительных (коррекционных) образовательных и воспитательных усилиях педагогов, педагогов-психологов, социальных педагогов и других специалистов.Это:
Учащиеся с особенностями психофизического развития,
Учащиеся с повышенными интеллектуальными способностями, одаренные дети,
Школьники с проблемами в учебной деятельности.
Коррекцией психических познавательных процессов в начальной школе занимаются в основном логопеды, рекомендации эффективного взаимодействия должны быть сформулированы для учителей и родителей. Результаты изучения мотивации учения анализируются: для выделения группы интеллектуально достаточных школьников с недостаточным уровнем развития мотивации учения; для сравнительного анализа по классам с целью определения тенденций в формировании мотивации и влиянии стиля преподавания учителя на ее формирование у школьников. При изучении личностных особенностей (анализ проективных тестов) выделяются группы школьников, имеющих тенденции к низкой самооценке; с проявлением агрессивности, тревожности, для формирования рекомендаций учителям и родителям. Выявление межличностных отношений и статуса ребенка в классе используется метод социометрии.
По итогам первого минимума заводится папка на каждый класс с развернутыми протоколами полученных данных. При необходимости планируются мероприятия.
Психодиагностический минимум при переходе из начальной в среднюю школу. Основная цель – мониторинг уровня обученности, личностного и социального развития учащихся, создание благоприятных психологических и социально-педагогических условий в период перехода из начального в среднее звено школы.
Два этапа: в апреле – в 4-х классах и в октябре – в 5-х классах. Основная задачав четвертом классе – выделение групп учащихся, которые по опредленным характеристикам отличаются от всего обследуемого контингента. Это:
Учащиеся, склонные к дезадаптации, имеющие нарушения в коммуникативной сфере;
Учащиеся, имеющие особенности учебной деятельности (темп, утомляемость, мотивация, низкие показатели успешности в учебной деятельности);
Учащиеся, имеющие особенности развития в личностной, социальной и эмоциональной сферах (недостаточно развиты навыки сотрудничества, неустойчивая сниженная самооценка, несформированное представление о себе, неадекватное эмоциональное реагирование и т.д.).
Результаты интеллектуальных тестов позволяют оценить общий уровень развития интеллекта, а также темповые характеристики деятельности. Соотнесение с успешностью в учебной деятельности дает основание выделить группы школьников, у которых существует прогноз снижения успешности в учебной деятельности в пятом классе.
Методики для четвертого класса: матрицы Равена, проективные рисуночные тесты, карта наблюдения для учителя, методика «Незаконченные предложения» и другие.
Рисуночная методика (например, «Несуществующее животное») используется для исследования актуального эмоционального состояния, самооценки, агрессивности, тревожности. Первоначально определяется круг сфер, необходимых для исследования. Это могут быть отношения со сверстниками, отношение к школе, удовлетворенность положением в классе, отношение к себе, к учению.
Результаты по всему психодиагностическому минимуму используются для организации коррекционно-развивающей работы с учащимися четвертых классов.
В пятом классе психодиагностические исследования начинаются после мероприятий, проводимых для адаптации. Цель диагностики в пятом классе – содействие созданию благоприятных социально-психологических условий учащимся и классным коллективам в период перехода из начального в среднее звено школы. Рекомендуемые методики: социометрия, тест школьной тревожности Филипса.
Третий психодианостический минимум. Проводится на этапе допрофильной подготовки с целью определения способностей и склонностей учащихся. Результаты этого минимума служат основанием для организации последующей профориентационной работы. Данные психодиагностических обследований учащихся могут обеспечивать формирование профилей и служить основанием для комплектования профильных классов, создания новых профилей. Методики: анкеты для учащихся и родителей, карта интересов, школьный тест умственного развития, методика измерения мотивации учения.
Возможный перечень методик:
Общее интеллектуальное развитие учащегося:
Таблицы Равена (до 8 лет – детский вариант, после 8 лет – взрослый);
3-6 классы – ГИТ;
7-11 классы – ШТУР;
Культурно-свободный тест на интеллект Кетелла;
Тест структуры интеллекта Амтхауэра.
Оценка уровня развития познавательных психических процессов:
Уровня развития внимания по таблицам Шульте и тесту Э.Ландольта (концентрация, переключение, распределение, произвольность);
Памяти (объем, оперативная, долговременная, кратковременная, особенности запоминания)
Восприятия (ведущая сенсорная система);
Речи (способность к вербальной рефлексии, словарный запас)
Понятийных форм мышления (по методике В. М. Астапова)
Диагностика эмоционального состояния и адаптационных ресурсов ребенка:
Методика САН;
Тест школьной тревожности Филлипса;
Тест «Субъективное время» - классическая психофизиологическая проба на работоспособность;
Анкета на оценку эмоционального отношения к школьным предметам и педагогам (Т.Ю. Федотова, М.И. Шихалеева)
Школьной мотивации и адаптации:
Анкета по оценке уровня школьной мотивации (Н.Г. Лусканова);
Карта наблюдений Д.Скотта;
Тесты готовности к обучению в школе;
Тесты готовности ко второй ступени обучения и адаптации младших подростков
Диагностика личностных отклонений подросткового возраста
Методика диагностики показателей и форм агрессии (А. Басса и А. Дарки в адаптации А.К. Осницкого);
Опросник для идентификации акцентуаций характера у подростков (по А.Е. Личко);
Методика диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению (методика К.Томаса в адаптации Гришиной Н.В.);
Методика исследования уровня субъективного контроля (УСК) (адаптация методики Д.Роттера в авторстве Бежина Е.Ф., Голынкиной С.А., Эткинда А.М.)
Личностные особенности ребенка:
Опросник Кеттелла (полный и сокращенный варианты; для младших школьников, подростков и взрослых людей)
Профориентационные диагностики:
Для 5 – 7 классов:
Изучение профессиональной мотивации учащегося (Л.А. Головей);
Исследование мотивации к достижению/избеганию неудач А. Мехрибиана;
Методика «Ценностные ориентации» (М.Рокича);
Определение уровня общего интеллектуального развития (Краткий отборочный тест Вандерлика);
Изучение отношения к учению и учебным предметам (Г.Н. Кузнецова).
Для 7 – 11 классов
Дифференциально – диагностический опросник (Е.А. Климов);
Карта интересов (А.Е.Голомшток)
Изучение мотивов профессиональной деятельности учащегося (Л.А. Головей);
Исследование самооценки (Дембо – Рубинштейн);
Диагностика работоспособности (теппинг-тест Е.П. Ильина);
Исследование межличностных отношений (Т. Лири);
Изучение мотивации обучения в ВУЗе (Т.И. Ильина);
Конструктивный рисунок человека (А. А. Карелина).
52. Проведите сравнительный анализ методов строгоформализованной и малоформализованной диагностики. Какие методы психолого-педагогической диагностики являются приоритетными в работе психолога образования? Обоснуйте свой выбор.
Буревич разделил методы диагностики на 2 группы:
Строгоформализованные (точность, стандартизация, надежность и валидность: тесты, опросники, психофизические методы и проективные методы),
Малоформализованные (гибкость процедуры проведения, субъективизм диагностических суждений: наблюдение, беседа, анализ продуктов деятельности).
ТЕТРАДЬ ПО ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКЕ (ЛЕКЦИЯ ЗА 10.09)
Приоритетными методами, скорее всего, будут являться строгоформализованные, т.к. они являются более точными.
- 2. Дайте общую характеристику мышления. Раскройте виды мышления, процессы, операции мышления.
- 3.Дайте общую характеристику памяти как познавательного процесса.
- 4.Раскройте понятие «личность», структуру личности в работах отечественных психологов.
- 5.Раскройте сознание как предмет психологии. Дайте основные характеристики сознания.
- 6.Раскройте понятие «темперамент», его физиологические основы и психологическое описание.
- 7.Дайте общее представление об ощущении и восприятии. Выделите их виды и свойства.
- 1. Понятие возраста в психологии
- 26.Определите содержание педагогической деятельности в поликультурной среде.
- 27 Охарактеризуйте условия воспитания этнической толерантности в поликультурной и полиэтнической среде.
- 28Раскройте предметную область клинической психологии детей и подростков.
- 29.Раскройте характеристику познавательной сферы детей дошкольного возраста.
- 30.Кризис семи лет и проблема готовности ребенка к школе.
- 31. Дайте сравнительную характеристику форм общения со взрослыми и сверстниками в дошкольном возрасте.
- 33. Раскройте основные особенности развития познавательных процессов у младших школьников.
- 34. Дайте характеристику личности ребенка младшего школьного возраста, как периода позитивных изменений и преобразований.
- 35. Раскройте особенности формирования социальной активности младшего школьника и его нравственного развития.
- 36. Дайте характеристику учебной деятельности как ведущего вида деятельности детей младшего школьного возраста, её сущность и структура.
- 37. Раскройте особенности развивающего обучения в системе образования.
- 2. Развивающее обучение учитывает и использует закономерности развития, приспосабливается к уровню и особенностям индивидуума.
- 5. Развивающее обучение направлено на развитие всей целостной совокупности качеств личности.
- 38. Дайте характеристику образовательным программам «Гармония», «Школа 2100», «Начальная школа 21 века».
- 39. Раскройте содержание программ «Планета знаний», «Перспектива», «Перспективная начальная школа».
- 40. Раскройте личностные новообразования подросткового периода развития.
- 41. Охарактеризуйте особенности мотивационно-потребностной сферы подростка.
- 42. Отношения со взрослыми и сверстниками в подростковом периоде.
- 43. Раскройте основные запросы к психологу при обращении по поводу проблем подросткового возраста.
- 44. Раскройте основные возрастные особенности профессионального самоопределения;
- 45. Охарактеризуйте уровни и типы профессионального самоопределения личности (по Климову е.А., Пряжникову а.С.)
- 46. Раскройте виды, формы и методы активизации. Дайте характеристику основных моделей активизирующего воздействия на клиентов.
- 48. Раскройте основные психометрические характеристики психодиагностических методов.
- 49. Охарактеризуйте психодиагностику как науку. Раскройте этапы психодиагностического процесса, понятие психологического диагноза.
- 50. Дайте характеристику психодиагностики как виду деятельности педагога-психолога.
- 51. Практическое задание: Раскройте цели, задачи и методы трех обязательных диагностических минимумов в работе педагога-психолога.
- 53. Раскройте области применения тестов достижений в школьной практике. Обоснуйте оптимальное время тестирования для учащихся разных возрастных групп.
- 54. Раскройте технологию построения обучающего эксперимента, формы и этапы оказания помощи ребенку в процессе обследования.
- 55. Раскройте цели, задачи, принципы психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса в условиях модернизации образования.
- 56. Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей и подростков в условиях общеобразовательных учреждений.
- 57. Какие симптомы (показатели) по методике «Рисунок семьи» характерны для благоприятной семейной ситуации: тревожности; конфликтности; враждебности.
- 59. Охарактеризуйте гармоничные и негармоничные стили семейного воспитания.
- 60. Охарактеризуйте стадии жизненного цикла семьи. Определите понятия «нормативный», «ненормативный кризис».