logo
гос

51. Практическое задание: Раскройте цели, задачи и методы трех обязательных диагностических минимумов в работе педагога-психолога.

Диагностический минимум направлен на решение многих задач, но главное – помогает обеспечивать индивидуализацию обучения как необходимое условие сохранения психологического здоровья учащихся. Минимум представляет собой комплексное обследование всех школьников определенной параллели. Его проведение по времени связано с наиболее сложными периодами школьной жизни ребенка: поступление в школу (1-й класс), переход в среднее звено (4-5-й классы), наиболее острый период подросткового возраста (8-10-й классы), подготовка к уходу из школьной среды (11-й класс). Ежегодно педагогом-психологом проводится три обязательных минимума:

Психодиагностический минимум – схема диагностического исследования, имеющая четко определенные цели с соответствующим набором инструментов.

Общая цель психодиагностических минимумов – мониторинг процесса обучения и уровня актуального развития учащегося и специфики этого развития, предоставление информации классным руководителям, педагогам-предметникам, администрации школ для содействия созданию благоприятных социально-педагогических и психологических условий в учебной работе и организации воспитательной деятельности, преодолению кризисных периодов в процессе обучения в школе.

Психодиагностический минимум на начальном этапе обучения в школе. При зачислении ребенка в школу психолог получает информацию из ДОУ. Дополнительная диагностика при этом не проводится. В сентябре-октябре учитель совместно с психологом заполняет карты адаптации на учащихся первого класса. Цель данного мероприятия – выделение детей, у которых осложненно протекает процесс адаптации, для последующих реабилитационных мероприятий. Никаких других психодиагностических исследований психолог в первом классе не проводит. Первый психодиагностический минимум целесообразно проводить во втором классе. Первый психодиагностический минимум проводится в начальный период обучения в школе в два этапа. Цель диагностического исследования на первом этапе – выделение группы детей, у которых осложненно протекает процесс адаптации. На втором этапе проводится изучение личностных и индивидуальных особенностей учащихся для выделения групп детей, находящихся в социально опасном положении, учащихся с повышенными интеллектуальными способностями, имеющих особенности обучения и развития для психолого-педагогического сопровождения или определения индивидуального образовательного маршрута.

К числу изучаемых явлений относятся: особенности развития интеллектуальной сферы, личностные особенности (самооценка, уровень агрессивности, тревожности), внутригрупповые процессы в классах.

При выборе методик диагностики целесообразно ориентироваться на наличие в них, кроме количественной еще и дифференциально-уровневой оценки. Задачей является выявление групп детей, нуждающихся в каких-либо дополнительных (коррекционных) образовательных и воспитательных усилиях педагогов, педагогов-психологов, социальных педагогов и других специалистов.Это:

Коррекцией психических познавательных процессов в начальной школе занимаются в основном логопеды, рекомендации эффективного взаимодействия должны быть сформулированы для учителей и родителей. Результаты изучения мотивации учения анализируются: для выделения группы интеллектуально достаточных школьников с недостаточным уровнем развития мотивации учения; для сравнительного анализа по классам с целью определения тенденций в формировании мотивации и влиянии стиля преподавания учителя на ее формирование у школьников. При изучении личностных особенностей (анализ проективных тестов) выделяются группы школьников, имеющих тенденции к низкой самооценке; с проявлением агрессивности, тревожности, для формирования рекомендаций учителям и родителям. Выявление межличностных отношений и статуса ребенка в классе используется метод социометрии.

По итогам первого минимума заводится папка на каждый класс с развернутыми протоколами полученных данных. При необходимости планируются мероприятия.

Психодиагностический минимум при переходе из начальной в среднюю школу. Основная цель – мониторинг уровня обученности, личностного и социального развития учащихся, создание благоприятных психологических и социально-педагогических условий в период перехода из начального в среднее звено школы.

Два этапа: в апреле – в 4-х классах и в октябре – в 5-х классах. Основная задачав четвертом классе – выделение групп учащихся, которые по опредленным характеристикам отличаются от всего обследуемого контингента. Это:

Результаты интеллектуальных тестов позволяют оценить общий уровень развития интеллекта, а также темповые характеристики деятельности. Соотнесение с успешностью в учебной деятельности дает основание выделить группы школьников, у которых существует прогноз снижения успешности в учебной деятельности в пятом классе.

Методики для четвертого класса: матрицы Равена, проективные рисуночные тесты, карта наблюдения для учителя, методика «Незаконченные предложения» и другие.

Рисуночная методика (например, «Несуществующее животное») используется для исследования актуального эмоционального состояния, самооценки, агрессивности, тревожности. Первоначально определяется круг сфер, необходимых для исследования. Это могут быть отношения со сверстниками, отношение к школе, удовлетворенность положением в классе, отношение к себе, к учению.

Результаты по всему психодиагностическому минимуму используются для организации коррекционно-развивающей работы с учащимися четвертых классов.

В пятом классе психодиагностические исследования начинаются после мероприятий, проводимых для адаптации. Цель диагностики в пятом классе – содействие созданию благоприятных социально-психологических условий учащимся и классным коллективам в период перехода из начального в среднее звено школы. Рекомендуемые методики: социометрия, тест школьной тревожности Филипса.

Третий психодианостический минимум. Проводится на этапе допрофильной подготовки с целью определения способностей и склонностей учащихся. Результаты этого минимума служат основанием для организации последующей профориентационной работы. Данные психодиагностических обследований учащихся могут обеспечивать формирование профилей и служить основанием для комплектования профильных классов, создания новых профилей. Методики: анкеты для учащихся и родителей, карта интересов, школьный тест умственного развития, методика измерения мотивации учения.

Возможный перечень методик:

Общее интеллектуальное развитие учащегося:

Оценка уровня развития познавательных психических процессов:

Диагностика эмоционального состояния и адаптационных ресурсов ребенка:

Школьной мотивации и адаптации:

Диагностика личностных отклонений подросткового возраста

Личностные особенности ребенка:

Профориентационные диагностики:

Для 5 – 7 классов:

Для 7 – 11 классов

52. Проведите сравнительный анализ методов строгоформализованной и малоформализованной диагностики. Какие методы психолого-педагогической диагностики являются приоритетными в работе психолога образования? Обоснуйте свой выбор.

Буревич разделил методы диагностики на 2 группы:

ТЕТРАДЬ ПО ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКЕ (ЛЕКЦИЯ ЗА 10.09)

Приоритетными методами, скорее всего, будут являться строгоформализованные, т.к. они являются более точными.