41. Охарактеризуйте особенности мотивационно-потребностной сферы подростка.
Л. С. Выготский подробно рассматривалпроблему интересов в переходном возрасте, называя ее «ключом ко всей проблеме психологического развития подростка». В подростковом возрасте, подчеркивал Л. С. Выготский, имеют место период разрушения и отмирания старых интересов и период созревания новой биологической основы, на которой впоследствии развиваются новые интересы. Он писал: «Если вначале фаза развития интересов стоит под знаком романтических стремлений, то конец фазы знаменуется реалистическим и практическим выбором одного наиболее устойчивого интереса, большей частью непосредственно связанного с основной жизненной линией, избираемой подростком».
Л. С. Выготский перечислил несколько основных групп наиболее ярких интересов подростков, которые он назвал доминантами. Это «эгоцентрическая доминанта» (интерес подростка к собственной личности); «доминанта дали» (установка подростка на обширные, большие масштабы, которые для него гораздо более субъективно приемлемы, чем ближние, текущие, сегодняшние); «доминанта усилия» (тяга подростка к сопротивлению, преодолению, к волевым напряжениям, которые иногда проявляются в упрямстве, хулиганстве, борьбе против воспитательского авторитета, протесте и других негативных проявлениях); «доминанта романтики» (стремление подростка к неизвестному, рискованному, к приключениям, к героизму).
Л. И. Божович также отмечала, что к началу переходного возраста в общем психическом развитии появляются новые, более широкие интересы, личные увлечения и стремление занять более самостоятельную, более «взрослую» позицию в жизни. Кардинальные изменения касаютсямотивации. В содержании мотивов на первый план выступают мотивы, которые связаны с формирующимся мировоззрением, с планами будущей жизни. Структура мотивов характеризуется иерархической системой, наличием определенной системы соподчиненных различных мотивационных тенденций на основе ведущих общественно значимых и ставших ценными для личности мотивов. Что касается механизма действия мотивов, то они действуют теперь не непосредственно, а возникают на основе сознательно поставленной цели и сознательно принятого намерения. Именно в мотивационной сфере, как считала Л. И. Божович, находится главное новообразование переходного возраста.
Подростковый период традиционно считается одним из наиболее критических моментов в психическом развитии личности, и это в первую очередь определяется происходящими глубокими преобразованиями в мотивационно-потребностной сфере подростков. Однако эти преобразования, имеющие как качественные, так и количественные характеристики, обусловлены и подготовлены всем ходом развития ребенка с самых первых дней его существования [5, с. 164-169].
Именно в подростковом возрасте, по словам Л. С. Выготского, на протяжении
В переходный период происходят преобразования в самых различных сферах психики. Кардинальные изменения касаются и мотивации. В содержании мотивов на первый план выступают мотивы, которые связаны с формирующимся мировоззрением, с планами будущей жизни. Структура мотивов характеризуется иерархической системой, «наличием определенной системы соподчиненных различных мотивационных тенденций на основе ведущих общественно значимых и ставших ценными для личности мотивов» [4, с. 60]. Что касается механизма действия мотивов, то они действуют теперь не непосредственно, а возникают «на основе сознательно поставленной цели и сознательно принятого намерения» [4, с. 63]. Именно в мотивационной сфере, как считала Л. И. Божович, находится главное новообразование переходного возраста [3, с. 167-170].
Исходным моментом для изменения мотивационной сферы подростка выступает так называемая «социальная ситуация развития ребенка» - уникальная, характерная только для данного возраста система отношений между ребенком и средой [8, с. 280]. Эти отношения, с одной стороны, формируют, а с другой - сами определяются теми качественно новыми психологическими образованиями, возникающими на данном возрастном этапе. Эти новообразования представляют собой широкий спектр психических явлений - от психических процессов до отдельных свойств личности.
Таким образом, при анализе мотивации подростка необходимо учитывать: биологические изменения (половое созревание), психологические изменения (усложнение форм абстрактно-логического мышления, развитие самосознания, расширение сферы волевой активности) и социальный контекст жизни подростка.
Упрочиваются в подростковом возрасте и умения произвольной организации своей учебной работы. Целеполагание подростка характеризуется следующими особенностями. Подросток может самостоятельно ставить цели и планировать свою работу, умеет наметить для себя самостоятельную иерархию целей, определить последовательность их достижения, умеет ставить гибкие цели, изменять их в соответствии с условиями, формируется привычка длительное время удерживать цели своих действий и подчинять им свое поведение.
Важным мотивационным образованием, влияющим на все стороны жизнедеятельности подростка, являются его интересы [39, с. 76-77]. Интересы представляют одну из главных характеристик личности человека, наиболее обще их можно определить как эмоциональное проявление потребностей. Именно интересы, по мнению Выготского, выступают интегральным образованием в развивающемся сознании ребенка. Причем на этапах перехода и каждого следующего периода онтогенеза отмечается свертывание, отмирание прежде установившейся системы интересов и появление новых стремлений, на которых впоследствии развиваются новые интересы: «У подростка не только появляются новые интересы, но отмирают старые, он не только начинает интересоваться рядом совершенно новых для него вещей, но и теряет интерес к вещам, которые занимали его раньше» [8, с. 266-267]. В подростковом возрасте происходят кардинальные изменения в сфере интересов человека: именно на этом возрастном этапе они претерпевают значительные изменения как в количественном, так и в содержательном плане, а также в степени своего проявления, степени влияния на активность подростков.
Самым существенным в развитии интересов подросткового периода, по мнению С. Рубинштейна, является:
) начало установления круга интересов, объединенных в небольшое число связанных между собою систем, приобретающих известную устойчивость;
) постепенное переключение интересов с частного и конкретного (коллекционирование в школьном возрасте) на отвлеченное и общее, в частности рост интереса к вопросам идеологии, мировоззрения;
) одновременное появление интереса к практическому применению приобретенных знаний, к вопросам практической жизни;
) рост интереса к психическим переживаниям других людей, и особенно своим собственным (юношеские дневники);
) начинающаяся дифференциация и специализация интересов, направленность интересов на определенную сферу деятельности, профессиональную - технику, определенную научную область, литературу, искусство и т. д., совершающуюся под влиянием всей системы условий, в которых происходит развитие подростков [43, с. 142-143].
Главная задача подросткового возраста - обретение взрослости как в физиологическом, так и в социальном плане, а также качественное своеобразие мотивов и потребностей, возникающих в этот период. Формирование чувства личной идентичности - одно из важнейших новообразований у подростка, она включает: телесную, сексуальную, профессиональную, идеологическую и моральную идентичность.
В психологии развития подростковый и юношеский возраст рассматривается как период интенсивного формирования ценностных ориентации личности. Система ценностей подростка, находящаяся еще в процессе своего становления, является относительно неупорядоченной и неустойчивой. Приоритетные ценности у подростков - счастливая семейная жизнь и обретение материального благополучия.
Подростковый возраст можно рассматривать как наиболее сензитивный период для формирования идеальных образов. Однако процесс «идеалотворчества» неоднороден, и можно обнаружить определенные структурные изменения в его образе на разных стадиях подросткового возраста. Сфера интересов и увлечений современных подростков недостаточно многообразна. В свободное время подростки в основном гуляют со сверстниками, встречаются с ними дома, смотрят телевизор, слушают музыку, а у части нет вообще никаких увлечений и время они проводят в ничегонеделании.
- 2. Дайте общую характеристику мышления. Раскройте виды мышления, процессы, операции мышления.
- 3.Дайте общую характеристику памяти как познавательного процесса.
- 4.Раскройте понятие «личность», структуру личности в работах отечественных психологов.
- 5.Раскройте сознание как предмет психологии. Дайте основные характеристики сознания.
- 6.Раскройте понятие «темперамент», его физиологические основы и психологическое описание.
- 7.Дайте общее представление об ощущении и восприятии. Выделите их виды и свойства.
- 1. Понятие возраста в психологии
- 26.Определите содержание педагогической деятельности в поликультурной среде.
- 27 Охарактеризуйте условия воспитания этнической толерантности в поликультурной и полиэтнической среде.
- 28Раскройте предметную область клинической психологии детей и подростков.
- 29.Раскройте характеристику познавательной сферы детей дошкольного возраста.
- 30.Кризис семи лет и проблема готовности ребенка к школе.
- 31. Дайте сравнительную характеристику форм общения со взрослыми и сверстниками в дошкольном возрасте.
- 33. Раскройте основные особенности развития познавательных процессов у младших школьников.
- 34. Дайте характеристику личности ребенка младшего школьного возраста, как периода позитивных изменений и преобразований.
- 35. Раскройте особенности формирования социальной активности младшего школьника и его нравственного развития.
- 36. Дайте характеристику учебной деятельности как ведущего вида деятельности детей младшего школьного возраста, её сущность и структура.
- 37. Раскройте особенности развивающего обучения в системе образования.
- 2. Развивающее обучение учитывает и использует закономерности развития, приспосабливается к уровню и особенностям индивидуума.
- 5. Развивающее обучение направлено на развитие всей целостной совокупности качеств личности.
- 38. Дайте характеристику образовательным программам «Гармония», «Школа 2100», «Начальная школа 21 века».
- 39. Раскройте содержание программ «Планета знаний», «Перспектива», «Перспективная начальная школа».
- 40. Раскройте личностные новообразования подросткового периода развития.
- 41. Охарактеризуйте особенности мотивационно-потребностной сферы подростка.
- 42. Отношения со взрослыми и сверстниками в подростковом периоде.
- 43. Раскройте основные запросы к психологу при обращении по поводу проблем подросткового возраста.
- 44. Раскройте основные возрастные особенности профессионального самоопределения;
- 45. Охарактеризуйте уровни и типы профессионального самоопределения личности (по Климову е.А., Пряжникову а.С.)
- 46. Раскройте виды, формы и методы активизации. Дайте характеристику основных моделей активизирующего воздействия на клиентов.
- 48. Раскройте основные психометрические характеристики психодиагностических методов.
- 49. Охарактеризуйте психодиагностику как науку. Раскройте этапы психодиагностического процесса, понятие психологического диагноза.
- 50. Дайте характеристику психодиагностики как виду деятельности педагога-психолога.
- 51. Практическое задание: Раскройте цели, задачи и методы трех обязательных диагностических минимумов в работе педагога-психолога.
- 53. Раскройте области применения тестов достижений в школьной практике. Обоснуйте оптимальное время тестирования для учащихся разных возрастных групп.
- 54. Раскройте технологию построения обучающего эксперимента, формы и этапы оказания помощи ребенку в процессе обследования.
- 55. Раскройте цели, задачи, принципы психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса в условиях модернизации образования.
- 56. Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей и подростков в условиях общеобразовательных учреждений.
- 57. Какие симптомы (показатели) по методике «Рисунок семьи» характерны для благоприятной семейной ситуации: тревожности; конфликтности; враждебности.
- 59. Охарактеризуйте гармоничные и негармоничные стили семейного воспитания.
- 60. Охарактеризуйте стадии жизненного цикла семьи. Определите понятия «нормативный», «ненормативный кризис».