54. Раскройте технологию построения обучающего эксперимента, формы и этапы оказания помощи ребенку в процессе обследования.
Ребенку предлагается выполнить задание (первый этап). Инструкция к заданию дается без изменений, как она предполагается изначально. Обязательным требованием на этом этапе является ограничение вербального сопровождения взрослым процедуры исследования только указанием целей выполнения данного задания и оценкой результативности. Какие-либо другие действия психолога могут быть расценены уже как обучение и не относятся к этому этапу как чисто диагностическому. В случае затруднения ребенку оказывается собственно обучающая помощь (второй этап эксперимента). При выборе видов помощи рекомендуется руководствоваться нижеследующими правилами.
Сначала необходимо проверить, не окажутся ли эффективными более легкие виды помощи, и лишь затем перейти к демонстрации и обучению;
Экспериментатору не следует быть чрезмерно активным и многословным, его вмешательство в ход эксперимента должно быть тщательно обдумано; действительно, важно помнить, что каждое слово психолога может оказать значительное влияние на ребенка и качество выполнения задания.
Каждый акт помощи и ответные действия ребенка нужно вносить в протокол. Как было сказано выше, помощь ребенку должна оказываться дозированно. Так, можно выделить несколько уровней и видов помощи (представлены по степени их усложнения).
Первый уровень помощи - направлен на создание положительной мотивации на выполнение задания и улучшение самоорганизации ребенка. Такой вид помощи часто оказывается вполне достаточным при работе с детьми, имеющими нормальный уровень психического развития, а также с гиперактивными и тревожными детьми. К этому уровню помощи мы предлагаем отнести следующие варианты:
- Стимулирующая помощь - подбадривание, похвала (например, «Постарайся сделать, у тебя получится» или «Правильно, молодец, стараешься, давай дальше»). Такой вид помощи используется на начальных этапах выполнения ребенком задания, а также в случае, когда ребенок неуверен, взглядом или словом просит поддержки, одобрения своих действий.
- Организующая помощь - организация внимания на каком-то моменте выполнения задания (например, «Не торопись», «Посмотри внимательно»). Данная помощь должна быть оказана, когда внимание ребенка неустойчиво, и он быстро отвлекается.
Второй уровень помощи дает возможность разделить задание на подэтапы или уделить большее внимание какому-то отдельному этапу выполнения методики для его лучшего осознания ребенком. Подобная помощь весьма эффективна при выполнении незнакомых здоровому ребенку заданий, для детей с дефицитом внимания и / или сниженными интеллектуальными возможностями. В этот уровень мы включаем указанные ниже варианты помощи:
- Разъясняющая помощь - уточнение порядка действий при выполнении задания.
- Простое переспрашивание и просьба к ребенку повторить то или иное слово / действие (это привлекает внимание ребенка к сказанному или к сделанному).
Третий уровень помощи является самым серьезным и применяется, если предыдущие «уроки» оказались неэффективными.
- Введение наглядности, показ действий, которые ребенок должен выполнить по подражанию. Подразумевается демонстрация способа действия без объяснения алгоритма его выполнения.
- Проведение полной развернутой обучающей помощи с показом и разъяснением последовательности действий.
- Облегчение предложенного задания.
После оказания помощи психолог проводит третий этап обучающего эксперимента, подразумевающий выполнение аналогичного задания. На этом этапе ребенку дается та же инструкция, что и в самом начале эксперимента, но предлагается другой стимульный материал. Основной задачей специалиста здесь является наблюдение за способом выполнения задания ребенком. В протоколе фиксируется конечный результат и при необходимости общее время выполнения задания.
Психология образования
- 2. Дайте общую характеристику мышления. Раскройте виды мышления, процессы, операции мышления.
- 3.Дайте общую характеристику памяти как познавательного процесса.
- 4.Раскройте понятие «личность», структуру личности в работах отечественных психологов.
- 5.Раскройте сознание как предмет психологии. Дайте основные характеристики сознания.
- 6.Раскройте понятие «темперамент», его физиологические основы и психологическое описание.
- 7.Дайте общее представление об ощущении и восприятии. Выделите их виды и свойства.
- 1. Понятие возраста в психологии
- 26.Определите содержание педагогической деятельности в поликультурной среде.
- 27 Охарактеризуйте условия воспитания этнической толерантности в поликультурной и полиэтнической среде.
- 28Раскройте предметную область клинической психологии детей и подростков.
- 29.Раскройте характеристику познавательной сферы детей дошкольного возраста.
- 30.Кризис семи лет и проблема готовности ребенка к школе.
- 31. Дайте сравнительную характеристику форм общения со взрослыми и сверстниками в дошкольном возрасте.
- 33. Раскройте основные особенности развития познавательных процессов у младших школьников.
- 34. Дайте характеристику личности ребенка младшего школьного возраста, как периода позитивных изменений и преобразований.
- 35. Раскройте особенности формирования социальной активности младшего школьника и его нравственного развития.
- 36. Дайте характеристику учебной деятельности как ведущего вида деятельности детей младшего школьного возраста, её сущность и структура.
- 37. Раскройте особенности развивающего обучения в системе образования.
- 2. Развивающее обучение учитывает и использует закономерности развития, приспосабливается к уровню и особенностям индивидуума.
- 5. Развивающее обучение направлено на развитие всей целостной совокупности качеств личности.
- 38. Дайте характеристику образовательным программам «Гармония», «Школа 2100», «Начальная школа 21 века».
- 39. Раскройте содержание программ «Планета знаний», «Перспектива», «Перспективная начальная школа».
- 40. Раскройте личностные новообразования подросткового периода развития.
- 41. Охарактеризуйте особенности мотивационно-потребностной сферы подростка.
- 42. Отношения со взрослыми и сверстниками в подростковом периоде.
- 43. Раскройте основные запросы к психологу при обращении по поводу проблем подросткового возраста.
- 44. Раскройте основные возрастные особенности профессионального самоопределения;
- 45. Охарактеризуйте уровни и типы профессионального самоопределения личности (по Климову е.А., Пряжникову а.С.)
- 46. Раскройте виды, формы и методы активизации. Дайте характеристику основных моделей активизирующего воздействия на клиентов.
- 48. Раскройте основные психометрические характеристики психодиагностических методов.
- 49. Охарактеризуйте психодиагностику как науку. Раскройте этапы психодиагностического процесса, понятие психологического диагноза.
- 50. Дайте характеристику психодиагностики как виду деятельности педагога-психолога.
- 51. Практическое задание: Раскройте цели, задачи и методы трех обязательных диагностических минимумов в работе педагога-психолога.
- 53. Раскройте области применения тестов достижений в школьной практике. Обоснуйте оптимальное время тестирования для учащихся разных возрастных групп.
- 54. Раскройте технологию построения обучающего эксперимента, формы и этапы оказания помощи ребенку в процессе обследования.
- 55. Раскройте цели, задачи, принципы психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса в условиях модернизации образования.
- 56. Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей и подростков в условиях общеобразовательных учреждений.
- 57. Какие симптомы (показатели) по методике «Рисунок семьи» характерны для благоприятной семейной ситуации: тревожности; конфликтности; враждебности.
- 59. Охарактеризуйте гармоничные и негармоничные стили семейного воспитания.
- 60. Охарактеризуйте стадии жизненного цикла семьи. Определите понятия «нормативный», «ненормативный кризис».