logo
гос

54. Раскройте технологию построения обучающего эксперимента, формы и этапы оказания помощи ребенку в процессе обследования.

Ребенку предлагается выполнить задание (первый этап). Инструкция к заданию дается без изменений, как она предполагается изначально. Обязательным требованием на этом этапе является ограничение вербального сопровождения взрослым процедуры исследования только указанием целей выполнения данного задания и оценкой результативности. Какие-либо другие действия психолога могут быть расценены уже как обучение и не относятся к этому этапу как чисто диагностическому.  В случае затруднения ребенку оказывается собственно обучающая помощь (второй этап эксперимента). При выборе видов помощи рекомендуется руководствоваться нижеследующими правилами. 

  1. Сначала необходимо проверить, не окажутся ли эффективными более легкие виды помощи, и лишь затем перейти к демонстрации и обучению; 

  2. Экспериментатору не следует быть чрезмерно активным и многословным, его вмешательство в ход эксперимента должно быть тщательно обдумано; действительно, важно помнить, что каждое слово психолога может оказать значительное влияние на ребенка и качество выполнения задания. 

  3. Каждый акт помощи и ответные действия ребенка нужно вносить в протокол. Как было сказано выше, помощь ребенку должна оказываться дозированно. Так, можно выделить несколько уровней и видов помощи (представлены по степени их усложнения). 

Первый уровень помощи - направлен на создание положительной мотивации на выполнение задания и улучшение самоорганизации ребенка. Такой вид помощи часто оказывается вполне достаточным при работе с детьми, имеющими нормальный уровень психического развития, а также с гиперактивными и тревожными детьми. К этому уровню помощи мы предлагаем отнести следующие варианты: 

- Стимулирующая помощь - подбадривание, похвала (например, «Постарайся сделать, у тебя получится» или «Правильно, молодец, стараешься, давай дальше»). Такой вид помощи используется на начальных этапах выполнения ребенком задания, а также в случае, когда ребенок неуверен, взглядом или словом просит поддержки, одобрения своих действий. 

- Организующая помощь - организация внимания на каком-то моменте выполнения задания (например, «Не торопись», «Посмотри внимательно»). Данная помощь должна быть оказана, когда внимание ребенка неустойчиво, и он быстро отвлекается. 

Второй уровень помощи дает возможность разделить задание на подэтапы или уделить большее внимание какому-то отдельному этапу выполнения методики для его лучшего осознания ребенком. Подобная помощь весьма эффективна при выполнении незнакомых здоровому ребенку заданий, для детей с дефицитом внимания и / или сниженными  интеллектуальными возможностями. В этот уровень мы включаем указанные ниже варианты помощи: 

- Разъясняющая помощь - уточнение порядка действий при выполнении задания. 

- Простое переспрашивание и просьба к ребенку повторить то или иное слово / действие (это привлекает внимание ребенка к сказанному или к сделанному).

Третий уровень помощи является самым серьезным и применяется, если предыдущие «уроки» оказались неэффективными. 

- Введение наглядности, показ действий, которые ребенок должен выполнить по подражанию. Подразумевается демонстрация способа действия без объяснения алгоритма его выполнения. 

- Проведение полной развернутой обучающей помощи с показом и разъяснением последовательности действий. 

- Облегчение предложенного задания. 

После оказания помощи психолог проводит третий этап обучающего эксперимента, подразумевающий выполнение аналогичного задания. На этом этапе ребенку дается та же инструкция, что и в самом начале эксперимента, но предлагается другой стимульный материал. Основной задачей специалиста здесь является наблюдение за способом выполнения задания ребенком. В протоколе фиксируется конечный результат и при необходимости общее время выполнения задания.

Психология образования