Преодоление грубости и сквернословия
Говорят, что сквернословие — генетическая черта русских. Это неправда: во все времена сквернословили только плохо воспитанные, нерелигиозные, распущенные люди. Образованные, культурные граждане бранью и нецензурщиной пользовались только в редких и самых крайних случаях, без женщин и детей.
Крепкие выражения, брань, нецензурщина возникли исторически как защитное средство против резких эмоциональных потрясений. Позже они начали выполнять роль эмоционального отношения к действительности, предельно свернутого и емкого выражения чувств. Ударил человек ногу о камень, рассек бровь в лесу или упал в лужу — крепко выругался, проклиная все вместе: и свою нерасторопность, и плохую дорогу, и обстоятельства. Ему стало легче: часть боли выплеснулась вместе с ругательствами. Крепкое слово в данном случае защитило нервную систему от перегрузки.
В чем здесь проблемы, почему бьет тревогу школа? Главная заключается в том, что ненормативная лексика все больше загрязняет язык, он становится примитивным. Так называемый «тюремный жанр», в котором написаны книги, — образец деградации языковых норм. Лексику криминальных элементов весьма успешно прививают вступающим в жизнь. Школа тут бессильна: если ученик произносит непотребное слово, а учительница делает ему замечание, то краснеть приходится ей — всегда найдется книга, где это слово напечатано крупными буквами и вложено в уста героя.
Употребление ругательств и нецензурщины без всякого на то повода и причины — это вторая проблема. Нецензурные слова произносят иногда младшие школьники, и никто не обращает внимания на то, что и как они говорят. Это проблема воспитательная. Ребенок копирует слова и ситуации, в которых они произносятся. В их смысл он тогда не вникает. На вопрос: зачем ты употребил только что ругательное слово? следует недоуменный взгляд: разве?, а потом столь же недоуменный вопрос: а что тут такого? Так все выражаются. Приходим к выводу, что детское сквернословие — всего лишь дурная привычка, сформированная невнимательным воспитанием.
Проблема сквернословия сопричастна с такими проблемами, как табакокурение, потребление алкоголя и наркотиков, бесцельное времяпровождение, принадлежность к компаниям девиантного поведения, а также тесно связана с этапами возрастного развития и самоутверждения. Нередко определенного стиля выражения требуют обстоятельства, неписанные правила группы, к которой примыкает ребенок. А поскольку тон в таких группах залают, как правило, ограниченные, неразвитые и физически крепкие ребята, можно легко догадаться, как здесь начинает выражаться нормальный ребенок. Усвоенные привычки искореняются с трудом.
У сквернословия несколько причин. Первая — наследственная. Многие серьезные ученые полагают, что способ выражения мыслей и чувств генетически обусловлен. Не передаются генетически сами слова и выражения, а способ заложен. Впрочем, с этим можно и не соглашаться, просто то, что обусловлено генетически, неискоренимо. Вторая причина — социальное наследование норм общения, сложившихся в обществе, образа выражения мыслей и чувств. Пока они далеки от совершенства, бороться с ними очень трудно. Третья причина та, что воспитание почти не обращает на это внимания. Школа немало занимается культурой поведения. Но пока ощутимых результатов нет.
Кроме названных общих причин возникновения детской грубости и дерзости существуют и конкретные:
—ответ на несправедливое отношение к ним взрослых (необоснованное обвинение во лжи, в неблаговидном поступке, лени). При этом следует различать случаи действительно несправедливого отношения к школьнику от случаев, когда ему только кажется, что к нему относятся несправедливо. Здесь весьма важно рассеять заблуждение, убедить его в том, что претензии к нему справедливы. Если же в отношении школьника, действительно допущена несправедливость, то эта ошибка должна быть исправлена;
—грубость школьников объясняется и тем, что многие считают это качество признаком силы, мужественности. Дети и особенно подростки стыдятся проявлять мягкость, чуткость, душевную теплоту, которые расценивают как признаки слабости, мягкотелости;
—грубость, раздражительность, вспыльчивость могут быть следствием недостаточного развития воли, неумения владеть собой, несдержанности, порывистости;
— грубость и раздражительность могут возникать вследствие переутомления и назойливости взрослых.
Для преодоления сквернословия у школьников необходимо:
—придерживаться только нормативной лексики, ни при каких обстоятельствах не опускаться до сквернословия;
—терпеливо, последовательно и настойчиво помогать детям избавляться от бранных, ругательных слов при выражении мыслей и переживаний;
—помогать усваивать образцы, «штампы» вежливого, культурного выражения мыслей и чувств в типичных ситуациях;
—наглядно, доходчиво и убедительно показывать, как можно выразить свои чувства красиво, без сквернословия и ругательств;
—на конкретных примерах убеждать, что приятное слово действует на людей куда сильнее, чем самое крепкое ругательство;
—убеждать детей, что к ругательствам прибегают только самые слабые и ограниченные люди, которым нечего сказать обыкновенными словами;
—формировать непривлекательный образ человека, употребляющего к месту и не к месту бранные слова, нецензурные выражения;
—подчеркивать и показывать на конкретных примерах, что у плохо воспитанных людей непривлекательное будущее, что именно сквернословие не позволило многим достичь успеха в жизни. Подкрепить это конкретными примерами;
—формировать непринятие сквернословия как способа выражения мыслей и чувств;
—проводить специальные тренировочные упражнения для детей, чья речь засорена косноязычными штампами;
—включать выработку правильных форм общения в решение других коррекционных задач, в частности преодоления пагубной привычки к курению.
Проблема сквернословия преодолима. Необходимо лишь ( школе вместе с родителями бороться со сквернословием школьников. Вести целенаправленную и систематическую работу по преодолению грубости и вульгарности у детей, используя все благовидные способы.
- Лекція № 1. Корекційна педагогіка в системі наук про людину
- Об’єкт, предмет і задачі корекційної педагогіки
- 2. Взаємозв’язок корекційної педагогіки з іншими науками
- 2. Принципи корекційно-педагогічної діяльності
- 4. Методи корекційної роботи: загальнопедагогічні, спеціальні
- Принципи корекційно-педагогічної діяльності.
- Основні положення корекційної діяльності
- Принципи педагогічної корекції
- 2.2. Принципи корекційно-педагогічної діяльності
- 3. Методи педагогічної корекції
- Методы формирования сознания
- Методы организации деятельности
- Методы стимулювання поведінки і діяльності
- Специальные методы педагогической коррекции
- Особенности типа воспитания подростков с антисоциальным поведением
- Корекція асоціальної поведінки дітей.
- Преодоление грубости и сквернословия
- Борьба с куренем. Профилактика алкоголизма и наркомании
- Аффективные дети
- Дети из неполных семей
- Коррекция тревожности
- Импульсивный ребенок
- Помощь депрессивным детям
- Преодоление депривации и фрустрации
- Профилактика эмоциональных перегрузок
- Причины детской агрессивности
- Агрессивное поведение педагогов
- Диагностика агрессивного поведения
- Ослабление агрессивности