2. Учет пола
В многочисленных исследованиях было убедительно доказано; что действительно существуют различия в психологических характеристиках между мужчинами и женщинами. Различия полов имеют биологическую и социальную основу, что проявляется в особенностях строения тела, черт лица, физиологических и психических признаков. Мудрецы прошлого основную черту различия между мужским и женским полом обусловливали разницей в общественных обязанностях: в то время как мужчина борется за существование семьи, женщина обеспечивает внутреннее ее благосостояние и заботится о муже и детях.
Несходство мужского и женского типов отмечали самые ранние мыслители, что нашло отражение в трудах Платона, Аристотеля и других известных представителей античности. Систематизация соматических и психологических различий полов нашла свое отражение в различных руководствах по физиогномике и другим древним учениям. Например, Ф. Лассаль в своем трактате "Лицегадание" писал: "Женщина отличается от мужчины всем: и умом, и характером, и физическим сложением, и силой... Сходства мало между чертами мужчины с чертами женщины: у последней лоб не так широк, как у него; все черты ее тоньше и нежнее; ее кожа, также более тонкая, не покрывается жесткими волосами, как у мужчины".
До 70-х годов в советской психологии проблемы половой дифференциации отождествлялись с вопросами сексуальных отношений. Истоки изучения половых различий лежат в области дифференциальной психологии, начало которой было положено исследованиями Ф.Гальтона. Гальтон измерял, выражал в количественных единицах и сравнивал различные физические, психические черты мужчин и женщин. В 90-е годы в России особую важность приобрел вопрос о природе, психологических различий между полами. Этот период дискуссии о детерминации половых различий осуществлялись в рамках двух, парадигм; социокультурной и социобиологической. Согласно социокультурной модели половая дифференциация является результатом социализации и влияний культуры в направлении освоения конкретных социальных ролей.
Социокультурные факторы создают необходимые условия для обучения
традиционным женским и мужским ролям.
В настоящее время психология оперирует достаточным количеством данных, подчеркивающих значение полового фактора в психическом развитии. Учет половой принадлежности в деятельности называется гендерный подход. Основная идея этого подхода базируется на необходимости и целесообразности дифференциации ролей, позиции мужчин и женщин в деятельности.
Половые различия существуют на генетическом, морфологическом, физиологическом, психологическом и социальном уровнях.
Рассмотрим генетический уровень. . Каждый человек имеет единственный и неповторимый набор ген. Ген- это единица наследственного материала, ответственная за формирование какого-либо элементарного признака. Совокупность всех ген организма составляет генотип человека. Гены весьма устойчивы и сохраняют свои свойства в нескольких поколениях людей. Генетическая база уникальна для каждого индивида и объясняет некоторые различия людей. Большинство половых различий формируется еще в утробе. Как и на каком сроке, дает ответ современная генетика. Как получается именно мальчик или девочка ученые смогли ответить на этот вопрос благодаря большому международному проекту по распознаванию генома человека. В 2004 году расшифровали мужскую хромосому У, в 2005 году - женскую Х.
Для того чтобы зародилась новая жизнь, необходимо 46 хромосом - 23 из мужской спермы и 23 из женской яйцеклетки. Пол малыша закладывается в момент зачатия, еще до того, как оплодотворенная яйцеклетка присоединится к матке.
Х-сперматозоиды малочисленные и движутся медленнее. Зато они сильнее, и продолжительность жизни у них больше.
Y-сперматозоиды – подлинные спринтеры. Но они хрупкие, и длительность их существования намного меньше.
Х-хромосома содержит 1098 генов. А У - всего 78 генов. Тогда получается, что у женщин должен быть богаче генофонд (ведь девчонки «сделаны» из двойной Х-хромосомы)? Почему же среди мужчин больше выдающихся людей? Благодарить за это надо эволюцию, которая позаботилась о выживании видов. В каждой клетке женского организма работает только одна Х-хромосома, а вторая молчит - практически полностью «выключена из сети». Х-хромосома - одна из самых больших в человеческом организме, У - в 6 раз меньше.
Известно, что мальчики рождаются более болезненными, и нервная система их более чувствительна к стрессам. Оказывается, во всем виновата материнская Х-хромосома. которая за всю историю вида накопила не только множество полезной информации, но и разнообразные нарушения. Мама может быть носительницей генетических аномалий, которые могут проявиться у сына (это гемофилия, миопатия Дюшенна, олигофрения, аутизм, дальтонизм, расщепление неба (волчья пасть) и другие). У девочек негативное влияние одной Х-хромосомы может быть уравновешено второй здоровой X-хромосомой. У мальчиков такой поддержки нет - крошечная У - хромосома не может противостоять влиянию огромной Х-хромосомы. С точки зрения эволюции, девочки получаются более здоровыми и живучими. Исходя из этих данных, специалисты настоятельно советуют будущим родителям проводить генетический анализ. Особенно если в вашей семье были случаи подобных заболеваний.
Зародыш изначально как бы двуполый . За 3 месяца до зачатия и в первые 12 недель беременности желательно пропить курс поливитаминов с содержанием фолиевой кислоты не менее 0,4 мг. Это убережет плод от множества врожденных дефектов.
8-10 недели Крайне важный период для формирования пола. У - хромосома посылает сигнал о выбросе мужских гормонов. Женская половая система мальчикового эмбриона рассасывается, и организм будущего сынишки начинает производство мужской половой системы: яичек, предстательной железы, выводящих протоков и пениса. Яички начинают вырабатывать тестостерон.
Если же девочка, ее половая система начинает формироваться чуть позже. Ей не нужно столь мощное воздействие гормонов - природа и так изначально настроена на рождение девочек.
Нужно вести себя очень аккуратно, чтобы не нарушить тонкую гормональную организацию: стресс, алкоголь, курение и лекарственные препараты могут оказать негативное влияние на формирование половой системы. В стремительно развивающемся мозге намечаются первые различия по мужскому и женскому типу. Активно формируются половые органы. К 14 неделе развития мужские и женские эмбрионы имеют совершенно разные по строению внутренние половые органы и иное строение мозга. На 28 неделе развития плода ребенок впервые открывает глазки. А еще у него уже отлично развит слух. Последние исследования показали, что у мужчин и женщин эти органы чувств развиты по-разному. Девочки более чувствительны к шуму, острее реагируют на более высокие частоты. Мальчики отлично разбирают направление звука и частоту. Поэтому есть теория, что девочкам лучше петь, а с мальчиками разговаривать или читать им стихи. Зрение у нас тоже устроено по-разному. Женщины лучше разбирают оттенки цветов и имеют больший глазной белок. Это обеспечивает отличное периферийное зрение почти на 180 градусов. Вот почему нам не нужно сворачивать шею, чтобы оценить босоножки проходящей мимо коллеги. У мужчин шире зрачок, их зрение «туннельное» - они отлично видят впереди себя, поэтому им проще справиться с дорожной ситуацией. Но чтобы посмотреть на симпатичную девушку, проходящую рядом, им нужно повернуть голову.
В этот же период кожа уплотняется и становится похожей на кожу новорожденного. Тут есть тоже свои половые отличия. Девочки имеют почти в 1O раз большую чувствительность к прикосновениям. Вот почему так важно их почаще обнимать и целовать.
нужно поменьше волноваться, чтобы избежать гормонов стресса. Чаще слушать любимую музыку, это стимулирует мозг ребенка.
Кем будет ощущать себя малыш мальчиком или девочкой, зависит не только от половых органов. Главный источник половой принадлежности «располагается» в мозге. Приблизительно на 6-8-й неделе беременности начинают выделяться гормоны андрогены. Именно они отвечают за то, по мужскому или женскому типу будут развиваться будущий мозг и нервная система малыша. Современные ученые доказали, что конфигурация мужского и женского мозга разные. В 1962 году Роджер Сперри получил Нобелевскую премию за расшифровку функций коры двух полушарий. Исследования показали, что левая сторона у девочек развивается быстрее. В результате ваша малышка раньше начнет говорить, будет более бегло читать и легче освоит иностранные языки. Кроме того, девочки традиционно более аккуратны и послушны. Это связано с тем, что у них лучше развита связь между двумя полушариями, поэтому они могут делать два дела одновременно, не отвлекаясь от задания. У мальчиков же быстрее развивается правая сторона мозга, что обеспечивает им лучшее пространственное, логическое мышление и восприятие.
Несмотря на ширящееся движение за равенство полов, большинство родителей по старинке хотят воспитать из сына брутального мужчину, а из дочки хрупкую женщину. Но даже у самых традиционных мам и пап может вырасти ветреный мальчик, обожающий кукол, или девчонка, дающая фору любому пацану. Откуда же появляются женственные мальчики и мужланистые девочки? И почему некоторые становятся гомосексуалистами?
Известные ученые супруги Барбара и Алан Пиз дают ответ на этот непростой вопрос в своей в книге «Язык взаимоотношений». С их точки зрения, решающую роль на формирование половой идентичности оказывает недостаток или перебор мужских гормонов во время внутриутробного развития. Эмбрион мальчика (ху) нуждается в 4 единицах мужских гормонов одна идет на формирование половых органов, еще 3 на конструирование мужской операционной системы мозга.
Генетики выделяют несколько довольно редких заболеваний, связанных с нарушением внутриутробного развития.
Мамам и папам следует помнить, что процесс формирования пола чрезвычайно сложен. Малыш появляется на свет со своими особенностями, и ни в коем случае не стоит «ломать» его разнообразными воспитательными мерами, подстраивая под собственное понимание «настоящих» мужчины или женщины. Сегодня гендерные стереотипы становятся все более размытыми. За женщинами признают право занимать министерские посты и побеждать на ринге, за мужчинами - находиться в декретном отпуске и становиться чемпионами по наращиванию ногтей. Дайте ребенку право развиваться по собственному пути. Последние исследования в области генетики помогают мужчинам и женщинам лучше понять друг друга и своих детей, не ссылаясь на предрассудки.
В действительности новорожденные мальчики и девочки отличаются только внешне (и то без подгузников). По поведению и восприятию мира груднички абсолютно одинаковы. «С этой точки зрения, детки рождаются бисексуальными, - говорит Екатерина Шадрова, гештальтпсихолог. - Им одинаково интересно проявление как мужского, так и женского». Чувство пола скрыто глубоко внутри, как талант к пению или рисованию. Раскрыть его - задача родителей. Чтобы понять, кто они, малыши должны сначала изучить все вокруг. Самым доступным объектом для исследования являются, конечно, мама с папой. На вашем примере кроха собирает первую информацию о том, что такое быть мужчиной и женщиной, как они ведут себя, какие отношения их связывают. Из этого опыта и строится осознание себя мальчиком или девочкой.
Большинство родителей, воспитывающих мальчиков, замечают, что их сынишка может «отставать" от своих ровесниц в развитии речи, мышлении, понимании жизни. И этому есть вполне физиологическое объяснение. Девочки уже рождаются более зрелыми (как правило, на 3-4 недели). А к подростковому периоду эта разница достигает примерно двух лет. Но не переживайте, ваш сынишка обязательно наверстает свое! После полового созревания девочки снижают темп, а мальчики, наоборот, дают большой качественный рывок.
Очень часто под «неповиновением» скрывается просто особенность полового развития, которую родители не умеют отличить. Игры девочек чаще опираются на ближнее зрение: они раскладывают перед собой свое «богатство» (кукол, тряпочки) и играют в ограниченном пространстве, им достаточно маленького уголка. Именно поэтому дочки кажутся тихими и послушными. Мальчишки в играх руководствуются дальним зрением, поэтому им требуется больше места. Если пространство мало в горизонтальной плоскости, они осваивают вертикальную: лазают по лестницам, забираются на шкаф. Это не признак непослушания, а совершенно необходимое условие для нормального развития. Бесполезно и вредно пытаться заставлять своего малыша вести себя тихо, по примеру сестренки. Как считают медики, широко известны факторы риска - курение, малоподвижный образ жизни, возраст, повышенное кровяное давление, а также история семьи - дают значительно более точный и надежный прогноз склонности пациента к тому или иному заболеванию, чем анализ его генома.
"Исследование диабета, сердечных заболеваний и различных видов рака обнаружили большое количество генов, связанных с риском развития этих болезней, - заявил руководитель группы ученых Уэйн Холл. - Однако ответственность любого из этих генов за увеличение риска зачастую весьма невелика, это не та информация, на основании которой можно делать какие-то действия".
Проводятся долгосрочные исследования, в ходе которых медики отслеживают большие группы пациентов с тем или иным мутировавшим геном, пытаясь понять механизмы их активизации, которые приводят к развитию заболеваний.
"Зная, что пациент курит, а также его давление, пол, возраст и медицинскую историю членов семьи, мы можем с высокой долей вероятности прогнозировать развитие у него тех или иных заболеваний - обычно более точно, чем с использованием генетической информации", - говорит Холл.
Морфологические и физиологические половые различия проявляются в специфике строения тела, в особенностях внешнего облика, в степени физической силы, в строении и функционировании головного мозга. Существует ряд физических половых различий, например в среднем мужчины выше, тяжелее и сильнее женщин. Девочки в среднем, характеризуются более высокими темпами созревания, причем то же самое справедливо в отношении скорости созревания ЦНС. Девочки достигают пубертата на 1,5-2 года раньше мальчиков. Психофизиологические отличия между мужчинами и женщинами связаны с особенностями мозга представителей каждого из полов. Действительно мужчина и женщина отличаются друг от друга по строению своего мозга, Головной мозг мужчин и женщин имеет существенные различия в структурной, биохимической и функциональной организации мозга. Мозг женщины в среднем весит на 100г меньше мозга мужчины…но умственная работоспособность женщины гораздо выше. Недавно обнаружено, что у женщин на 15-20% больше серого вещества мозга. Это нейроны, в которых идёт основная вычислительная работа. В мозге мужчин больше белого вещества и внутримозговой жидкости. Это позволяет лучше распределять задачи между разными отделами мозга. Внутримозговая жидкость амортизирует удары. Так что последствия ударов по голове у мужчин бывают легче.
Кровь в сосудах, снабжающих мозг, у женщин течет быстрее, чем у мужчин. Эта особенность влияет на строение мозга. Потери мозговых тканей у мужчин заметны на номограммах мозга уже к 45 годам. Различные заболевания мозга поражают мужчин женщин с неодинаковой частотой. В среднем возрасте мужчины гораздо чаще, чем женщины, рискуют стать жертвой такого заболевания, как артериосклероз, более подвержены сердечным приступам, Смертность от инфаркта миокарда у мужчин в возрасте 40-45лет выше в 7 раз, чем у женщин. Мужчины чаще погибают и кончают жизнь самоубийством, становятся наркоманами. Женщины больше подвержены депрессиям, а мужчины чаще страдают от алкоголизма. Женский организм выбрасывает в кровь больше антител, чем мужской, отчего представительницы прекрасного пола чаще страдают от заболеваний аутоиммунной системы и чаще имеют избыточный вес. У женщин чаще бывают расстройства кишечника, а у мужчин- язва желудка. В России причинами смертности более значимыми для мужчин- насильственная смерть, онкологические болезни органов пищеварения, туберкулез, несчастные случаи и травмы на работе, несчастные случаи в дорожно-транспортных происшествиях, стресс на работе и случайные отравления алкоголем. В развитых странах женщин больше, и они живут дольше мужчин, скажем в Европе мужчины живут в среднем 73,7 года, а женщины-83,8. В целом средняя мировая продолжительность жизни женщин на семь лет больше, чем у мужчин. В России женщин значительно больше и здесь наблюдается сверхсмертность мужчин. Средняя продолжительность жизни мужчин составляет 57 лет, женщин 65-70 лет.
Существует мнение, что женский мозг и соответственно психика
организованы более гармонично, для мужского мозга характерно чёткое разграничение функций полушарий головного мозга и левое полушарие несколько крупнее и больше загружено. У женщин относительный вес мозолистого тела-пучка волокон, связывающего левое и правое полушария больше, чем у мужчин, и это обеспечивает лучший обмен информацией между полушариями, Данный феномен объясняет необыкновенную женскую интуицию.
Масса мозга у мужчин больше, чем у женщин. Но это никак не отражается на умственных способностях женщин. Большинство исследователей полагают, что в целом среднее развитие интеллекта примерно одинаково у мужчин и женщин. В то же время у мужчин больше разброс: среди них больше как очень умных, так и очень глупых. Интеллектуальный уровень девочек и женщин близок к среднему.
Эволюция мужчин и женщин протекала по-разному, поскольку разными были обстоятельства. Мужчина охотился, защищал; женщина собирала плоды, нянчила детей. В результате эволюция как тела, так и мышления шла разными путями. Наука доказывает, что мозг мужчины и мозг женщины работает по-разному. Учёные обнаружили, что они используют различные области мозга при решении одинаковых задач. Полученная информация у мужчин и женщин обрабатывается по-разному. Женскому уму присущи операции индуктивного плана: от частного к общему, от деталей и отдельных признаков к целостному охвату.
Интеллектуальные операции мужского ума от общего к частному. Мышление мужчин более абстрактное и символическое, у женщин конкретное и образное. У женщин и мужчин разное восприятие, приоритеты и поведение. Мужчины превосходят женщин в скорости и координации движений, ориентации в пространстве, математических рассуждениях, техническом мышлении. Женщины превосходят мужчин в тонкой моторике, по скорости восприятия, памяти, беглости речи, интуиции. Долгое время деловой мир был миром только мужчин. Но как только женщинам стало позволено участвовать в общественном производстве , ситуация изменилась. Исторически большая часть женщин была вынуждена осваивать предопределяемые гендером профессии и работать в традиционных для женщин сферах. Социальная ситуация в современных условиях такова, что происходит ломка традиционных культурных стереотипов мужского и женского поведения. Сферы деятельности и общественное производство всё меньше подчиняются делению на сугубо мужские и женские, например женщины- военные, мужчины - домохозяйки, женский футбол. С начала нашего века начались крупные социальные изменения. Прежде всего-это массовые включения женщин в производство. Женщина вышла из узкого семейного мирка и включилась в активную трудовую жизнь. Экономическая самостоятельность женщины подорвала традиционный авторитет мужчины как кормильца семьи. В зарубежной тендерной психологии в последнее время появились многочисленные исследования, посвященные препятствиям, которые женщины вынуждены преодолевать, делая карьеру. Женщины, занимающие руководящие должности, могут считать, что они должны работать гораздо лучше, чем их коллеги- мужчины. Широко распространено представление о том, что мужчины более продуктивны, чем женщины. При этом имеются в виду либо все виды деятельности ,либо те, которые особенно ценятся обществом – политика, наука, искусство, спорт. Обычно это объясняют отсутствием соответствующих способностей. Существует мнение, что женщины выполняют свою работу иначе чем мужчины, и в целом хуже. Мужчины опережают женщин по креативности (т.е. по количеству творческих решений). Половые различия способностей и чёрт личности зависят как от биологических, так и от социальных, культурных, этнических факторов.
Женщины в большей степени и четче осознают те связи, которые объединяют людей и делают их общение более доверительным. Способность женщин к мгновенному психическому перевоплощению превосходит способность мужчины. Женщина мгновенно понимает, что другая женщина встревожена или обижена; мужчине для осознания этого требуются солидные физические доказательства, женщина тоньше ощущает нюансы отношений, в том числе и отношений к себе, она умеет оценивать и прогнозировать поведение других людей. Правда, её больше, чем мужчин подстерегает опасности на поводу у своих эмоций. Женщины умеют по малейшим намёкам воспринимать мысли собеседника, предугадывать его намерения и реагировать эмоционально. Будучи настроенной на восприятие чужой точки зрения, женщина в любом конфликте способна видеть правоту обеих сторон. Существует немало убедительных доказательств того, что мужчины более агрессивны, чем женщины. Они склонны прибегать к открытой физической агрессии. Эти различия обнаруживаются примерно с двух лет и сохраняются на протяжении жизни.
В реагировании на стресс также проявляются половые различия. Физиологическое и психологическое воздействие стресса на мужчин и женщин различно. Хотя процентное соотношение психических расстройств среди мужчин и женщин практически одинаковое, имеются значительные гендерные различия в типах расстройств. Женщины имеют более высокие показатели депрессий, фобий. По сравнению с женщинами мужчины имеют более высокие показатели разного рода зависимостей. В отличие от женщин, мужчины стремятся справляться со своим стрессом сами, либо вообще ничего не предпринимают. В экстремальных условиях мужчины внешне держатся более хладнокровно, спокойно, а женщины возбудимы, эмоциональны(плачут, кричат, жалуются), но более устойчивы к стрессу, способны выдержать его без значимого ущерба для здоровья.
В целом, рассматривая представителей полов, можно свести к таблице более развитые качества и характеристики. Так, более развиты у
мужчин женщин
логика интуиция
обобщение анализ
восприятие в целом внимание к деталям
склонность к абстракциям конкретика
романтизм практицизм
ориентация в пространстве ловкость и чуткость рук
и времени техническая направленность гуманитарная направленность
стремление к лидерству
По сравнению с
Женщиной мужчина более | Мужчиной женщина более
|
рационален Твёрд Сдержан Суров Склонен к риску Уверен в себе Агрессивен Предприимчив Индивидуалист Замкнут молчалив | Чувствительная Гибкая Эмоциональная Отзывчивая Осторожная Тревожная Сострадательная Исполнительная Коллективистка Общительная Разговорчивая |
Таблица№5
Многие из существующих различий в чертах личности людей разного пола поддаются изменению в ходе обучения, при перемене жизненного уклада и социальных ожиданий.
Исследования человека, проводимые в последние десятилетия западными психологами с помощью специальных тестов, показали, что далеко не все психологические качества поляризуются как мужские и женские. Так индивид, демонстрирующий мужские свойства и качества по одним показателям, может быть женским по другим. Поэтому существуют типология, предполагающая существование четырех психологических типов в рамках одного пола:
1. Маскулинный тип; высокие показатели по шкалам типично мужских свойств и качеств и низкие показатели пол шкалам женских свойств и качеств.
2. Фемининный тип; высокие показатели по шкалам типично женских свойств и качеств и низкие показатели по шкалам мужских свойств и качеств.
3. Андрогинный тип; высокие показатели по тем и другим шкалам.
4. Психологически недифференцированный тип; низкие показатели по тем и другим шкалам.
Маскулинный тип характеризуется наибольшей выраженностью таких свойств и качеств личности, как: независимость, напористость, властность, честолюбие, склонность к риску, аналитический склад мышления, вера в себя.
Фемининному типу личности в большой мере присуши такие качества, как: скромность, нежность, преданность, застенчивость, сострадание, умение сочувствовать, способность утешать, теплота, сердечность, мягкость, доверчивость и любовь к детям.
Андрогинному типу личности примерно в раной степени присущи и маскулинные и фемининные качества личности.
Согласно данным нейропсихологов 80-85% мужчин имеют преимущественно мужской склад ума, у 15-20% мужчин ум в той или иной степени феминизирован, 90% девочек запрограммированы на женское поведение, 10% женщин демонстрируют мужской стиль поведения. Различия полов имеют биологическую и социальную основу, что проявляется в особенностях строения тела, черт лица, физиологических и психических признаков. Мудрецы прошлого основную черту различия между мужским и женским полом обусловливали разницей в общественных обязанностях: в то время как мужчина борется за существование семьи, женщина обеспечивает внутреннее ее благосостояние и заботится о муже и детях.
Несходство мужского и женского типов отмечали самые ранние мыслители, что нашло отражение в трудах Платона, Аристотеля и других известных представителей античности. Систематизация соматических и психологических различий полов нашла свое отражение в различных руководствах по физиогномике и другим древним учениям. Например, Ф. Лассаль в своем трактате "Лицегадание" писал: "Женщина отличается от мужчины всем: и умом, и характером, и физическим сложением, и силой... Сходства мало между чертами мужчины с чертами женщины: у последней лоб не так широк, как у него; все черты ее тоньше и нежнее; ее кожа, также более тонкая, не покрывается жесткими волосами, как у мужчины".
Половые различия в трудовой деятельности заметны уже на ранних этапах развития детей. Эти различия изучали многие психологи (Б.Г. Ананьев, С.В. Ковалев, И.В. Тельнюк).
Что касается учащихся, то половые различия учащихся оказывают существенное влияние на профессиональное самоопределение.
С. Сингер и Б. Штефлер, изучив профессиональные выборы учащихся школ пришли к выводу, что юноши стремятся к работе, позволяющей получить власть, выгоду и независимость, а девушку ценят работу в сфере обслуживания, либо дающую интересный опыт.
По данным А.Л. Головей, среди девушек преобладает социальная, артистическая направленность, а среди юношей – предпринимательская и исследовательская.
Б. Розен приходит к выводу, что большинство подростков выбирают профессии, соответствующие их гендерной роли. Однако вряд ли этот выбор полностью соответствует действительности.
А что же показывают исследования на взрослых? По данным Л.Термана и К. Майлз, мужчины проявляют интерес к профессиям, связанным с приключениями, требующими подвигов, физического напряжения, к работе вне помещения, к механизмам и инструментам, к науке, физическим явлениям и изобретениям. Женщины склонны к профессиям, связанным с эстетикой, с сидячей работой в помещении, с оказанием помощи.
Актуальность и значимость проблемы отличий мужчины и женщины, как в биологическом плане, так и в социальном, в частности, в трудовой деятельности , обусловлена необходимостью их изучения в связи с тем, что раскрытие данных различий поможет решить кадровую проблему в части соотношения мужчин и женщин в различных профессиональных группах.
Основываясь на опыте работы и общения со специалистами из различных профессиональных сфер, можно сказать, что в последние годы в России выделяются четыре позиции относительно вопроса профессиональной успешности у представителей разных полов. Рассмотрим подробно каждую из этих точек зрения. Половая принадлежность работника как фактор его профессиональной успешности сейчас активно обсуждается в деловом мире, теории и практике управления. Основываясь на опыте работы и общения со специалистами из различных профессиональных сфер (банковской, образовательной, производительной, туристической, транспортной, сферы власти и т. п.), можно сказать, что в последние годы в России выделяются четыре позиции относительно данного вопроса:
мужчина эффективнее женщины как в управлении, так и в исполнительской деятельности;
женщина эффективнее мужчины;
мужчина и женщина равным образом эффективны в профессиональной деятельности, но имеют разный деловой стиль, и их эффективность зависит от многих других условий;
половая принадлежность работника не имеет никакого влияния на эффективность труда и профессиональную успешность.
Рассмотрим каждую из этих точек зрения.
Первая точка зрения. Мнение о том, что мужчина в деле более эффективен, нежели женщина, является довольно распространенным, причем придерживаются его не только мужчины, но и женщины. Аргументы в поддержку данной позиции называются следующие:
мужчина имеет более логичное и дисциплинированное мышление, нежели женщина;
мужчина строит деловые отношения на основе объективных критериев (полезности, сотрудничества, необходимости), а женщина — на основе субъективных критериев (симпатии, интуиции, настроения);
мужчина имеет более высокую стрессоустойчивость, нежели женщина, способен сохранять самообладание и принимать решения в напряженных, неопределенных и опасных ситуациях;
мужчина имеет большую эмоциональную и физическую выносливость, нежели женщина, может более длительное время эффективно работать;
мужчина имеет значительно больше времени, которое он может посвятить работе и карьере, нежели женщина, поскольку он не отвлекается на длительный срок в связи с материнством и семейными обязанностями.
Особенно критично оцениваются такие черты женского характера, как эмоциональная неустойчивость, субъективность в оценке и непрогнозируемостъ поведения, а в отношении женщин-руководителей — склонность либо к гиперопекающему, материнскому стилю управления, либо к излишне авторитарному, жесткому стилю, направленному на подавление и тотальный контроль за деятельностью подчиненных.
Следует заметить, что позиция, согласно которой мужчина в работе оценивается как более эффективный, нежели женщина, разделяется и многими мужчинами-психологами. Например, анализируя проблему эффективности управленческого труда, Р. Л. Кричевский приводит такие факты наблюдений, отраженные в зарубежной литературе:
наличие у мужчин лидерского потенциала и его отсутствие у женщин;
проявление у мужчин большей активности, амбициозности и стремления к доминированию, нежели у женщин.
Признавая некоторую неопределенность в оценке вопроса о профессиональной успешности и сравнительной деловой эффективности мужчин и женщин, Кричевский делает следующий вывод: «Ну, а вообще говоря, пока что трудно сказать, кто более эффективен в должности руководителя: мужчина или женщина. Слишком невысок, даже если и не прибегать к официальной статистике, процент женщин-руководителей сравнительно с представительством на этом посту сильной половины рода людского. И к тому же не знаю, согласится ли со мной читатель или нет, изначальная ориентация женщины, на мой взгляд, — все-таки скорее на эмоциональный климат в семье, нежели на менеджерство в социальной организации».
Обратимся к рассмотрению второй точки зрения, сторонники (точнее, сторонницы) которой утверждают, что в работе женщина может быть эффективнее и успешнее мужчины. При этом называются два необходимых и взаимоисключающих друг друга условия для того, чтобы женщина вышла вперед.
Во-первых, женщина может стать эффективнее мужчины, если она в своей работе сможет развить и использовать сугубо женские качества, которые не так ярко присутствуют у мужчин и которые связаны с межличностным общением:
интуицию;
способность к изощренной политике в деловых отношениях;
женское обаяние;
умение тонко подстраиваться в коммуникативных взаимодействиях.
Кроме того, как показал кризис 17 августа 1998 г., в неопределенных и нестабильных условиях для сохранения своего места работы женщина способна проявить большую гибкость и уступчивость, нежели мужчина. Она легче и без особых эмоциональных проблем переходила на более низкий должностной статус, уходила в другую профессиональную сферу, обращалась за помощью в трудоустройстве, нежели мужчина. В результате она чаще сохраняла возможность работы и заработка, а мужчина чаще оставался без работы и средств к существованию.
Во-вторых, утверждается, что женщина может стать успешнее мужчины, если она, наоборот, откажется от женского стиля в деловом общении, разовьет у себя и начнет использовать сугубо мужские качества: решительность,стрессоустойчивость,объективность,дисциплинированность, преданность делу, трудоголизм. Следует заметить, что, формируя в себе мужские черты характера, женщина часто проявляет мужской стиль делового общения и поведения даже более ярко и напряженно, нежели мужчина. Она становится более решительной, эмоционально устойчивой к стрессу, объективной, дисциплинированной, преданной своему делу и отдающей большую часть своего жизненного времени работе, нежели ее коллега-мужчина.
Особенно это характерно для эмансипированных деловых женщин, имеющих выраженную конкурентную установку относительно мужчин. Энергию, азарт и мотивацию, ведущие их к успеху, они черпают в противопоставлении себя мужчинам, стремлении доказать им свою успешность, что они — умнее и сильнее мужчин.
Третья точка зрения, проявляющаяся в сравнительной оценке эффективности мужчины и женщины в деловой сфере, содержит утверждение, что мужчина и женщина имеют одинаковую эффективность, но разные критерии успешности.
Мужчина в своей работе больше направлен на предметно-содержательные аспекты труда, конкуренцию на рынке, а также на получение прибыли.
Женщина предпочитает межличностное общение и социально-психологические стороны работы (организацию позитивной атмосферы в коллективе, построение корпоративной культуры в организации, разработку средств поддержки и развития персонала).
Четвертая точка зрения в дискуссии, кто в работе более эффективен, мужчина или женщина, проявляется в зачеркивании фактора пола в его возможности влиять на успешность профессиональной деятельности работников. Утверждается, что не имеет значения, кто конкретно работает, мужчина или женщина, главное, чтобы работник обладал профессиональными знаниями, опытом, дисциплинированностью и преданностью компании.
Отмечается также, что при наличии высокоразвитого интеллекта, энергии и активности, высокого уровня трудовой мотивации и организованности происходит как бы «обмен» психологическими характеристиками между мужчинами и женщинами, обычно считающимися сугубо мужскими или сугубо женскими. А именно: в своей работе одаренные мужчины, не утрачивая мужского стиля, начинают проявлять такие традиционно женские качества, как умение общаться, интуицию, политическое «чутье» и внимание к человеческому фактору. Женщины, соответственно, не отказываясь от женского стиля деятельности, становятся решительными, амбициозными и стремятся к лидерству и успеху.
Каждая из описанных выше точек зрения о влиянии пола работника на его успешность, распространенных в отечественной деловой практике, аргументированна и имеет право на существование. Особенно если учесть, что возникновение этих позиций в общении служащих и руководителей связано с их индивидуальным профессиональным опытом, то можно говорить о следующих критериях успешости и тенденциях в выборе точки зрения на «фактор пола».
Если деловой мужчина уверен в себе и чаще встречает в своей работе успешных женщин-профессионалов, то, как правило, он придерживается третьей или четвертой позиции.
Если же мужчина испытал излишне директивный стиль управления, несправедливо негативную оценку со стороны женщины-руководительницы или пережил тяжелый конфликт в работе с женщиной-коллегой, то он выражает первую точку зрения. Более того, при поиске новой работы он стремится избежать ситуации, в которой ему бы пришлось работать под началом женщины-руководительницы или в коллективе, состоящем только из женщин.
Так же и женщина. Если на своем профессиональном пути она встретила достойных мужчин-руководителей или мужчин-коллег, имеющих высокую квалификацию и не отрицающих ее способности успешно трудиться, она лояльно относится к мужчине и стремится к сотрудничеству с ним.
Если же в своей работе она столкнулась с мужским шовинизмом, негативной оценкой своего труда только по половому критерию успешности, то она стремится во что бы то ни стало конкурировать с мужчинами и провозглашает, что женщина всегда и везде более эффективна, нежели мужчина.
И последнее замечание. Очевидно, что менее выраженная профессиональная успешность женщин связана не столько с их детородной функцией, сколько с тем, что женщины имеют более низкую самооценку и более низкий уровень притязаний, нежели мужчины. Женщины чаще смиряются с более низким должностным положением, с меньшей заработной платой за труд, одинаковый с мужчиной, с меньшими карьерными перспективами и более жесткой критикой со стороны руководства.
В молодые годы за юношами и девушками закрепляется полоролевой стереотип в условиях социального ожидания окружающих. Так, отмечается, что юноши в три раза чаще проявляют агрессию и стремление к делинквентному поведению, нежели девушки. При этом, несмотря на то что девушки реже нарушают социальные нормы, если факт нарушения все же имеет место, у девушек он более остро выражен, нежели у юношей. Тем не менее девушки, в свою очередь, чаще склонны к тревожности, депрессивным переживаниям и страхам, нежели юноши.
Следует специально отметить, что различия в степени агрессивности поведения мужчин и женщин связаны не столько с особенностями их биологической природы, сколько с тем, что в период взросления женщины чаще подавляют свою агрессивность. В тех условиях, в которых женщины уверены в своей правоте и не боятся наказания, они становятся не менее агрессивными, нежели мужчины.
Мужской стиль поведения понятен и предсказуем — это активный, умный и сильный стиль. Женский стиль поведения в настоящее время непонятен. Поэтому женщина сама должна решить, какой на работе и в жизни она будет — сильной или слабой, умной или подчеркнуто глупой, активной или пассивной. Следовательно, женский стиль поведения менее предсказуем, нежели мужской.
Для взрослых мужчин и женщин характерно, что математическая и формальная логика больше развита у мужчин, а вербальная логика — у женщин. В общении женщины имеют больший словарный запас, нежели мужчины, проявляют больше активности и ясности в изложении своих мыслей.
В межличностных отношениях мужчины чаще проявляют экстраверсию, а женщины — дружелюбие, мужчины ориентируются на критерий социальной справедливости, а женщины, чаще проявляя эмпатию, — на заботу о других. Причем в течение своей жизни мужчины учатся чувствовать другого человека (обучаются эмпатии), а женщины, наоборот, «разучиваются», поскольку она мешает психологической адаптации.
Поведение мужчин в стрессовой ситуации характеризуется тем, что они не концентрируются на проблеме, пытаясь переключиться на другую деятельность или физическую активность. Женщина чаще фокусируется на проблеме с целью все тщательно обдумать, с чем и связана ее большая уязвимость к стрессу, нежели у мужчины.
Мужчины имеют более развитую способность к пространственной ориентировке, нежели женщины, что одни исследователи связывают с гипотезой о функциональной асимметрии мозга, а другие — с социальными условиями воспитания.
Таким образом, мы видим, что четких, проверенных специальными исследованиями различий между успешностью мужчин и женщин совсем не много. При этом можно с уверенностью говорить именно о доминирующем влиянии социального, а не биологического фактора на различия в критериях успешности мужчин и женщин (профессиональной успешности).
На наш взгляд, социальные условия в настоящее время в России таковы, а опыт совместной работы мужчин и женщин в решении политических, социальных, психологических, экономических и производственных проблем так обширен и длителен, что нужно говорить не о противостоянии мужчин и женщин в деловой сфере. Необходимо искать средства и способы равноправного сотрудничества мужчини женщин на основе принципа дополнительности: в тех ситуациях, которые «вытягивает» мужчина, он должен взять на себя основную ответственность, а в тех, к которым более «приспособлена» женщина, — она. И каждый раз форму и способы сотрудничества следует искать в условиях конкретной ситуации и с учетом индивидуальных особенностей участвующих в ней персоналий, как мужчин, так и женщин.
Таким образом профессиональная успешность и успешность мужчин или женщин вообще, зависит от их пола в меньшей степени, а в большей от их стиля поведения в конктретных ситуациях в которых им приходится жить и работать.
Несмотря на законодательное закрепление равных прав граждан на труд
на практике по-прежнему существует дискриминация при приёме на работу по полу и возрасту. Психологическое давление работодателей, отдающих предпочтение мужчинам при найме на работу, кадровом росте, установлении оплаты труда, снижает конкурентоспособность женщин на рынке труда. Это происходит из-за несовершенства трудового законодательства, отсутствие действенного контроля за его исполнением, а также эффективных мер воздействия на нарушителей со стороны государственных органов, приводит к правовой уязвимости женщин. Беременная женщина воспринимается как обуза производственному процессу, испытывают дискриминацию и матери с малолетними детьми
Что касается социальных ролей мужчин и женщин, то для женщин более значимым является семейные роли, а для мужчин - профессиональные. Женская роль в семье больше связана с заботой и уходам за членами семьи, в мужской самоидентификации профессиональный статус играет центральную роль.
- Интернет – экзамен по английскому языку
- Тюмень ТюмГнгу
- Рецензенты:
- Психология и педагогика
- Введение
- II Формирование педагогического идеала на протяжении веков
- I. Основные категории педагогики
- II. Формирование педагогического идеала на протяжении веков
- Глоссарий
- 1. Соотношение психологического и физиологического
- 2. Основные процессы, механизмы и закономерности высшей нервной деятельности.
- Психика появляется у человека в трех видах психических явлений: психические свойства личности, психические состояния, психические процессы.
- I. Соотношение физиологического и психологического
- II. Основные процессы, механизмы и закономерности
- Тест №1 определения индивидуальной гипнабельности
- 1. Учет возраста.
- 2. Учет пола
- 3. Роль темперамента в профессиональной деятельности.
- I. Учёт возраста
- II. Учёт пола
- III. Учёт темперамента
- 1. Взаимосвязи психических познавательных процессов.
- 1. Выдающиеся ученые и их дидактические теории и концепции.
- Гальперин Петр Яковлевич (2.10.1902, г. Тамбов - 25.03.1988, г. Москва) -выдающийся отечественный психолог.
- Талызина Нина Фёдоровна - родилась 28 декабря 1923 г. В с. Лучинском Ярославской области.
- 2. Характеристика процесса обучения.
- 1. Виды межличностных отношений.
- 2. Функции общения
- 3. Виды общения
- Виды межличностного общения
- 4. Роль общения в формировании личности
- 5. Вербальные и невербальные средства общения
- 6. Типичные трудности и техники межличностного общения
- Глоссарий
- Язык телодвижений.
- 1. Причины, динамика и классификации конфликтов.
- 2.Способы и методы управления конфликтами
- Глоссарий
- 1. Личность руководителя.
- Авторитет руководителя.
- Управление трудовым коллективом.
- 4. Стили управления
- Теории мотивации
- Система мер поощрений и наказаний
- Ответы на задания:
- 625000, Г. Тюмень, ул. Володарского, 38
- 625 039, Г. Тюмень, ул. Киевская, 52
- Психология и педагогика