logo
псих и пед (пособие)

2. Характеристика процесса обучения.

а. Закономерности обучения.

Все закономерности, действующие в учебном процессе, подразделяются на общие и частные (конкретные). Закономерности, охватывающие своим действием всю систему, называются общими, те же, действие которых распространяется на отдельный компонент (аспект) системы, — частными (конкретными). В числе конкретных закономерностей процесса обучения выделяются закономерности: собственно дидактические, гносеологические, психологические, кибернетические, социологические, организационные.

Дидактические (процессуальные) закономерности

1 - Результаты обучения (в известных пределах) прямо пропорциональны продолжительности обучения.

2 - Продуктивность усвоения заданного объема знаний, умений (в известных пределах) обратно пропорциональна количеству изучаемого материала или объему требуемых действий.

3 - Продуктивность усвоения заданного объема знаний, умений (в известных пределах) обратно пропорциональна трудности и сложности изучаемого учебного материала, формируемых действий.

4 - Результаты обучения (в известных пределах) находятся в прямой пропорциональной зависимости от осознания целей обучения обучаемыми.

5 - Результаты обучения (в известных пределах) прямо пропорциональны значимости для учащихся усваиваемого содержания.

6 - Результаты обучения зависят от способа включения учащихся в учебную деятельность.

7 - Результаты обучения зависят от применяемых методов.

8 - Результаты обучения зависят от применяемых средств.

9 - Продуктивность усвоения заданного объема знаний, умений зависит от характера созданной преподавателем учебной ситуации.

10 - Результаты обучения зависят от способа расчленения учебного материала на подлежащие усвоению части.

11 - Результаты обучения находятся в прямой пропорциональной зависимости от мастерства (квалификации, профессионализма) преподавателя.

12 - Обучение путем «делания» в 6—7 раз продуктивнее обучения путем «слушания».

Гносеологические закономерности

1 - Результаты обучения (в известных пределах) прямо пропорциональны умению учащихся учиться.

2 - Продуктивность обучения (в известных пределах) прямо пропорциональна объему учебной (познавательной) деятельности учащихся.

3 - Продуктивность усвоения знаний, умений (в известных пределах) прямо пропорциональна объему практического применения знаний, умений.

4 - Умственное развитие учащихся прямо пропорционально усвоению объема взаимосвязанных знаний, умений, опыта творческой деятельности.

5 - Результаты обучения зависят от умения включать изучаемый предмет в те связи, носителем которых является изучаемое качество объекта.

6 - Продуктивность усвоения знаний, умений находится в прямой пропорциональной зависимости от потребности учиться.

7 - Продуктивность творческого мышления учащихся улучшается при использовании увеличенных шагов обучения, а результативность вербального запоминания знаний (в известных пределах) улучшается при использовании уменьшенных порций материала.

8 - Продуктивность усвоения зависит от уровня проблемности обучения, от интенсивности включения учащихся в разрешение посильных и значимых для них учебных проблем.

Психологические закономерности

1 - Продуктивность обучения (в известных пределах) прямо пропорциональна интересу обучаемых к учебной деятельности.

2 - Продуктивность обучения, (в известных пределах) прямо пропорциональна учебным возможностям учащихся.

3 - Продуктивность обучения (в известных пределах) прямо пропорциональна количеству тренировочных упражнений.

4 - Продуктивность обучения (в известных пределах) прямо пропорциональна интенсивности тренировки.

5 - Продуктивность обучения (в известных пределах) прямо пропорциональна уровню познавательной активности учащихся.

6 - Продуктивность обучения (в известных пределах) прямо пропорциональна уровню и стойкости внимания учащихся.

7 - Результаты усвоения конкретного учебного материала зависят от способности учащихся к овладению конкретными знаниями, умениями, от индивидуальных склонностей обучаемых.

8 - Продуктивность обучения зависит от уровня, силы, интенсивности и особенностей мышления обучаемых.

9 - Продуктивность обучения (в известных пределах) зависит от уровня развития памяти.

10 - Продуктивность обучения (в известных пределах) прямо пропорциональна работоспособности обучаемых.

11 - Закон Йоста. Из двух ассоциаций одинаковой силы, из которых одна более старая, чем другая, при последующем повторении лучше будет актуализироваться старая ассоциация.

12 - Закон Йоста. При прочих равных условиях для достижения критерия усвоения требуется меньше проб при заучивании материала методом распределенного научения, чем методом концентрированного научения.

13 - Прочность запоминания изученного материала зависит от способа воспроизведения этого материала.

14 - Продуктивность деятельности зависит от уровня сформированное™ навыков и умений.

15 - Количество повторений оказывает сильное влияние на продуктивность обучения (фон Кубе).

16 - Процент сохранения заученного учебного материала обратно пропорционален объему этого материала (Г.Эббингауз).

17 - При прочих равных условиях эффективность распределенного заучивания материала выше эффективности концентрированного заучивания (И. Каин, Р.Уилли).

Кибернетические закономерности

1 - Успешность обучения (в известных пределах) прямо пропорциональна частоте и объему обратной связи.

2 - Качество знаний зависит от их контроля. Частота контроля есть функция от продолжительности обучения: Р= N / (0,981 х S х а), где N — число наблюдаемых оценок, а — число учащихся, подвергнутых инспектированию, S — число занятий по учебному плану за инспектируемый период (Г.В. Воробьев).

3 - Качество обучения прямо пропорционально качеству управления учебным процессом.

4 - Эффективность управления находится в прямой пропорциональной зависимости от количества и качества управляющей информации, состояний и возможностей учащихся, воспринимающих и перерабатывающих управляющие воздействия.

5 - Продуктивность обучения повышается, если модель действия, которое необходимо выполнить, — «программа движений» и ее результаты — «программа цели» опережают в мозгу саму деятельность (П.К. Анохин).

Социологические закономерности

1 - Развитие индивида обусловлено развитием всех других индивидов, с которыми он находится в прямом или непрямом общении.

2 - Продуктивность обучения зависит от объема и интенсивности познавательных контактов.

3 - Эффективность обучения зависит от уровня «интеллектуальности среды», интенсивности взаимообучения.

4 - Эффективность обучения повышается в условиях познавательной напряженности, вызванной соревнованием.

5 - Эффективность обучения зависит от качества общения учителя с учащимися.

6 - Дидактогения (грубое отношение учителя к обучаемым) ведет к снижению эффективности обучения в целом и каждого учащегося в отдельности.

Организационные закономерности

1 - Успешность обучения зависит от организации. Лишь такая организация обучения является хорошей, которая развивает у учащихся потребность учиться, формирует познавательные интересы, приносит удовлетворение, стимулирует познавательную активность.

2 - Результаты обучения (в известных пределах) прямо пропорциональны отношению учащихся к учебному труду, своим учебным обязанностям.

3 - Результаты обучения (в известных пределах) прямо пропорциональны работоспособности учащихся.

4 - Результаты обучения зависят от работоспособности учителя.

5 - Умственное утомление приводит к торможению органов чувств: четыре часа учебных занятий снижают порог чувствительности анализаторов более чем в 2 раза (Вагер, Блажек).

б. Система дидактических принципов

Принцип сознательности и активности

Одной из важнейших целей обучения является формирование у учащихся правильного отношения к окружающей действительности и соответствующих убеждении. Общеизвестно, что лишь те знания становятся убеждениями человека, которые усвоены сознательно. Однако в процессе обучения учащимся передаются только знания, а убеждения свои каждый человек вырабатывает самостоятельно, т.е. сознательно. Сознательность в усвоении материала учащимися во многом зависит от деятельности учителя, которому необходимо постоянно следить за вниманием учащихся в процессе обучения, стимулировать его постановкой проблемных ситуаций, но не вопросов на уровне актуального развития, что не способствует активизации внимания учащихся.

В процессе обучения необходимо учитывать, прежде всего, наиболее общие признаки сознательного усвоения знаний:

- учащиеся должны уметь облекать свои знания в правильную словесную оболочку (выражение «знаю, но сказать не могу» - признак отсутствия знаний);

- сознательность выражается и в положительном отношении учащихся к изучаемому материалу, в их заинтересованности;

- признаком сознательного усвоения учебного материала является степень самостоятельности; чем она выше, тем сознательнее усваиваются знания.

Правила принципа сознательности и активности в обучении:

  1. Учащимся всегда должен быть ясен смысл поставленных перед ними учебных задач, они должны понимать цель обучения. Урок должен начинаться постановкой проблемы и вестись с опорой на предыдущий опыт учащихся, на имеющуюся у них систему знаний. Учитель должен использовать все имеющиеся в его распоряжении приемы, чтобы вызвать интерес у учащихся к изучаемому материалу.

  2. Учащиеся должны усваивать в процессе обучения не только информацию о предметах и явлениях, а понимать их внутреннюю сущность, должны прийти к пониманию закономерностей, которые смогут потом использовать на практике.

  3. Исследования психологов показывают, что важнейшим условием активности учащихся является наличие самоконтроля и самооценки в процессе обучения. Поэтому одной из задач педагога является формирование у них потребности и навыков такой деятельности. Самоконтроль и самооценка должны стать обязательным элементом современных обучающих технологий.

  4. Особая роль в сознательном и активном усвоении знаний принадлежит интересу, который может проявляться благодаря использованию ярких примеров, использованию неизвестного учащимся дополнительного учебного материала и т. п. Для реализации принципа сознательности и активности необходимо формировать интерес не только к содержанию изучаемого материала, но и к самому процессу обучения. Учащимся должно быть интересно не только получать новую информацию, но и учиться, им

должен быть интересен сам процесс познания.

Соблюдение этих правил способствует формированию убеждений, а не накоплению формальных знаний. Соблюдение данного дидактического принципа имеет огромное значение, так как убеждения формируются в процессе познавательной деятельности.

Принцип научности обучения является важнейшим принципом обучения. Этот принцип опирается на закономерную связь между содержанием науки и учебного предмета. Он требует, чтобы содержание обучения знакомило учащихся с научными фактами, понятиями, закономерностями, теориями всех основных разделов соответствующей отрасли науки, в возможной мере приближалось к раскрытию ее современных достижений и перспектив развития в дальнейшем.

Использование на практике принципа научности в первую очередь предполагает строгую реализацию в ходе обучения всего объема требований учебных программ, в их теоретической и практической части.

Принцип научности требует развития у учащихся умений и навыков научного поиска. Этому способствует внедрение в обучение элементов проблемности исследовательских лабораторных и практических работ, обучение студентов умению наблюдать явления, фиксировать и анализировать результаты наблюдений, умению вести научный спор, доказывать свою точку зрения, рационально использовать научную литературу.

Принцип систематичности и последовательности требует, чтобы знания, умения и навыки формировались в системе, в определенном порядке, когда каждый новый элемент учебного материала логически связывается с другими, последующее опирается на предыдущее, готовит к усвоению нового. Психологически установлена закономерность, что при соблюдении логических связей учебный материал запоминается в большем объеме и более прочно. Систематичность и последовательность в обучении позволяют достичь больших результатов.

Принцип наглядности обучения предполагает, прежде всего, усвоение учащимися знаний путем непосредственных наблюдений над предметами и явлениями, путем их чувственного восприятия. Наглядность Коменский считает золотым правилом обучения.

К использованию наглядности в процессе обучения обращались еще тогда, когда не существовало письменности и самой школы. В школах древних стран она имела довольно широкое распространение. В средние века, в эпоху господства схоластики и догматизма, идея наглядности была предана забвению и ее прекратили использовать в педагогической практике. Коменский первым ввел использование наглядности как общепедагогического принципа. В основе учения Коменского о наглядности лежит сенсуалистически-материалистическая гносеология. Для обоснования наглядности Коменский много раз приводил одну фразу: «Ничего не может быть в сознании, что заранее не было дано в ощущении».

Коменский определял наглядность и ее значение следующим образом:

1) «Если мы желаем привить учащимся истинное и прочное знание вещей вообще, нужно обучать всему через личное наблюдение и чувственное доказательство».

2) «Поэтому школы должны предоставлять все собственным чувствам учащихся так, чтобы они сами видели, слышали, осязали, обоняли, вкушали все, что они могут и должны видеть, слышать и т.д., они избавят, таким образом, человеческую природу от бесконечных неясностей и галлюцинаций...»

  1. То, что нужно знать о вещах, должно быть «преподаваемо посредством самих вещей, т.е. должно, насколько возможно, выставлять для созерцания, осязания, слушания, обоняния и т.п. сами вещи, либо заменяющие их изображения».

  2. «Кто сам однажды внимательно наблюдал анатомию человеческого тела, тот поймет и запомнит все вернее, чем если он прочтет обширнейшие объяснения, не видав всего этого человеческими глазами.» I

То есть отсюда видно, что Коменский наглядность считал не только принципом обучающим, но и облегчающим обучение} Для осуществления наглядности Коменский считал необходимым использовать:

  1. реальные предметы и непосредственное наблюдение над ними;

  2. когда это невозможно, модели и копию предмета;

  3. картинки как изображение предмета или явления.!

Учебный эффект всякого наблюдения зависит от того, насколько мы сумели внушить учащемуся, что и для чего он должен наблюдать, и насколько нам удалось привлечь и сохранить его внимание на протяжении всего процесса обучения.

Для осуществления правильного наблюдения Коменский категорически требует: «Пусть будет для учащихся золотым правилом: все. что только можно предоставлять для восприятия чувствами, а именно: видимое - для восприятия зрением, слышимое - слухом, запахи - обонянием, подлежащее вкусу - вкусом, доступное осязание - путем осязания. Если какие-нибудь предметы сразу можно воспринять несколькими чувствами, пусть они сразу схватываются несколькими чувствами».

Умения и навыки. Навыки сначала усваиваются как изолированные автоматизированные действия, затем сливаются в целостные конструкции (системы навыков), а сами навыки обобщаются до уровня так называемых «вторичных умений», которым присущи гибкость, вариативность, опосредованность знаниями.

Известно, что в одних случаях усвоенные ранее навыки могут служить основой и содействовать освоению новых умений и навыков. В других - возможно возникновение так называемой интерференции, т.е. отрицательного влияния ранее усвоенных навыков - на вновь усваиваемые. Грамотный инженер, организатор работы первичного коллектива, должен знать основные формы взаимодействия навыков, т.е. их перенос и интерференцию, а также взаимовлияния знаний, умений и навыков.

Различают навыки восприятия, двигательные навыки и интеллектуальные навыки (приемы решения задач). Формирование навыков происходит в несколько этапов:

1) Начало осмысления навыка. Характерно понимание цели, но смутное представление о способах ее достижения. Как следствие - весьма грубые ошибки при попытках выполнения действий.

2) Сознательное, но неумелое выполнение. Отчетливое понимание того, как надо выполнять действие (овладение способом), и неточное, неустойчивое выполнение его, несмотря на интенсивную концентрацию внимания. Много лишних движений и действий.

3) Автоматизация навыка. Все более и более качественное выполнение действий при ослабевающем временами произвольном внимании и появлении возможности его распределения. Происходит устранение лишних движений.

4) Высокоавтоматизированный навык. Точное, экономное, устойчивое выполнение действий, иногда становящихся средством выполнения другого, более сложного действия, которое, тем не менее, всегда выполняется под контролем сознания.

На базе знаний и навыков, относящихся к определенному виду деятельности, формируются умения специалиста. Умения проявляются при решении нестандартных задач и предполагают хорошую ориентировку специалиста в новых условиях и выступают не как простое повторение прошлого опыта, а обязательно включают в себя элементы творчества. Умение всегда предполагают самостоятельную деятельность специалиста. Обратим внимание на мнение, высказанное В.Д. Шадриковым, согласно которому «интеллект можно определить как интегральное проявление способностей, знаний и умений» [Шадриков, 1997, с. 198].

Умения и навыки формируются в неразрывном единстве. С одной стороны, овладение определенным кругом навыков является необходимым условием для формирования умений, с другой - человек, обладающий умением, может легко освоить новые навыки. Процесс формирования умений также проходит несколько этапов.

а) Первоначальные умения. Осознание цели деятельности и поиск способов его выполнения, опирающихся на ранее приобретенные (обычно бытовые) знания и умения. Деятельность осуществляется методом проб и ошибок.

б) Недостаточно умелая деятельность. Наличие знаний о способах выполнения действий и использование ранее приобретенных навыков, не специфических для данной деятельности.

в) Общие умения. Ряд высокоразвитых, но узких умений, необходимых в различных видах деятельности, например, умение планировать свою работу, организаторские умения и т.п.

г) Высокоразвитое умение. Творческое использование знаний и навыков данной деятельности с осознанием не только цели, но и мотивов выбора тех или иных способов ее достижения.

д) Мастерство. Творческое использование различных умений.

Навыки существуют не изолированно друг от друга. Они неизбежно вступают во взаимодействие. Учет взаимодействия навыков особенно важен тогда, когда специалист, овладевший одним навыком (например, работой с одним техническим устройством), вынужден осваивать другой (работу с новым техническим устройством). В нынешних условиях постоянных инноваций человек находится в условиях необходимости постоянно доучиваться переучиваться.

Перенос навыка, сформированного в данном виде деятельности на новые виды деятельности, является положительным явлением, позволяющим успешно и в короткие сроки осваивать новые виды деятельности. Выделяют следующие условия переноса навыков:

1) Сходство (или тождество) выполняемых действий. Перенос навыка особенно успешно происходит в том случае, если человек ясно понимает и может обобщить черты сходства «нового» и «старого» навыка.

2) Любой навык, которым обладает человек (особенно любое умение), оказывает общее влияние на его психику. Успешное обучение одному навыку создает уверенность в своих силах, повышает интерес к работе. Кроме того, формирование определенного круга навыков способствует обострению восприятия у человека.

Однако взаимодействие навыков включает не только перенос, но и интерференцию. Интерференция навыков выступает как негативное явление, когда «старый» навык препятствует формированию «нового» навыка, необходимого для успешного осуществления некоторой новой деятельности. Одна из причин интерференции навыков - так называемое ассоциативное торможение. Из такого понимания причин и психофизиологических механизмов рассматриваемого явления и вытекают условия преодоления интерференции навыков:

1) Прочность «старого» навыка: чем прочнее он усвоен, тем быстрее преодолевается его отрицательное влияние на «новый» навык. Это объясняется тем, что действия, входящие в прочный навык, очень хорошо специализированы.

2) Сознательное усвоение «нового» навыка. Чем точнее человек проанализирует особенности действий, характерных для «нового» навыка, тем быстрее он преодолеет отрицательное влияние «старого».

[1]Готовность (к действию) - состояние мобилизации всех психофизиологических систем человека для обеспечения выполнения определенных действий. В инженерной психологии данное понятие используется в двух смысловых оттенках: 1) вооруженность специалиста необходимыми для успешного выполнения действий знаниями, умениями и навыками; 2) готовность к экстренной реализации имеющейся программы действия в ответ сигнал. Инженерная психология и эргономика

ПЛАН СЕМИНАРА

I. Дидактические теории и концепции

II. Характеристика процесса обучения

1. Закономерности обучения

2. Система дидактических принципов

3. Классификация методов обучения

4. Виды обучения

5. Технологии обучения

III. Методы приобретения знаний

IV. Общее понятие о навыках. Условия успешного формирования навыков

V. Профессиональные знания

VI. Какое содержание несёт понятие «профессиональное мастерство» и каковы основные пути его формирования?

Глоссарий.

Анкета – опросный лист для получения ответов на заранее составленную систему вопросов. Используется для получения каких-либо сведений о том, кто её заполняет, а также при изучении мнений больших социальных групп. Анкеты бывают открытые (свободные ответы отвечающего), закрытые (выбор ответа из предлагаемых) и смешанные. Широко используется в педагогических исследованиях.

Аттестация образовательного учреждения – установление соответствия содержания, уровня и качества подготовки выпускников образовательного учреждения требованиям государственных образовательных стандартов.

Беседа – 1. метод получения информации на основе вербальной (словесной) коммуникации; 2. метод обучения. Виды беседы: катехизическая – репродуктивная, направлена на закрепление, повторение, проверку изученного материала путём воспроизведения; эвристическая – поисковая, направлена на подведение учащихся к новому знанию на основе имеющихся знаний; сократическая – поиск истины через сомнение, которому подвергается каждый получаемый вывод; герменевтическая – беседа, направленная на формирование у учащихся умений понимания, толкования, объяснения, оценки текстов, произведений искусства, учебных материалов.

Валидность – комплексная характеристика метода исследования, включающая сведения о том, пригодна ли методика для измерения того, для чего она была создана, и какова её действенность, практическая полезность.

Вербальное научение – процесс приобретения знаний, опыта через словесные воздействия: инструкции, разъяснения и словесно представленные образцы поведения и т.п., без обращения к конкретным предметным действиям.

Виды образования – варианты образовательной теории и практики, классифицируемые по разным основаниям. По виду доминирующего содержания образования – гуманитарное и естественнонаучное, теоретическое и прикладное и др. По характеру освоения культурных ценностей – религиозное, классическое и др. По масштабу освоения культурных ценностей - отечественное, национальное, европейской, международное, глобальное и др. По характеру усваиваемых научных знаний – филологическое, биологическое, экономическое и т.п. По виду человеческой деятельности – техническое, педагогическое, медицинское, музыкальное, художественное и т.п. По характеру образовательной системы – академическое, университетское, гимназическое и т.д. По сословному признаку – массовое, элитное.

И.Ф. Герберт (1776–1841) – немецкий философ, педагог, представитель авторитарного воспитания, основоположник формальной эстетики, разработал теорию ступеней в обучении.

Государственный образовательный стандарт – 1. основной документ, определяющий образовательный уровень, который должен быть достигнут выпускниками независимо от форм получения образования. Включает в себя федеральный и национально – региональный компоненты; 2. основной документ, в котором определены конечные результаты образования по учебному предмету. Составляется для каждого этапа образования. Стандартом определяются цели и задачи предметного образования,

представления, умения и навыки, которыми предстоит овладеть учащимся, технология проверки результатов образования; 3. федеральные компоненты государственного образовательного стандарта определяют обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объём учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников.

Гуманитаризация образования – установление гармонического равновесия между естественно-математическими и гуманитарными циклами в обучении с целью развития в каждом обучаемом духовно богатой личности, умеющей противостоять технократизму и бесчеловечности.

Дифференциация в образовании – организация учебной деятельности школьников, при которой с помощью отбора содержания, форм, методов, темпов, объемов образования создаются оптимальные условия для усвоения знаний каждым ребенком. В рамках дифференциации обучения решается проблема переориентации системы образования на удовлетворение образовательных потребностей личности.

Диверсификация образования – широкое многообразие учебных заведений, образовательных программ и органов управления.

Движущие силы педагогического процесса – объективные противоречия между обновляющимися потребностями воспитанника и регулируемыми педагогом возможностями их удовлетворения, разрешение которых через активность школьника ведёт к его развитию. Внешние противоречия: между внешними воздействиями и требованиями и внутренней готовности им соответствовать, целенаправленность и планомерность учебно-воспитательного процесса и неупорядоченное влияние социальной среды, нарастающий поток информации и ограниченные возможности охватить его в учебно-воспитательном процессе, обобщённый опыт, представленный в содержании образования и воспитания и индивидуальный жизненный опыт отдельной личности, новые воспитательные или образовательные задачи и наличный уровень воспитанности и обученности ребёнка, коллективные формы воспитания и обучения и индивидуальный характер овладения духовными ценностями, регламентация учебно-воспитательного процесса и собственная активность воспитанника. Внутренние противоречия: (противоречия внутренней сферы личности) – знание личностью нравственно-этических норм и правил поведения в обществе и уровень сформированности соответствующих умений и привычек, сформированный идеал личности и реальное поведение и др.

Деятельность – форма психической активности субъекта, направленная на познание и преобразование мира и самого человека. Осуществляется деятельность по схеме: субъект-объект, где субъект – человек или активное начало, а объект – то, на что направлена активность. Деятельность состоит из более мелких единиц – действий. Каждому действию соответствует своя частная цель или задача. Структурные составляющие деятельности – цель, мотив, способы, условия, результат.

Дидактика (от греч. didaktikos - получающий, относящийся к обучению) – теория образования и обучения, отрасль педагогики. Предметом дидактики является обучение как средство образования и воспитания, т.е. взаимодействия преподавания и учения в их единстве, обеспечивающее организованное учителем усвоение учащимися содержания образования. Функции:

Единство федерального культурного и образовательного пространства – связь федеральной программы развития образования с национальными, региональными и муниципальными программами, учитывающими местные уровни социально – экономического и культурного развития, а также особенности местных образовательных систем.

А. Дистервег(1790 – 1866) – немецкий педагог. Разработал дидактику развивающего обучения выдвинул принцип культуросообразности, стремился к объединению немецкого учительства. Его работа – «Руководство к образованию немецких учителей».

Доступность в обучении – принцип, согласно которому процесс обучения строится с учетом возрастных, индивидуальных и половых особенностей учащихся, уровня их обученности и воспитанности. Согласно данному принципу преподавание материала ведется с постепенным увеличением трудностей от простого к сложному, от известного к неизвестному. Но этот принцип не может трактоваться как снижение требований, он ориентирует педагога на ближайшие перспективы развития ребенка.

Д. Дьюи(1859 – 1952) – американский философ и педагог, представитель такого философского направления, как прагматизм; автор более 30 книг и 900 научных статей. Под целью воспитания понимал формирование личности, умеющей приспосабливаться к различным ситуациям. Он считал, что в школе следует давать только те знания, которые необходимы для жизненного опыта.

Закон параллельного действия был сформулирован А.С. Макаренко. Суть закона состоит в том, что в высокоразвитом коллективе воспитывает не столько педагог, сколько сами члены коллектива, коллективистские отношения.

Знание – верное отражение действительности в мышлении человека; проверенный общественной практикой результат процесса познания. увцч

Выступает в виде понятий, законов. Принципов, суждений. Бывает эмпирическим, выведенным из опыта, практически, и теоретическим, отражающим закономерные связи и отношения.

Зона актуального развития – состояние в развитии ребёнка, когда предлагаемая задача ориентирована на созревшие психические функции. Это проявляется в том, что ребёнок может решить (выполнить) поставленную задачу самостоятельно.

Зона ближайшего развития - расхождение между уровнем актуального развития и уровнем потенциального развития (задачи, предлагаемые ребёнку, он может решить сам при максимальном усилии или с помощью взрослых).

Концепция поэтапного формирования умственных действий – выдвинутое П. Я. Гальпериным учение о сложных многоплановых изменениях, связанных с образованием у человека новых действий, образов и понятий. В концепции поэтапного формирования умственных действий выделяется шесть этапов, на которых происходят эти изменения

На каждом этапе действие выполняется сначала развёрнуто, а затем постепенно сокращается, «свёртывается».

Эта теория широко используется при организации учебного процесса.

Лекция – метод обучения и воспитания, последовательное монологическое изложение системы идей в определённой области.

Лицензирование образовательного учреждения – процедура проведения экспертизы и принятия решения о выдаче (или отказе в выдаче) образовательному учреждению лицензии на осуществление образовательной деятельности в соответствии с поданным заявлением. Проводится государственными органами управления образованием или органами местного самоуправления с целью проведения государственной политики в области образования и регулирования условий осуществления образовательного процесса, а также защиты прав граждан на получение образования, создания правовых гарантий для свободного функционирования и развития образовательных учреждений различных организационно-правовых форм.

Методы обучения – система последовательных, взаимосвязанных действий учителя и учащихся, обеспечивающих усвоение содержания

образования. Метод обучения характеризуется тремя признаками:

-цель обучения;

-способ усвоения;

- характер взаимодействия субъектов обучения.

Метод обучения – категория историческая, они изменяются с изменением целей и содержания образования. Американский педагог К. Керр выделяет четыре «революции» в области метода обучения в зависимости от преобладающего средства обучения:

-Учителя – родители, служившие образцом, уступили место профессиональным учителям.

- Замена устного слова письменным.

-Введение в обучение печатного слова.

-Частичная автоматизация и компьютеризация обучения.

Методы организации деятельности и опыта поведения – пути выделения, закрепления и формирования в опыте детей положительных способов и форм поведения и нравственной мотивации.

Основные методы:

Условия эффективности:

Метод воспитывающих ситуаций – способ показа и анализа путей преодоления моральных противоречий, возникающих в тех или иных ситуациях и конфликтах или создание самой ситуации, в которую включается воспитанник и ему необходимо реально сделать нравственный выбор и совершить соответствующие поступки.

Наглядность – принцип, согласно которому обучение строится на конкретных образцах, непосредственно воспринятых учащимися не только через зрительные, но и моторные, а также тактильные ощущения. Наглядность в учебно-воспитательном процессе, обеспечиваемая с помощью разнообразных иллюстраций, демонстраций, ТСО, лабораторно-практических работ и компьютеризации, обогащает круг представлений учащихся, развивает наблюдательность и мышление, помогает более глубоко усваивать учебный материал.

Общедоступность – все типы учебных заведений доступны для обучения без ограничения по половым, расовым, национальным, религиозным или др. причинам всем гражданам РФ и лицам, имеющим на это право, определённое Законом РФ «Об образовании» (1996).

К основным функциям обучения относятся образовательная (реализуется через передачу знаний, умений и навыков, системы культурных ценностей), воспитательная (заключается в формировании системы ценностных ориентации и отношений в процессе обучения), развивающая (представляет собой развитие и формирование познавательных психических процессов и свойств личности, логических приемов, операций, суждений, умозаключений; познавательной активности, интересов, способностей).

Поручение - передача воспитаннику определённых функций в выполнении общественно полезного дела и ответственности за него; продуктивный метод выработки определённых деятельностных умений, формирования мотивации долга и ответственности.

Виды поручений:

Принципы целостного педагогического процесса – исходные положения, определяющие содержание, формы, методы, средства и характер взаимодействия в целостном педагогическом процессе; руководящие идеи, нормативные требования к его организации и проведению. Носят характер самых общих указаний, правил, норм, регулирующих весь процесс. К принципам педагогического процесса относятся принципы научности, наглядности, связи теории и практики, самостоятельности и активности учеников.

Принципы государственной политики в области образования – основные положения, на которых базируется государственная политика в области образования.

Автономность образовательных учреждений – предоставление самостоятельности образовательным учреждениям в разработке и утверждении учебного плана, порядка и периодичности промежуточной аттестации, системы оценок.

Гуманистический характер образования – создание такой системы учебно – воспитательных учреждений и образовательных программ, которые смогут удовлетворить любые образовательные запросы различных групп населения без ущемления чьих-либо прав на получение образования любого желаемого уровня.

Демократизация образования – ликвидация монополии государства на образование и переход к общественно – государственной системе; чёткое разграничение полномочий между центральными, региональными и местными органами управления с максимальной передачей управленческой функции на места; муниципализацию образования (участие местной власти и местной общественности в управлении образованием через муниципальные органы и непосредственно в деятельности образовательных учреждений); юридическая, экономическая и финансовая самостоятельность образовательных учреждений; право педагогов на творчество, свобода выбора концепций и технологий, учебников и учебных пособий, методов оценки деятельности учащихся, участие в управлении образовательным учреждением; право учащихся на выбор школы и профиля образования, на домашнее образование и обучение в негосударственных учебных заведениях, на ускоренное обучение и обучение по индивидуальным планам, на участие в управлении образовательным учреждением.

Светский характер государственных, муниципальных образовательных учреждений – образовательные программы государственных и муниципальных образовательных учреждений носят безрелигиозный характер, ни одна из религиозных конфессий не может пропагандировать в стенах государственных образовательных учреждений или подвергаться преследованию.

Свобода и плюрализм – предоставляется свобода выбора форм обучения по желанию детей, их родителей или заменяющих родителей лиц. Родители и дети могут по-своему желанию выбрать для обучения государственную светскую школу любого типа и вида, любое религиозное или частное учебное заведение.

Принцип сознательности, активности, самодеятельности – принцип обучения, сущность которого сводится к тому, что собственная познавательная активность ученика является важным фактором обучаемости и оказывает решающее влияние на темп, глубину и прочность овладения передаваемой суммой знаний и норм; быстроту выработки умений, навыков и привычек. Осознанное участие в процессе обучения усиливает его развивающее влияние. Способствуют реализации данного принципа методы и приемы активизации познавательной деятельности и технология активного обучения.

Содержание образования – педагогически адаптированная система знаний, умений и навыков, опыта творческой деятельности и эмоционально – ценностного отношения к миру, усвоение которой обеспечивает развитие личности. Специальное образование даёт человеку знания и умения, необходимые в конкретной отрасли деятельности. Содержание общего образования обеспечивает участие в социальной, непрофессиональной деятельности, формирует их мировоззрение, систему ценностей и идеалов, обусловливающих гражданскую позицию личности, её отношение к миру и определение своего места в нём. Источник содержания образования – социальный опыт человечества, закреплённый в материальной и духовной культуре. Каждая эпоха наполняет культуру новым, только ей свойственным содержанием, отвечающим потребностям и задачам общества. В современной дидактике выделяется несколько уровней рассмотрения и формирования содержания образования. На теоретическом уровне содержание образования фиксируется в виде обобщённого системного представления о составе (элементах), структуре и общественных функциях передаваемого социального опыта в его педагогической интерпретации. На уровне учебного предмета представлены определённые части содержания образования, несущие специальные функции в общем образовании. На уровне учебного материала даются конкретные, подлежащие усвоению, фиксированные в учебниках элементы содержания образования, входящие в курс обучения. Содержания образования раскрывается в образовательных программах, учебных планах и учебниках. Главным фактором, действующим при конструировании содержания образования, является потребности общества и цели, которые оно ставит перед обучением.

Приучение – разновидность упражнений, которые проводятся интенсивно, когда надо быстро выработать необходимый навык или привычку. Нередко приучение связано с принуждением и категорическими прямыми требованиями

К основным принципам управления образовательными системами относятся: демократизация и гуманизация управления педагогическими системами; системность и целостность в управлении; рациональное сочетание централизации и децентрализации; единство единоначалия и коллегиальности; объективность и полнота информации в управлении педагогическими системами.

Упражнение – организация планомерного и регулярного выполнения воспитанниками определённых действий с целью превращения их в привычные формы общественного поведения.

Задание№18

Сущность принципа доступности обучения заключается в том, что ...

  1. Принцип систематичности и последовательности предполагает преподавание и усвоение знаний в определенном логическом порядке, системе. Он требует логического построения, как содержания, так и процесса обучения в целом

  2. Принцип доступности требует учета особенностей развития учащихся, анализа материала с точки зрения их реальных возможностей и такой организации педагогического процесса, чтобы они не испытывали интеллектуальных, моральных, физических перегрузок. Следовательно, содержание изучаемого материала и методы его изучения должны соответствовать уровню развития учащихся.

  3. Принцип усиления прикладной направленности обучения - Изучение основ науки должно осуществляться в тесной связи с раскрытием важнейших их применений в жизни. При этом основы науки не должны подменяться ее приложениями. Использование в обучении математических моделей реальных ситуаций, отбор содержания обучения, отвечающего поставленной цели, представляют собой основные средства реализации принципа связи обучения с жизнью. Важной составной частью этих средств являются задачи и примеры прикладного характера.

  4. Принцип прочности требует, чтобы знания прочно закреплялись в памяти учеников, стали бы частью их сознания, основой привычек и поведения. Запоминание и воспроизведение материала зависят не только от материала, но и от отношения к нему, поэтому для прочного усвоения необходимо сформировать позитивное отношение и интерес к изучаемому материалу. Прочность знаний обеспечивается систематическим контролем над результатами обучения, проверкой и оценкой.

Задание№19

Цели обучения и образования логически выводятся из целей ...

  1. Общества, государства

  2. Научного сообщества

  3. Потребителей – учащихся и их родителей

  4. Педагогического совета школы

Задание№20

Единство и взаимодействие компонентов, составляющих педагогический процесс, определяют его ...

  1. Индивидуальность

  2. Управляемость

  3. Целенаправленность

  4. Целостность

Задание№21

Совокупность систематизированных знаний, умений и навыков, взглядов и убеждений, а также определенный уровень развития познавательных сил и

практической подготовки, достигнутый в результате учебно-воспитательной работы – это ...

1.Система образования

2.Содержание образования

3.Учебная программа

4.Учебный план

Задание№22

Условия, которые обеспечивает государство в целях осуществления права на образование:

  1. бесплатное образование только для избранных

  2. одинаковая доступность для всех на конкурсной основе высшего образования

  3. обязательное бесплатное образование для всех

  4. открытость и доступность среднего образования

  5. обязательность религиозного образования

Задание№23 (выберите один вариант ответа)

Основным заказчиком образовательных учреждений выступает(ют)...

  1. родители учащихся

  2. педагогический коллектив

  3. государство и его ведомства

  4. учащиеся

Задание№24 (выберите один вариант ответа)

Гимназии, лицеи, вечерние школы относятся к учебным заведениям_________образования.

  1. начального профессионального

  2. высшего профессионального

  3. общего среднего

  4. среднего профессионального

Задание№25(выберите несколько вариантов ответа)

К функциям управления образовательным процессом относятся

  1. функция наказания

  2. функция предварительного, текущего, отсроченного и итогового контроля

  3. функция планирования принятия решения (распоряжения, приказы, решения совета)

  4. функция поощрения

Задание№26 (выберите один вариант ответа)

Изучение состояния и тенденций развития педагогического процесса, объективная оценка его результатов, на основе которого вырабатываются управленческие решения, называется…

  1. педагогическим планированием

  2. внутришкольным контролем

  3. внутришкольным управлением

  4. педагогическим анализом

Задание№27(выберите несколько вариантов ответа)

Управление образованием реализуется посредством таких процессов, как ...

  1. лицензирование образовательных учреждений на право ведения образовательной деятельности

  2. регистрация образовательных учреждений по фактическому адресу

  3. обеспечение учреждений образования методической литературой

  4. аттестация образовательных учреждений для установления соответствия содержания, уровня и качества подготовки выпускников требованиям государственных образовательных стандартов

Задание№28 (выберите один вариант ответа)

В Древней Греции педагогами называли ...

  1. старейшин, возглавлявших школу в Афинах

  2. рабов, сопровождающих детей своего господина в школу

  3. учителей Спарты

  4. преподавателей ораторского искусства

Тема№6. ОБЩЕНИЕ

  1. Виды межличностных отношений.

  2. Функции общения.

  3. Виды общения.

  4. Роль общения в формировании личности.

  5. Вербальные и невербальные средства общения.

  6. Типичные трудности и техники межличностного общения.