4. Стили управления
Стиль управленческой деятельности – устойчивая система характерных подходов, способов и приемов, отражающая индивидуальный почерк руководителя в реализации им управленческих функций, которая сформировалась и развивается под влиянием внутренних и внешних факторов.
Опытный руководитель, трезво смотрящий на вещи, понимает, что как бы ни был высок уровень подготовки и опыт , он не может полагаться лишь на себя и привлекает к управленческой деятельности добросовестных и
инициативных работников. Часто именно по окружения можно судить о степени талантливого лидера.
Взаимоотношения подчиненных с руководителем, психологический климат коллектива, результаты работы коллектива зависят от стиля управления, реализуемого руководителем.
Выделяют следующие стили управления:
1. Авторитетный стиль управления: для него характерно жестокое единоличное принятие руководителем всех решений, жесткий постоянный контроль за выполнением решений с угрозой наказания, отсутствие интереса к работнику как к личности . Этот стиль управления целесообразен и оправдан лишь в критических ситуациях (аварии, боевые военные действия и т.д.)
2. Демократический стиль управления : управленческие решения принимаются на основе обсуждения проблемы, с учетом мнений и инициатив сотрудников, выполнение принятых решений контролируется и руководителем, и самими сотрудниками, руководитель проявляет интерес и доброжелательное внимание к
личности сотрудников, к учету их интересов, потребностей и особенностей.
Этот стиль является наиболее эффективным, так как он обеспечивает высокую вероятность правильно взвешенных решений, высокие производственные результаты труда, инициативу, активность сотрудников, удовлетворенность людей своей работой, благоприятный климат и сплоченность коллектива. Однако реализация демократического стиля возможна при высоких интеллектуальных, организационных, психологически-коммуникативных способностях руководителя.
3. Либерально-анархический (или попустительский, или нейтральный) стиль руководства характеризуется, с одной стороны, «максимум демократии» (все могут высказывать свои позиции, но реального учета, согласования позиций не стремится достичь),а с другой стороны, «минимум контроля» (даже принятые решения не выполняются, нет контроля за их реализацией, все пушено на «самотек»), вследствие чего результаты работы обычно низки, психологический климат внутри коллектива неблагоприятный ,нет никакого сотрудничества, нет стимула добросовестно трудиться, разделы работы складываются из отдельных интересов лидеров группы, возможны скрытые и явные конфликты.
4. Непоследовательный (алогичный) стиль руководства проявляется в непредсказуемом переходе руководителем от одного стиля к другому (то авторитарный, то попустительский, то демократический), что обуславливает крайне низкие результаты в работе и максимальное количество конфликтов и проблем. Стиль управления эффективного менеджера отличается гибкостью, индивидуальным и ситуативным подходом.
5.Ситуативный стиль: управление гибко учитывает уровень психологического развития подчиненных и коллектива.
Уровень развития сотрудника, коллектива | Формы управленческого поведения |
Низкий уровень: «не хотят работать, не умеют работать» (низкая квалификация, недобросовестные работники) | «Авторитарное указания»
|
Средний уровень: «хотят работать, но еще не умеют работать» (не достаточно опыта, хотя обладают определенными базовыми навыками, старательны, добросовестны) | «Популяризация»
|
Хороший уровень: «хотят и умеют работать» (имеют базовые навыки и квалификацию, достаточные для большинства аспектов работы) | «Участие и управление»
|
Высокий уровень: «хотят и умеют работать творчески» (экстра специалисты, достигшие высокой квалификации, ответственные , инициативные работники) | «Передача полномочий»
|
Эффективным стилем управления является
6. Партисипативный (соучаствующий) стиль, которому свойственны следующие черты:
1)регулярные совещания руководителя с подчиненными
2)открытость в отношениях между руководителем и подчиненными
3)вовлеченность подчиненных в разработку и принятие организационных решений
4)делегирование руководителем подчиненным ряда полномочий, прав
5)участие рядовых работников в планировании, так и в осуществлении организационных изменений
6)создание особых групповых структур, наделенных правом самостоятельного принятия решений
7)предоставление работнику возможности автономно разрабатывать проблемы ,новые идеи
Партисипативный стиль применим, если:
1.руководитель уверен в себе, имеет высокий образовательный и творческий уровень,умеет ценить и использовать творческие предложения подчиненных;
2.подчиненные имеют высокий уровень знаний, умений, потребность в творчестве, независимости, личностном росте;
3.задача,стоящая перед людьми, предполагает множественность решений, требует теоретического анализа и высокого профессионализма исполнения, достаточно напряженных усилий и творческого подхода. Таким образом, этот стиль целесообразен в наукоемких производствах.
- Интернет – экзамен по английскому языку
- Тюмень ТюмГнгу
- Рецензенты:
- Психология и педагогика
- Введение
- II Формирование педагогического идеала на протяжении веков
- I. Основные категории педагогики
- II. Формирование педагогического идеала на протяжении веков
- Глоссарий
- 1. Соотношение психологического и физиологического
- 2. Основные процессы, механизмы и закономерности высшей нервной деятельности.
- Психика появляется у человека в трех видах психических явлений: психические свойства личности, психические состояния, психические процессы.
- I. Соотношение физиологического и психологического
- II. Основные процессы, механизмы и закономерности
- Тест №1 определения индивидуальной гипнабельности
- 1. Учет возраста.
- 2. Учет пола
- 3. Роль темперамента в профессиональной деятельности.
- I. Учёт возраста
- II. Учёт пола
- III. Учёт темперамента
- 1. Взаимосвязи психических познавательных процессов.
- 1. Выдающиеся ученые и их дидактические теории и концепции.
- Гальперин Петр Яковлевич (2.10.1902, г. Тамбов - 25.03.1988, г. Москва) -выдающийся отечественный психолог.
- Талызина Нина Фёдоровна - родилась 28 декабря 1923 г. В с. Лучинском Ярославской области.
- 2. Характеристика процесса обучения.
- 1. Виды межличностных отношений.
- 2. Функции общения
- 3. Виды общения
- Виды межличностного общения
- 4. Роль общения в формировании личности
- 5. Вербальные и невербальные средства общения
- 6. Типичные трудности и техники межличностного общения
- Глоссарий
- Язык телодвижений.
- 1. Причины, динамика и классификации конфликтов.
- 2.Способы и методы управления конфликтами
- Глоссарий
- 1. Личность руководителя.
- Авторитет руководителя.
- Управление трудовым коллективом.
- 4. Стили управления
- Теории мотивации
- Система мер поощрений и наказаний
- Ответы на задания:
- 625000, Г. Тюмень, ул. Володарского, 38
- 625 039, Г. Тюмень, ул. Киевская, 52
- Психология и педагогика