logo search
ПиП для заочников / ПиП_консп лекц

Понятие, функции и виды обучения

Обучение – процесс целенаправленной передачи общественно-истори­ческого опыта; организация усвоения знаний, умений и навыков.

Обучение не сводится к механической передаче знаний, это – двух­сторонний процесс, предполагающий деятельность двух (или более) субъектов – педагога и ученика. Деятельность педагога называется преподаванием, деятельность ученика – учением. Учение представляет собой специфический процесс познания, управляемый педагогом.

В образовательном процессе обучение выполняет три, реализующиеся в единстве, функции:

Виды обучения.

1. Объяснительно-иллюстративное (пассивно-созерцательное), целью которого является передача – усвоение знаний и формирование умений и навыков. Учитель излагает материал, применяя различные наглядные пособия, а ученики слушают, запоминают, учатся применять полученные знания для решения конкретных задач, отрабатывают соответствующие умения. Такой вид обучения требует только воспроизводящего мышления.

2. Программированное, в основе которого лежит кибернетический подход, согласно которому обучение рассматривается как сложная динамическая система. Управление познавательной деятельностью ученика осуществляется учителем с использованием прямой (посылка команд) и обратной (получение информации о ходе обучения) связи, как правило, опосредованно, с применением программированных пособий или автоматизированных обучающих систем. Программированное обучение развивает самостоятельность учеников, позволяет индивидуализировать процесс обучения (каждый может работать в своем собственном темпе) и постоянно получать информацию о ходе процесса обучения.

И программированное, и объяснительно-иллюстративное обучение не стимулируют активность, творчество учеников и обладают крайне ограниченными возможностями в реализации воспитательной и развивающей функций обучения.

3. Проблемное обучение, реализующееся через постановку и решение проблемного вопроса или задачи. Такие познавательные задачи характеризуются противоречием между имеющимися у ученика знаниями и умениями и теми, которые необходимы для разрешения проблемы.

Если проблемная ситуация сконструирована педагогом верно (задача связана с реальной жизненной ситуацией, решение задачи опирается на предшествующий опыт ребенка, но не является очевидным и т.д.), то она вызывает активность, стремление к самостоятельным поискам, мобилизацию знаний, чувство удовлетворения от процесса познания. Знания, полученные в процессе решения проблемы, характеризуются прочностью и действенностью.