Предисловие
Учебное пособие предназначено для студентов, изучающих учебную дисциплину «Психология и педагогика». В его основе – курс лекций, читаемых кафедрой психологии и безопасности жизнедеятельности для студентов технических специальностей Таганрогского государственного радиотехнического университета.
Основное назначение пособия – помощь студентам в освоении теоретической части курса. Поскольку это конспект лекций, он не может заменить учебники, практические занятия и сами лекции. Его использование поможет интенсифицировать процесс обучения, перераспределить лекционное время в пользу реализации активизирующей, развивающей, разъясняющей функций лекции, уделить дополнительное время рассмотрению вопросов, наиболее интересующих студентов.
Студентам безотрывных форм обучения, не имеющих возможности прослушать полный курс лекций, данное пособие поможет сформировать системное представление о содержании курса, ознакомиться с основными понятиями и положениями каждой темы, а список рекомендованной литературы, приведенный после каждой лекции, направит работу по изучению теоретической части курса.
Содержание пособия соответствует программе курса и включает следующие разделы.
1. Предмет и методы психологии (лекции 1–3).
2. Общие представления о психике человека (лекции 4–7).
3. Личность (лекции 8–10).
4. Социально-психологические явления и процессы (лекции 11, 12).
5. Человек и труд (лекции 13, 14).
6. Образование человека (лекции 15–17).
Блок-схема содержания курса, отражающая базовые понятия психологии и педагогики, приведена на рис. 1. Она также может служить средством для самоконтроля: понимание и умение объяснить сущность представленных в блок-схеме понятий характеризует удовлетворительный уровень усвоения теоретического материала.
Для студентов, желающих расширить свои знания в области психологии и педагогики, в конце пособия приведен список литературы, использованной при подготовке лекционного курса.
Рис. 1. Схема основных понятий курса «Психология и педагогика»
1. Психология как наука |
| психология |
|
|
| ||||
|
|
|
| |
| методы исследования |
| наблюдение | |
| ||||
|
|
| ||
|
| опрос | ||
| ||||
|
|
| ||
|
| тестирование | ||
|
| |||
|
|
| ||
|
| анализ продуктов деятельности | ||
| ||||
|
|
| ||
|
| эксперимент | ||
| ||||
|
|
|
| |
| история развития |
| донаучная психология | |
| ||||
|
|
| ||
|
| философская психология | ||
|
| |||
|
|
| ||
|
| научная психология | ||
| ||||
|
|
|
| |
| психологические школы и направления |
| бихевиоризм | |
| ||||
|
|
| ||
|
| психоанализ | ||
| ||||
|
|
| ||
|
| гештальтпсихология | ||
| ||||
|
|
| ||
|
| деятельностный подход | ||
| ||||
|
|
| ||
|
| когнитивная психология | ||
| ||||
|
|
| ||
|
| гуманистическая психология | ||
| ||||
|
|
|
|
|
2. Общие представления о психике человека |
| сознание |
|
|
| ||||
|
|
|
| |
| неосознаваемые процессы |
|
| |
| ||||
|
|
|
| |
| познавательные процессы |
| ощущение | |
| ||||
|
|
| ||
|
| восприятие | ||
| ||||
|
|
| ||
|
| внимание | ||
| ||||
|
|
| ||
|
| память | ||
| ||||
|
|
| ||
|
| мышление | ||
| ||||
|
|
| ||
|
| воображение | ||
| ||||
|
|
|
| |
| эмоциональная сфера |
| элементарные эмоции | |
| ||||
|
|
| ||
|
| чувства | ||
| ||||
|
|
| ||
|
| настроения | ||
| ||||
|
|
| ||
|
| аффекты | ||
| ||||
|
|
|
| |
| деятельность |
| потребность | |
| ||||
|
|
| ||
|
| мотив | ||
|
| |||
|
|
| ||
|
| действие | ||
|
3. Личность |
| индивид |
|
| |||
| |||||||
|
|
|
| ||||
| структура личности |
|
| ||||
| |||||||
|
|
|
| ||||
| теории личности |
|
| ||||
| |||||||
|
|
|
| ||||
| индивидуально-психологические особенности |
| темперамент | ||||
| |||||||
|
|
| |||||
|
| характер | |||||
|
| ||||||
|
|
| |||||
|
| способности | |||||
| |||||||
|
|
|
| ||||
| развитие личности |
| критерии развития | ||||
| |||||||
|
|
| |||||
|
| социализация | |||||
| |||||||
|
|
| |||||
|
| социальные установки | |||||
| |||||||
|
|
| |||||
|
| Я-концепция | |||||
| |||||||
|
|
|
| ||||
| индивидуальность |
|
| ||||
| |||||||
|
|
|
|
| |||
4. Человек и общество |
| общение |
| коммуникация | |||
| |||||||
|
|
| |||||
|
| интеракция | |||||
|
| ||||||
|
|
| |||||
|
| перцепция | |||||
| |||||||
|
|
|
| ||||
| малые группы |
| генезис группы | ||||
| |||||||
|
|
| |||||
|
| сплоченность | |||||
| |||||||
|
|
| |||||
|
| Лидерство | |||||
| |||||||
|
|
| |||||
|
| Конформность | |||||
| |||||||
|
|
|
| ||||
| большие группы |
| Устойчивые | ||||
| |||||||
|
|
| |||||
|
| Стихийные | |||||
| |||||||
|
|
|
|
| |||
5. Человек и труд |
| труд |
|
| |||
| |||||||
|
|
|
| ||||
| субъект труда |
|
| ||||
|
| ||||||
|
|
|
| ||||
| профессия |
|
| ||||
|
| ||||||
|
|
|
| ||||
| трудовой пост |
|
| ||||
|
| ||||||
|
|
|
| ||||
| система «человек-машина» |
|
| ||||
|
| ||||||
|
|
|
|
| |||
6. Образование человека |
| педагогика |
|
| |||
| |||||||
|
|
|
| ||||
| образование |
|
| ||||
| |||||||
|
|
|
| ||||
| педагогическая система |
|
| ||||
| |||||||
|
|
|
| ||||
| педагогический процесс |
| Воспитание | ||||
|
| ||||||
|
|
| |||||
|
| Обучение | |||||
| |||||||
|
|
|
| ||||
| педагогическая деятельность |
|
| ||||
|
Лекция 1
- Министерство образования российской федерации
- Предисловие
- Общая характеристика психологии
- Объект и предмет психологии
- Научная и житейская психология
- Психология как научная и практическая деятельность
- Представление о психике в традиционной науке
- Основные понятия психологии
- Отрасли психологии
- Взаимосвязь психологии с другими науками
- Рекомендуемая литература
- История развития психологии
- Этапы становления психологии как науки
- Направления психологии: предмет и методы исследования
- Основные характеристики бихевиоризма
- Основные характеристики психоанализа
- Основные характеристики гештальтпсихологии
- Основные характеристики гуманистической психологии
- Когнитивный подход и его особенности
- Отечественная психология (деятельностный подход)
- Тенденции развития современной психологии [4]
- Рекомендуемая литература
- Методы психологических исследований
- Особенности научного изучения психики
- Классификация методов психологических исследований
- Наблюдение
- Тестирование
- Анализ продуктов деятельности
- Эксперимент
- Рекомендуемая литература
- Сознание и бессознательное
- Представления о сознании в традиционной науке
- Состояния сознания
- Структура сознания
- Виды неосознаваемых процессов
- Рекомендуемая литература
- Познавательные процессы
- Понятие и виды познавательных процессов
- Ощущения
- Восприятие
- Внимание
- Виды памяти
- Закономерности процессов памяти
- Общие представления о мышлении
- Формы мышления и мыслительные операции
- Виды и индивидуальные особенности мышления
- Воображение
- Рекомендуемая литература
- Понятие и функции эмоций
- Виды эмоциональных переживаний
- Элементарные эмоции, чувства и настроения
- Аффекты
- Управление эмоциями
- Рекомендуемая литература
- Понятие и структура человеческой деятельности
- Понятие и виды деятельности
- Содержание и структура деятельности
- Потребности и мотивы
- Цели, задачи, предмет деятельности
- Действия и операции как составляющие деятельности
- Умения, навыки и привычки
- Рекомендуемая литература
- Личность
- Понимание личности в психологии
- Соотношение понятий: человек, индивид, субъект, личность, индивидуальность
- Индивид и личность
- Структура личности
- Личность как субъект межличностных отношений
- Становление личности
- Личность как система регуляции деятельности
- Индивидуальность человека
- Рекомендуемая литература
- Индивидуально-психологические особенности личности
- Определение и основные критерии темперамента
- Основные формы проявления темперамента и их показатели
- Типы темперамента и их связь со свойствами нервной системы
- Определение характера; свойства и черты характера
- Типология характеров
- Акцентуация характера. Типология характера к. Леонгарда
- Понятие способностей, условия развития и уровни
- Классификация способностей
- Рекомендуемая литература
- Социализация, социальные установки, я-концепция
- Социализация: понятие, содержание, механизмы
- Стадии и институты социализации
- Социальная установка: понятие, структура, функции
- Взаимосвязь аттитюдов и поведения
- Факторы, определяющие влияние аттитюдов на поведение
- Феномены, определяющие влияние поведения на аттитюды
- Я-концепция как результат социального развития личности
- Структурные компоненты я-концепции
- Функции я-концепции
- Рекомендуемая литература
- Межличностные отношения и общение
- Особенности межличностных отношений
- Понятие и виды общения
- Структура общения
- Особенности коммуникативной стороны общения
- Интерактивная сторона общения
- Перцептивная сторона общения
- Рекомендуемая литература
- Психология групп: понятия, характеристики, классификация
- Понятие малой группы
- Классификация малых групп.
- Основные характеристики малой группы
- Общая характеристика динамических процессов в малой группе
- Содержание и структура большой социальной группы
- Основные виды устойчивых социальных групп и их характеристика
- Виды стихийных социальных групп и их характеристика
- Рекомендуемая литература
- Психология трудовой деятельности
- Психологические признаки труда
- Характеристика психологии труда как науки
- Психологическое профессиоведение, классификация профессий
- Трудовой пост
- Субъект труда: формирование и развитие
- Противоречия в развитии и функционировании профессионала
- Профессиональное самоопределение
- Профессиональный психологический отбор
- Психологические основы профессиональной подготовки и адаптации к труду
- Функциональные состояния
- Рекомендуемая литература
- Системы «человек-техника»
- Характеристика инженерной психологии
- Методологические принципы инженерной психологии
- Особенности и классификация систем «человек–машина»
- Показатели качества счм
- Эргономичность счм
- Оператор в системе «человек–машина»
- Инженерно-психологические особенности проектирования счм
- Инженерно-психологическая оценка счм
- Рекомендуемая литература
- Предметная область педагогики
- Педагогическая наука и педагогическая практика
- Развитие образовательной практики
- Этапы развития научно-педагогического знания
- Основные понятия педагогики
- Отрасли педагогики
- Педагогика в системе наук
- Рекомендуемая литература
- Современное образование
- Функции образования
- Цель образования
- Система образования в России
- Характеристики системы образования
- Общая характеристика педагогических систем
- Гуманизация образования
- Дифференциация и индивидуализация образования
- Информатизация образования
- Рекомендуемая литература
- Воспитание и обучение
- Сущность воспитания
- Направления воспитания
- Закономерности, принципы и методы воспитания
- Понятие, функции и виды обучения
- Содержание обучения
- Формы обучения
- Принципы и методы обучения
- Самообразование
- Рекомендуемая литература
- Список литературы, использованной при подготовке лекций
- Содержание