Методологические принципы инженерной психологии
Для успешного решения задач инженерной психологии разработан ряд методологических принципов [129]. Их применение на практике способствует повышению результативности инженерно-психологических исследований и разработок. В структуре принципов есть главные (ведущие) и вспомогательные (поддерживающие).
Принцип верхнего уровня – принцип развития или гуманизации труда– заключается в осуществлении такого инженерно-психологического обеспечения СЧМ, при котором человек получает возможность постоянно развиваться. Здесь развитие означает процесс, при котором человек совершенствует способности принимать правильные (адекватные поставленной цели) решения в динамических системах возрастающей сложности.
Принципы следующего уровня: принципы активного оператора и упрощения труда (симплификации труда – от англ. simple – простой). Согласно принципу активного оператора, человек в СЧМ должен осуществлять активные функции, иметь свое личное отношение к выполняемым действиям, активно стремиться к цели, а не исполнять роль простого придатка машины. Цель принципа упрощения труда –максимальное упрощение труда человека в СЧМ.
Принцип системного подхода поддерживает вышеперечисленные принципы.Само понятие СЧМ требует соответствующего подхода к решению всех задач, связанных с этой системой – человек-оператор, будучи сам специфической сложной системой, функционирует в более сложной системе, состоящей из ряда подсистем снеоднозначными взаимосвязями. Существует четыре критерия системного подхода.
1. С позиций системного подхода, СЧМ и человека, как ее элемент, следует рассматривать как многомерную и многоуровневую систему.
2. Вторым критерием является учет многоуровневости связей между элементами. Например, свойства нервной системы, способности, черты характера, мотивация и готовность к деятельности – все это свойства разного порядка.
3. Рассмотрение СЧМ в динамике, в развитии.
4. Учет нелинейного детерминизма (причинной обусловленности) деятельности СЧМ.
Следующий принцип непосредственно вытекает из системного подхода – принцип комплексности. Согласно этому принципу, необходимо развивать междисциплинарные связи инженерной психологии с другими науками о человеке и технике, т.к. при реализации системного подхода возникает потребность изучения не только информационного взаимодействия, но и других аспектов функционирования СЧМ, в частности, антропометрических, гигиенических, физиологических и т.п.
Принцип последовательности (непрерывности) рассматривает инженерно-психологические исследования не как одноразовое мероприятие, выполняемое на одной из стадий жизненного цикла СЧМ, а как систему мероприятий по учету человеческого фактора на всехстадиях существования данной системы: при проектировании, испытаниях, производстве, эксплуатации и утилизации.
Принцип проектирования деятельности.Проект деятельности должен выступать как основа решения всех остальных задач построения СЧМ. Т.е., в первую очередь, необходимо спроектировать деятельность человека, который будет пользоваться техническими устройствами СЧМ. А сами эти устройства (системы отображения информации, коммуникации, ввода информации в машину и т.п.) должны разрабатываться на основе и с учетом проекта будущей деятельности человека-оператора.
- Министерство образования российской федерации
- Предисловие
- Общая характеристика психологии
- Объект и предмет психологии
- Научная и житейская психология
- Психология как научная и практическая деятельность
- Представление о психике в традиционной науке
- Основные понятия психологии
- Отрасли психологии
- Взаимосвязь психологии с другими науками
- Рекомендуемая литература
- История развития психологии
- Этапы становления психологии как науки
- Направления психологии: предмет и методы исследования
- Основные характеристики бихевиоризма
- Основные характеристики психоанализа
- Основные характеристики гештальтпсихологии
- Основные характеристики гуманистической психологии
- Когнитивный подход и его особенности
- Отечественная психология (деятельностный подход)
- Тенденции развития современной психологии [4]
- Рекомендуемая литература
- Методы психологических исследований
- Особенности научного изучения психики
- Классификация методов психологических исследований
- Наблюдение
- Тестирование
- Анализ продуктов деятельности
- Эксперимент
- Рекомендуемая литература
- Сознание и бессознательное
- Представления о сознании в традиционной науке
- Состояния сознания
- Структура сознания
- Виды неосознаваемых процессов
- Рекомендуемая литература
- Познавательные процессы
- Понятие и виды познавательных процессов
- Ощущения
- Восприятие
- Внимание
- Виды памяти
- Закономерности процессов памяти
- Общие представления о мышлении
- Формы мышления и мыслительные операции
- Виды и индивидуальные особенности мышления
- Воображение
- Рекомендуемая литература
- Понятие и функции эмоций
- Виды эмоциональных переживаний
- Элементарные эмоции, чувства и настроения
- Аффекты
- Управление эмоциями
- Рекомендуемая литература
- Понятие и структура человеческой деятельности
- Понятие и виды деятельности
- Содержание и структура деятельности
- Потребности и мотивы
- Цели, задачи, предмет деятельности
- Действия и операции как составляющие деятельности
- Умения, навыки и привычки
- Рекомендуемая литература
- Личность
- Понимание личности в психологии
- Соотношение понятий: человек, индивид, субъект, личность, индивидуальность
- Индивид и личность
- Структура личности
- Личность как субъект межличностных отношений
- Становление личности
- Личность как система регуляции деятельности
- Индивидуальность человека
- Рекомендуемая литература
- Индивидуально-психологические особенности личности
- Определение и основные критерии темперамента
- Основные формы проявления темперамента и их показатели
- Типы темперамента и их связь со свойствами нервной системы
- Определение характера; свойства и черты характера
- Типология характеров
- Акцентуация характера. Типология характера к. Леонгарда
- Понятие способностей, условия развития и уровни
- Классификация способностей
- Рекомендуемая литература
- Социализация, социальные установки, я-концепция
- Социализация: понятие, содержание, механизмы
- Стадии и институты социализации
- Социальная установка: понятие, структура, функции
- Взаимосвязь аттитюдов и поведения
- Факторы, определяющие влияние аттитюдов на поведение
- Феномены, определяющие влияние поведения на аттитюды
- Я-концепция как результат социального развития личности
- Структурные компоненты я-концепции
- Функции я-концепции
- Рекомендуемая литература
- Межличностные отношения и общение
- Особенности межличностных отношений
- Понятие и виды общения
- Структура общения
- Особенности коммуникативной стороны общения
- Интерактивная сторона общения
- Перцептивная сторона общения
- Рекомендуемая литература
- Психология групп: понятия, характеристики, классификация
- Понятие малой группы
- Классификация малых групп.
- Основные характеристики малой группы
- Общая характеристика динамических процессов в малой группе
- Содержание и структура большой социальной группы
- Основные виды устойчивых социальных групп и их характеристика
- Виды стихийных социальных групп и их характеристика
- Рекомендуемая литература
- Психология трудовой деятельности
- Психологические признаки труда
- Характеристика психологии труда как науки
- Психологическое профессиоведение, классификация профессий
- Трудовой пост
- Субъект труда: формирование и развитие
- Противоречия в развитии и функционировании профессионала
- Профессиональное самоопределение
- Профессиональный психологический отбор
- Психологические основы профессиональной подготовки и адаптации к труду
- Функциональные состояния
- Рекомендуемая литература
- Системы «человек-техника»
- Характеристика инженерной психологии
- Методологические принципы инженерной психологии
- Особенности и классификация систем «человек–машина»
- Показатели качества счм
- Эргономичность счм
- Оператор в системе «человек–машина»
- Инженерно-психологические особенности проектирования счм
- Инженерно-психологическая оценка счм
- Рекомендуемая литература
- Предметная область педагогики
- Педагогическая наука и педагогическая практика
- Развитие образовательной практики
- Этапы развития научно-педагогического знания
- Основные понятия педагогики
- Отрасли педагогики
- Педагогика в системе наук
- Рекомендуемая литература
- Современное образование
- Функции образования
- Цель образования
- Система образования в России
- Характеристики системы образования
- Общая характеристика педагогических систем
- Гуманизация образования
- Дифференциация и индивидуализация образования
- Информатизация образования
- Рекомендуемая литература
- Воспитание и обучение
- Сущность воспитания
- Направления воспитания
- Закономерности, принципы и методы воспитания
- Понятие, функции и виды обучения
- Содержание обучения
- Формы обучения
- Принципы и методы обучения
- Самообразование
- Рекомендуемая литература
- Список литературы, использованной при подготовке лекций
- Содержание