Отрасли психологии
Структура психологического знания [84].
. . . |
Общая психология является фундаментальной основой развития всех отраслей психологической науки. К сфере общей психологииотносятся теоретические и экспериментальные исследования, выявляющие наиболее общие психологические закономерности, формирующие основные научные понятия, обосновывающие методы изучения психики и теоретические принципы, которых она придерживается.
В специальных отраслях психологииизучаются:
филогенетическое и онтогенетическое развитие психики(сравнительная психология, возрастная психология, психология развития, специальная психология).
Пример: возрастная психологияисследует закономерности этапов психического развития и формирования личности, психологические особенности людей разного возраста. Разделами возрастной психологии являются детская психология, психология юности, психология зрелого возраста, геронтопсихология (психология старости);
психологические явления, возникающие в общении и взаимодействии людей и социальных групп.
Пример: социальная психологияизучает психологические характеристики групп людей, социально-психологические проявления личности. Практические приложения социальной психологии используются в производстве, образовании, управлении, политике. Так, прикладной раздел социальной психологии – психология пропаганды – рассматривает процессы распространения сообщений на уровне формирования, закрепления или изменения установок человека по отношению к каким-либо общественно значимым объектам, психологические аспекты возникновения и функционирования общественного мнения, способы побуждения людей к определенным действиям;
психологические особенности конкретных видов деятельности(психология труда, педагогическая психология, медицинская психология, юридическая психология, военная психология, психология спорта, инженерная психология, психология искусства, психология менеджмента, психология рекламы и др.).
Пример 1: медицинская психология– отрасль психологии, изучающая психологические аспекты гигиены, профилактики, диагностики, лечения, экспертизы и реабилитации больных. Структура медицинской психологии включает ряд разделов, ориентированных на исследования в конкретных областях медицинской науки и практического здравоохранения. Так, клиническая психология рассматривает психические факторы происхождения и течения болезней, влияние болезней на личность, психологические аспекты целебных воздействий. Особое внимание в этой отрасли уделяется психосоматическим заболеваниям – нарушениям функций внутренних органов и систем, одной их причин которых являются нервно-психические факторы (переживание психологической травмы, особенности эмоционального реагирования личности). Это такие заболевания, как бронхиальная астма, гипертоническая и язвенная болезни. Не следует путать медицинского психолога и психиатра. Деятельность психолога, хоть и осуществляется в медицинских учреждениях, связана с использованием психологических, а не медицинских методов диагностики и коррекции, применяемых, в основном, к психически здоровым людям.
Пример 2: иженерная психологияисследует процессы и средства информационного взаимодействия между человеком и техникой с целью использования полученных знаний в практике проектирования, создания и эксплуатации технических систем. В настоящее время существует множество отраслей, связанных с инженерной психологией: авиационная психология, космическая психология, психология компьютеризации. Последняя изучает закономерности и принципы организации различных видов человеческой деятельности и общения, опосредствованных компьютерами, диалога между человеком и компьютером, влияние работы с компьютером на личность и ее развитие;
комплексные проблемы, образующиеся на стыке психологии с другими науками(психофизиология, зоопсихология, психогенетика, экологическая психология, психосемантика, математическая психология и др.).
Пример: психофизиологияизучает связи, существующие между психикой и физиологическими процессами, происходящими в организме и мозге человека. Главной задачей психофизиологии является причинное объяснение психических явлений путем раскрытия лежащих в их основе нейрофизиологических механизмов. В этой отрасли используются различные методы регистрации сенсорных, моторных, вегетативных реакций, анализа последствий повреждения и стимуляции мозга, а также электрофизиологические методы. Дифференциальная психофизиология изучает физиологические основы (в качестве которых рассматриваются, в первую очередь, особенности нервной системы) индивидуально-психологических различий между людьми.
- Министерство образования российской федерации
- Предисловие
- Общая характеристика психологии
- Объект и предмет психологии
- Научная и житейская психология
- Психология как научная и практическая деятельность
- Представление о психике в традиционной науке
- Основные понятия психологии
- Отрасли психологии
- Взаимосвязь психологии с другими науками
- Рекомендуемая литература
- История развития психологии
- Этапы становления психологии как науки
- Направления психологии: предмет и методы исследования
- Основные характеристики бихевиоризма
- Основные характеристики психоанализа
- Основные характеристики гештальтпсихологии
- Основные характеристики гуманистической психологии
- Когнитивный подход и его особенности
- Отечественная психология (деятельностный подход)
- Тенденции развития современной психологии [4]
- Рекомендуемая литература
- Методы психологических исследований
- Особенности научного изучения психики
- Классификация методов психологических исследований
- Наблюдение
- Тестирование
- Анализ продуктов деятельности
- Эксперимент
- Рекомендуемая литература
- Сознание и бессознательное
- Представления о сознании в традиционной науке
- Состояния сознания
- Структура сознания
- Виды неосознаваемых процессов
- Рекомендуемая литература
- Познавательные процессы
- Понятие и виды познавательных процессов
- Ощущения
- Восприятие
- Внимание
- Виды памяти
- Закономерности процессов памяти
- Общие представления о мышлении
- Формы мышления и мыслительные операции
- Виды и индивидуальные особенности мышления
- Воображение
- Рекомендуемая литература
- Понятие и функции эмоций
- Виды эмоциональных переживаний
- Элементарные эмоции, чувства и настроения
- Аффекты
- Управление эмоциями
- Рекомендуемая литература
- Понятие и структура человеческой деятельности
- Понятие и виды деятельности
- Содержание и структура деятельности
- Потребности и мотивы
- Цели, задачи, предмет деятельности
- Действия и операции как составляющие деятельности
- Умения, навыки и привычки
- Рекомендуемая литература
- Личность
- Понимание личности в психологии
- Соотношение понятий: человек, индивид, субъект, личность, индивидуальность
- Индивид и личность
- Структура личности
- Личность как субъект межличностных отношений
- Становление личности
- Личность как система регуляции деятельности
- Индивидуальность человека
- Рекомендуемая литература
- Индивидуально-психологические особенности личности
- Определение и основные критерии темперамента
- Основные формы проявления темперамента и их показатели
- Типы темперамента и их связь со свойствами нервной системы
- Определение характера; свойства и черты характера
- Типология характеров
- Акцентуация характера. Типология характера к. Леонгарда
- Понятие способностей, условия развития и уровни
- Классификация способностей
- Рекомендуемая литература
- Социализация, социальные установки, я-концепция
- Социализация: понятие, содержание, механизмы
- Стадии и институты социализации
- Социальная установка: понятие, структура, функции
- Взаимосвязь аттитюдов и поведения
- Факторы, определяющие влияние аттитюдов на поведение
- Феномены, определяющие влияние поведения на аттитюды
- Я-концепция как результат социального развития личности
- Структурные компоненты я-концепции
- Функции я-концепции
- Рекомендуемая литература
- Межличностные отношения и общение
- Особенности межличностных отношений
- Понятие и виды общения
- Структура общения
- Особенности коммуникативной стороны общения
- Интерактивная сторона общения
- Перцептивная сторона общения
- Рекомендуемая литература
- Психология групп: понятия, характеристики, классификация
- Понятие малой группы
- Классификация малых групп.
- Основные характеристики малой группы
- Общая характеристика динамических процессов в малой группе
- Содержание и структура большой социальной группы
- Основные виды устойчивых социальных групп и их характеристика
- Виды стихийных социальных групп и их характеристика
- Рекомендуемая литература
- Психология трудовой деятельности
- Психологические признаки труда
- Характеристика психологии труда как науки
- Психологическое профессиоведение, классификация профессий
- Трудовой пост
- Субъект труда: формирование и развитие
- Противоречия в развитии и функционировании профессионала
- Профессиональное самоопределение
- Профессиональный психологический отбор
- Психологические основы профессиональной подготовки и адаптации к труду
- Функциональные состояния
- Рекомендуемая литература
- Системы «человек-техника»
- Характеристика инженерной психологии
- Методологические принципы инженерной психологии
- Особенности и классификация систем «человек–машина»
- Показатели качества счм
- Эргономичность счм
- Оператор в системе «человек–машина»
- Инженерно-психологические особенности проектирования счм
- Инженерно-психологическая оценка счм
- Рекомендуемая литература
- Предметная область педагогики
- Педагогическая наука и педагогическая практика
- Развитие образовательной практики
- Этапы развития научно-педагогического знания
- Основные понятия педагогики
- Отрасли педагогики
- Педагогика в системе наук
- Рекомендуемая литература
- Современное образование
- Функции образования
- Цель образования
- Система образования в России
- Характеристики системы образования
- Общая характеристика педагогических систем
- Гуманизация образования
- Дифференциация и индивидуализация образования
- Информатизация образования
- Рекомендуемая литература
- Воспитание и обучение
- Сущность воспитания
- Направления воспитания
- Закономерности, принципы и методы воспитания
- Понятие, функции и виды обучения
- Содержание обучения
- Формы обучения
- Принципы и методы обучения
- Самообразование
- Рекомендуемая литература
- Список литературы, использованной при подготовке лекций
- Содержание