Закономерности, принципы и методы воспитания
Систему закономерностей можно представить в виде уровневой структуры, в которой базовый уровень содержит общие психолого-педагогические закономерности, связанные с развитием, воспитанием личности. Ко второму уровню этой структуры относятся основанные на закономерностях базового уровня педагогические принципы воспитания, к третьему – педагогические методы и правила воспитания, в которых воспитательные принципы находят конкретную реализацию.
Принципы воспитания – это основные идеи, лежащие в основе организации воспитательного процесса и указывающие его направление. К ним относят принципы:
личностно-ориентированного подхода к воспитанию;
общественной направленности воспитания (соответствия характера и содержания воспитания социальным потребностям, интересам страны и народа, общечеловеческим ценностям, этнокультурным традициям);
учета индивидуальных особенностей, личностных характеристик и возможностей детей;
деятельностного подхода к воспитанию;
стимулирования активности личности;
коллективного воспитания;
опоры на положительное в человеке;
целостного подхода в воспитании (единство воспитательных воздействий семьи, школы, других организаций и объединений).
В своей деятельности педагог руководствуется не только принципами, но и правилами– более конкретными предписаниями, основывающимися на опыте и результатах педагогических исследований. Педагогические правила, в отличие от принципов, обычно ориентированы на определенный круг ситуаций и лиц и не являются всеобщими.
Метод воспитания–это способ осуществления воспитательной деятельности. Выбор методов воспитания определяется целью и конкретной задачей воспитания, его принципами, возрастными и другими особенностями детей, содержанием их деятельности, используемыми средствами воспитания (слово, природа, искусство, различные виды деятельности), личными и профессиональными качествами педагога.
В педагогической практике наиболее распространены следующие методы воспитания:
пример– организация образцов деятельности, поступков, образа жизни;
ситуации свободного выбора– создание таких условий и ситуаций, которые требуют личностного решения воспитанника;
педагогическое требование– метод, суть которого заключается в побуждении ребенка к конкретному действию (или отказу от действия;
поручение– создание системы «общественных зависимостей», позволяющей ребенку приобрести социальный опыт;
рассказ, беседа, обсуждение– группа методов, объединенных объяснительным подходом к воспитанию. Этот подход предполагает, что цели, идеалы, моральные нормы, принципы, правила поведения предъявляются ребенку в готовом виде;
соревнование– один из методов стимулирования деятельности детей, в основе которого лежит желание человека сравнивать себя с другими;
поощрение – метод педагогической поддержки, закрепления образцов поведения, развития стремления действовать именно так, способствующий самоутверждению ребенка, переживанию радости, гордости, удовлетворения собой, сделанной работой, товарищами;
наказание– метод, опирающийся на стремление педагога указать ребенку на его ошибку, помочь осознать ее, направить к действиям, которые помогли бы исправить ошибку, а в некоторых случаях даже убедить, что без ошибок в жизни невозможно научиться ничему.
Ни один из методов воспитания не существует обособленно – все они «вплетены» в индивидуальную и коллективную деятельности детей, их совместную деятельность с педагогом и другими взрослыми.
- Министерство образования российской федерации
- Предисловие
- Общая характеристика психологии
- Объект и предмет психологии
- Научная и житейская психология
- Психология как научная и практическая деятельность
- Представление о психике в традиционной науке
- Основные понятия психологии
- Отрасли психологии
- Взаимосвязь психологии с другими науками
- Рекомендуемая литература
- История развития психологии
- Этапы становления психологии как науки
- Направления психологии: предмет и методы исследования
- Основные характеристики бихевиоризма
- Основные характеристики психоанализа
- Основные характеристики гештальтпсихологии
- Основные характеристики гуманистической психологии
- Когнитивный подход и его особенности
- Отечественная психология (деятельностный подход)
- Тенденции развития современной психологии [4]
- Рекомендуемая литература
- Методы психологических исследований
- Особенности научного изучения психики
- Классификация методов психологических исследований
- Наблюдение
- Тестирование
- Анализ продуктов деятельности
- Эксперимент
- Рекомендуемая литература
- Сознание и бессознательное
- Представления о сознании в традиционной науке
- Состояния сознания
- Структура сознания
- Виды неосознаваемых процессов
- Рекомендуемая литература
- Познавательные процессы
- Понятие и виды познавательных процессов
- Ощущения
- Восприятие
- Внимание
- Виды памяти
- Закономерности процессов памяти
- Общие представления о мышлении
- Формы мышления и мыслительные операции
- Виды и индивидуальные особенности мышления
- Воображение
- Рекомендуемая литература
- Понятие и функции эмоций
- Виды эмоциональных переживаний
- Элементарные эмоции, чувства и настроения
- Аффекты
- Управление эмоциями
- Рекомендуемая литература
- Понятие и структура человеческой деятельности
- Понятие и виды деятельности
- Содержание и структура деятельности
- Потребности и мотивы
- Цели, задачи, предмет деятельности
- Действия и операции как составляющие деятельности
- Умения, навыки и привычки
- Рекомендуемая литература
- Личность
- Понимание личности в психологии
- Соотношение понятий: человек, индивид, субъект, личность, индивидуальность
- Индивид и личность
- Структура личности
- Личность как субъект межличностных отношений
- Становление личности
- Личность как система регуляции деятельности
- Индивидуальность человека
- Рекомендуемая литература
- Индивидуально-психологические особенности личности
- Определение и основные критерии темперамента
- Основные формы проявления темперамента и их показатели
- Типы темперамента и их связь со свойствами нервной системы
- Определение характера; свойства и черты характера
- Типология характеров
- Акцентуация характера. Типология характера к. Леонгарда
- Понятие способностей, условия развития и уровни
- Классификация способностей
- Рекомендуемая литература
- Социализация, социальные установки, я-концепция
- Социализация: понятие, содержание, механизмы
- Стадии и институты социализации
- Социальная установка: понятие, структура, функции
- Взаимосвязь аттитюдов и поведения
- Факторы, определяющие влияние аттитюдов на поведение
- Феномены, определяющие влияние поведения на аттитюды
- Я-концепция как результат социального развития личности
- Структурные компоненты я-концепции
- Функции я-концепции
- Рекомендуемая литература
- Межличностные отношения и общение
- Особенности межличностных отношений
- Понятие и виды общения
- Структура общения
- Особенности коммуникативной стороны общения
- Интерактивная сторона общения
- Перцептивная сторона общения
- Рекомендуемая литература
- Психология групп: понятия, характеристики, классификация
- Понятие малой группы
- Классификация малых групп.
- Основные характеристики малой группы
- Общая характеристика динамических процессов в малой группе
- Содержание и структура большой социальной группы
- Основные виды устойчивых социальных групп и их характеристика
- Виды стихийных социальных групп и их характеристика
- Рекомендуемая литература
- Психология трудовой деятельности
- Психологические признаки труда
- Характеристика психологии труда как науки
- Психологическое профессиоведение, классификация профессий
- Трудовой пост
- Субъект труда: формирование и развитие
- Противоречия в развитии и функционировании профессионала
- Профессиональное самоопределение
- Профессиональный психологический отбор
- Психологические основы профессиональной подготовки и адаптации к труду
- Функциональные состояния
- Рекомендуемая литература
- Системы «человек-техника»
- Характеристика инженерной психологии
- Методологические принципы инженерной психологии
- Особенности и классификация систем «человек–машина»
- Показатели качества счм
- Эргономичность счм
- Оператор в системе «человек–машина»
- Инженерно-психологические особенности проектирования счм
- Инженерно-психологическая оценка счм
- Рекомендуемая литература
- Предметная область педагогики
- Педагогическая наука и педагогическая практика
- Развитие образовательной практики
- Этапы развития научно-педагогического знания
- Основные понятия педагогики
- Отрасли педагогики
- Педагогика в системе наук
- Рекомендуемая литература
- Современное образование
- Функции образования
- Цель образования
- Система образования в России
- Характеристики системы образования
- Общая характеристика педагогических систем
- Гуманизация образования
- Дифференциация и индивидуализация образования
- Информатизация образования
- Рекомендуемая литература
- Воспитание и обучение
- Сущность воспитания
- Направления воспитания
- Закономерности, принципы и методы воспитания
- Понятие, функции и виды обучения
- Содержание обучения
- Формы обучения
- Принципы и методы обучения
- Самообразование
- Рекомендуемая литература
- Список литературы, использованной при подготовке лекций
- Содержание