logo
ПиП для заочников / ПиП_консп лекц

Гуманизация образования

Гуманизация образованияпредполагает преобразование всех его компонентов (цели, содержания, форм, методов, стиля взаимодействия между его субъектами) на основе взглядов, признающих ценность любого человека, его право на свободу, развитие и проявление своих способностей.

Авторитарное образованиеутверждает идею подчинения воспитанника воле педагога, а как реальный процесс – осуществляет такую систему воздействий на ребенка и взаимоотношений с ним, при которой он полностью подчиняется воле и авторитету воспитателя [65]. Ребенок при этом понимается как объект воздействия, а общение с ним носит формальный, ролевой характер (я – учитель, ты – ученик), игнорируются не только индивидуальные особенности, интересы, но и актуальное состояние ученика. Педагог ориентируется, в первую очередь, на поддержание строгой дисциплины, послушание, беспрекословное подчинение учеников установленным требованиям и правилам. Взаимодействие учителя с учениками подчинено задаче передачи-усвоения знаний, умений и навыков.

Идея гуманизации нашла свое воплощение в теориях личностно ориентированного и развивающего образования,которые можно представить в виде следующих базовых положений [25, 28, 65, 117, 131 и др.].

1. Центром образования является ученик, а организация образования подчинена цели его личностного развития.

2. Усвоение знаний, умений и навыков из цели образования превращается в средство развития способностей (замена «знаниевой» парадигмы «развивающей», адаптивной и репродуктивной модели образования деятельностной и преобразующей).

3. На смену субъект-объектной логике воздействия на ученика приходит логика содействия, сотрудничества. Учитель и ученик не противостоят друг другу, а выступают друг для друга как партнеры совместного развития. Учащийся становится субъектом своего собственного развития, проявляет активность в «самостроительстве», рассматривается как самоценная личность.

4. Функция педагога как транслятора общественного опыта меняется на функцию организатора процесса развития учащегося и самого себя.

Неотъемлемой частью и средствами гуманизации образования являются гуманитаризация и фундаментализация его содержания. Гуманитаризациянаправлена на формирование наиболее приоритетных компонентов гуманитарной культуры личности, на развитие гуманности и духовности человека. Выделяют два направления гуманитаризации[68]:

  1. наращивание в содержании образования знаний о человеке, человечестве и человечности путем введения гуманитарных предметов, увеличения часов на их изучение, выделения гуманитарного аспекта в содержании всех учебных предметов;

  2. улучшение качества преподавания гуманитарных предметов.

Фундаментализация содержания образованиянаправлена на формирование целостного мировоззрения личности, способной самостоятельно осваивать новые знания и умения. Это требует интеграции гуманитарного и естественнонаучного знания путем введения интегративных учебных предметов (например, «Окружающий мир», «Философия естествознания»), установления преемственности дисциплин и междисциплинарных связей. Кроме того, необходимо смещение акцента с обучения знаниям на обучение способам добывания новых знаний и освоения умений.