Содержание
ПРЕДИСЛОВИЕ 5
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПСИХОЛОГИИ 9
План лекции 9
Объект и предмет психологии 9
Научная и житейская психология 10
Психология как научная и практическая деятельность 11
Представление о психике в традиционной науке 11
Основные понятия психологии 13
Отрасли психологии 13
Взаимосвязь психологии с другими науками 16
Рекомендуемая литература 18
ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИИ 19
План лекции 19
Этапы становления психологии как науки 19
Направления психологии: предмет и методы исследования 22
Основные характеристики бихевиоризма 23
Основные характеристики психоанализа 24
Основные характеристики гештальтпсихологии 25
Основные характеристики гуманистической психологии 26
Когнитивный подход и его особенности 28
Отечественная психология (деятельностный подход) 28
Тенденции развития современной психологии [4] 29
Рекомендуемая литература 29
МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ 31
План лекции 31
Особенности научного изучения психики 31
Классификация методов психологических исследований 32
Наблюдение 34
Опрос 36
Тестирование 36
Анализ продуктов деятельности 38
Эксперимент 39
Рекомендуемая литература 41
СОЗНАНИЕ И БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ 42
План лекции 42
Представления о сознании в традиционной науке 42
Состояния сознания 43
Структура сознания 44
Виды неосознаваемых процессов 45
Рекомендуемая литература 46
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ 47
План лекции 47
Понятие и виды познавательных процессов 47
Ощущения 48
Восприятие 50
Внимание 52
Виды памяти 53
Закономерности процессов памяти 54
Общие представления о мышлении 55
Формы мышления и мыслительные операции 55
Виды и индивидуальные особенности мышления 56
Воображение 57
Рекомендуемая литература 58
ЭМОЦИИ 59
План лекции 59
Понятие и функции эмоций 59
Виды эмоциональных переживаний 60
Элементарные эмоции, чувства и настроения 60
Аффекты 61
Управление эмоциями 62
Рекомендуемая литература 63
ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 64
План лекции 64
Понятие и виды деятельности 64
Содержание и структура деятельности 66
Потребности и мотивы 66
Цели, задачи, предмет деятельности 68
Действия и операции как составляющие деятельности 68
Умения, навыки и привычки 70
Рекомендуемая литература 71
ЛИЧНОСТЬ 73
План лекции 73
Понимание личности в психологии 73
Соотношение понятий: человек, индивид, субъект, личность, индивидуальность 75
Индивид и личность 76
Структура личности 76
Личность как субъект межличностных отношений 77
Становление личности 78
Личность как система регуляции деятельности 79
Индивидуальность человека 80
Рекомендуемая литература 81
ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ 82
План лекции 82
Определение и основные критерии темперамента 82
Основные формы проявления темперамента и их показатели 83
Типы темперамента и их связь со свойствами нервной системы 84
Определение характера; свойства и черты характера 85
Типология характеров 87
Акцентуация характера. Типология характера К. Леонгарда 87
Понятие способностей, условия развития и уровни 89
Классификация способностей 90
Рекомендуемая литература 92
СОЦИАЛИЗАЦИЯ, СОЦИАЛЬНЫЕ УСТАНОВКИ, Я-КОНЦЕПЦИЯ 93
План лекции 93
Социализация: понятие, содержание, механизмы 93
Стадии и институты социализации 94
Социальная установка: понятие, структура, функции 95
Взаимосвязь аттитюдов и поведения 97
Факторы, определяющие влияние аттитюдов на поведение 97
Феномены, определяющие влияние поведения на аттитюды 98
Я-концепция как результат социального развития личности 100
Структурные компоненты Я-концепции 100
Функции Я-концепции 102
Рекомендуемая литература 102
МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ И ОБЩЕНИЕ 103
План лекции 103
Особенности межличностных отношений 103
Понятие и виды общения 104
Структура общения 106
Особенности коммуникативной стороны общения 107
Интерактивная сторона общения 108
Перцептивная сторона общения 109
Рекомендуемая литература 110
ПСИХОЛОГИЯ ГРУПП: ПОНЯТИЯ, ХАРАКТЕРИСТИКИ, КЛАССИФИКАЦИЯ 111
План лекции 111
Понятие малой группы 112
Классификация малых групп. 112
Основные характеристики малой группы 114
Общая характеристика динамических процессов в малой группе 116
Содержание и структура большой социальной группы 118
Структура психологии больших социальных групп 120
Основные виды устойчивых социальных групп и их характеристика 120
Виды стихийных социальных групп и их характеристика 121
Рекомендуемая литература 122
ПСИХОЛОГИЯ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 124
План лекции 124
Психологические признаки труда 124
Характеристика психологии труда как науки 125
Психологическое профессиоведение, классификация профессий 126
Трудовой пост 128
Субъект труда: формирование и развитие 131
Противоречия в развитии и функционировании профессионала 133
Профессиональное самоопределение 134
Профессиональный психологический отбор 136
Психологические основы профессиональной подготовки и адаптации к труду 136
Функциональные состояния 138
Рекомендуемая литература 143
СИСТЕМЫ «ЧЕЛОВЕК-ТЕХНИКА» 144
План лекции 144
Характеристика инженерной психологии 144
Методологические принципы инженерной психологии 145
Особенности и классификация систем «человек–машина» 147
Показатели качества СЧМ 147
Эргономичность СЧМ 149
Оператор в системе «человек–машина» 3
Инженерно-психологические особенности проектирования СЧМ 4
Инженерно-психологическая оценка СЧМ 5
Рекомендуемая литература 7
ПРЕДМЕТНАЯ ОБЛАСТЬ ПЕДАГОГИКИ 8
План лекции 8
Педагогическая наука и педагогическая практика 8
Развитие образовательной практики 10
Этапы развития научно-педагогического знания 12
Основные понятия педагогики 13
Отрасли педагогики 17
Педагогика в системе наук 18
Рекомендуемая литература 19
СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 20
План лекции 20
Функции образования 20
Цель образования 21
Система образования в России 21
Характеристики системы образования 24
Общая характеристика педагогических систем 25
Гуманизация образования 27
Дифференциация и индивидуализация образования 28
Информатизация образования 29
Рекомендуемая литература 31
ВОСПИТАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ 32
План лекции 32
Сущность воспитания 32
Направления воспитания 33
Закономерности, принципы и методы воспитания 36
Понятие, функции и виды обучения 38
Содержание обучения 40
Формы обучения 42
Принципы и методы обучения 42
Самообразование 44
Рекомендуемая литература 45
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ, ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ЛЕКЦИЙ 46
СОДЕРЖАНИЕ 55
1В инженерной психологии обычно вместо термина «человек-оператор» используется термин «оператор», под которым понимается «человеческое звено» системы «человек–машина».
- Министерство образования российской федерации
- Предисловие
- Общая характеристика психологии
- Объект и предмет психологии
- Научная и житейская психология
- Психология как научная и практическая деятельность
- Представление о психике в традиционной науке
- Основные понятия психологии
- Отрасли психологии
- Взаимосвязь психологии с другими науками
- Рекомендуемая литература
- История развития психологии
- Этапы становления психологии как науки
- Направления психологии: предмет и методы исследования
- Основные характеристики бихевиоризма
- Основные характеристики психоанализа
- Основные характеристики гештальтпсихологии
- Основные характеристики гуманистической психологии
- Когнитивный подход и его особенности
- Отечественная психология (деятельностный подход)
- Тенденции развития современной психологии [4]
- Рекомендуемая литература
- Методы психологических исследований
- Особенности научного изучения психики
- Классификация методов психологических исследований
- Наблюдение
- Тестирование
- Анализ продуктов деятельности
- Эксперимент
- Рекомендуемая литература
- Сознание и бессознательное
- Представления о сознании в традиционной науке
- Состояния сознания
- Структура сознания
- Виды неосознаваемых процессов
- Рекомендуемая литература
- Познавательные процессы
- Понятие и виды познавательных процессов
- Ощущения
- Восприятие
- Внимание
- Виды памяти
- Закономерности процессов памяти
- Общие представления о мышлении
- Формы мышления и мыслительные операции
- Виды и индивидуальные особенности мышления
- Воображение
- Рекомендуемая литература
- Понятие и функции эмоций
- Виды эмоциональных переживаний
- Элементарные эмоции, чувства и настроения
- Аффекты
- Управление эмоциями
- Рекомендуемая литература
- Понятие и структура человеческой деятельности
- Понятие и виды деятельности
- Содержание и структура деятельности
- Потребности и мотивы
- Цели, задачи, предмет деятельности
- Действия и операции как составляющие деятельности
- Умения, навыки и привычки
- Рекомендуемая литература
- Личность
- Понимание личности в психологии
- Соотношение понятий: человек, индивид, субъект, личность, индивидуальность
- Индивид и личность
- Структура личности
- Личность как субъект межличностных отношений
- Становление личности
- Личность как система регуляции деятельности
- Индивидуальность человека
- Рекомендуемая литература
- Индивидуально-психологические особенности личности
- Определение и основные критерии темперамента
- Основные формы проявления темперамента и их показатели
- Типы темперамента и их связь со свойствами нервной системы
- Определение характера; свойства и черты характера
- Типология характеров
- Акцентуация характера. Типология характера к. Леонгарда
- Понятие способностей, условия развития и уровни
- Классификация способностей
- Рекомендуемая литература
- Социализация, социальные установки, я-концепция
- Социализация: понятие, содержание, механизмы
- Стадии и институты социализации
- Социальная установка: понятие, структура, функции
- Взаимосвязь аттитюдов и поведения
- Факторы, определяющие влияние аттитюдов на поведение
- Феномены, определяющие влияние поведения на аттитюды
- Я-концепция как результат социального развития личности
- Структурные компоненты я-концепции
- Функции я-концепции
- Рекомендуемая литература
- Межличностные отношения и общение
- Особенности межличностных отношений
- Понятие и виды общения
- Структура общения
- Особенности коммуникативной стороны общения
- Интерактивная сторона общения
- Перцептивная сторона общения
- Рекомендуемая литература
- Психология групп: понятия, характеристики, классификация
- Понятие малой группы
- Классификация малых групп.
- Основные характеристики малой группы
- Общая характеристика динамических процессов в малой группе
- Содержание и структура большой социальной группы
- Основные виды устойчивых социальных групп и их характеристика
- Виды стихийных социальных групп и их характеристика
- Рекомендуемая литература
- Психология трудовой деятельности
- Психологические признаки труда
- Характеристика психологии труда как науки
- Психологическое профессиоведение, классификация профессий
- Трудовой пост
- Субъект труда: формирование и развитие
- Противоречия в развитии и функционировании профессионала
- Профессиональное самоопределение
- Профессиональный психологический отбор
- Психологические основы профессиональной подготовки и адаптации к труду
- Функциональные состояния
- Рекомендуемая литература
- Системы «человек-техника»
- Характеристика инженерной психологии
- Методологические принципы инженерной психологии
- Особенности и классификация систем «человек–машина»
- Показатели качества счм
- Эргономичность счм
- Оператор в системе «человек–машина»
- Инженерно-психологические особенности проектирования счм
- Инженерно-психологическая оценка счм
- Рекомендуемая литература
- Предметная область педагогики
- Педагогическая наука и педагогическая практика
- Развитие образовательной практики
- Этапы развития научно-педагогического знания
- Основные понятия педагогики
- Отрасли педагогики
- Педагогика в системе наук
- Рекомендуемая литература
- Современное образование
- Функции образования
- Цель образования
- Система образования в России
- Характеристики системы образования
- Общая характеристика педагогических систем
- Гуманизация образования
- Дифференциация и индивидуализация образования
- Информатизация образования
- Рекомендуемая литература
- Воспитание и обучение
- Сущность воспитания
- Направления воспитания
- Закономерности, принципы и методы воспитания
- Понятие, функции и виды обучения
- Содержание обучения
- Формы обучения
- Принципы и методы обучения
- Самообразование
- Рекомендуемая литература
- Список литературы, использованной при подготовке лекций
- Содержание