Когнитивное развитие младшего школьника.
Главной особенностью развития когнитивной сферы детей младшего школьного возраста является переход психических познавательных процессов ребенка на более высокий уровень. Это прежде всего выражается в более произвольном характере протекания большинства психических процессов (восприятие, внимание, память, представления), а также в формировании у ребенка абстрактно-логических форм мышления и обучении его письменной речи. Вначале преобладает наглядно-действенное мышление (1,2 класс), затем формируется абстрактно-логическое мышление (3,4 класс). Основным видом памяти у ребенка становится произвольная память, изменяется структура мнемических процессов. Возраст 7—11 лет по своему психологическому содержанию является переломным в интеллектуальном развитии ребенка. Развивается логическое мышление. Умственные операции ребенка приобретают большую развитость — он уже в состоянии сам формировать различные понятия, в том числе и абстрактные. Развитие речи. Изучение речи для ребенка становится целенаправленной деятельностью. Ребенок знакомится с новым для него видом речи — письменной речью. Для того чтобы научиться писать и читать, кроме высокого уровня развития мышления, у ребенка должно быть хорошо развито и восприятие. Развитие восприятия. Ребенок воспринимает абстрактные образы, какими являются письменные знаки (буквы), объединяет их в более сложное абстрактное образование, каким является слово, и придает этому слову конкретное смысловое значение. Развитие представлений. Переход от непроизвольного возникновения у ребенка представлений к умению произвольно вызывать нужные представления. Например, ребенок уже в состоянии по собственному желанию представить и достаточно полно и ярко описать, как выглядит его любимая игрушка. Развитие внимания. Внимание ребенка становится произвольным. Довольно долго, особенно в начальных классах, сильным и конкурирующим с произвольным остается непроизвольное внимание. Происходит развитие и определенных свойств внимания ребенка, таких, как объем и устойчивость, переключаемость и концентрация, а также произвольное внимание. Особую роль в развитии произвольного внимания у ребенка играет школа и учебный процесс. Развитие памяти. Процесс усвоения новых знаний ребенком предопределяет развитие у него произвольной памяти. Школьник вынужден запоминать и воспроизводить не тогда, когда захочет, и не то, что ему интересно, а то, что дает и требует от него школьная программа. Механическая память развивается очень быстро, словесно-логическая медленнее. Главной особенностью развития когнитивной сферы детей младшего школьного возраста является переход психических познавательных процессов ребенка на более высокий уровень. Это прежде всего выражается в более произвольном характере протекания большинства психических процессов (восприятие, внимание, память, представления), а также в формировании у ребенка абстрактно-логических форм мышления и обучении его письменной речи.
- Социальная ситуация развития и ведущая деятельность в дошкольном возрасте.
- Игра, как ведущая деятельность дошкольника:развитие, структура, значение.
- Развитие изобразительной деятельности и конструирования в дошкольном возрасте.
- Развитие общения дошкольника со взрослыми и сверстниками.
- Развитие сенсорно-перцептивных процессов в дошкольном возрасте.
- Развитие внимания, памяти, воображения и мышления в дошкольном возрасте.
- Развитие речи в дошкольном возрасте.
- Развитие личности в дошкольном возрасте.
- Кризис 6/7лет.
- Психологическая готовность ребенка к обучению в школе.
- Социальная ситуация развития и ведущая деятельность в младшем школьном возрасте.
- Учебная деятельность, как ведущая в младшем школьном возрасте.
- Адаптация первоклассников к школе.
- Психологическая характеристика трудностей обучения в начальной школе.
- Когнитивное развитие младшего школьника.
- Развитие личности в младшем школьном возрасте.
- Характеристика ноовоборазований младшего школьного возраста.
- Развитие общения младшего школьника со взрослыми сверстниками.
- Социальная ситуация развития и ведущая деятельность в подростковом возрасте.
- Анатомо-физиологические особенности подростково-юношесвкого возраста и их влияние на развитие личности
- Когнитивное развитие в подростково-юношеском возрасте.
- Развитие личности в подростковом возрасте.
- Психосексуальное развитие в подростково-юношеском возрасте.
- Кризисы подростково-юношеского возраста.
- Соцальная ситуация развития и ведущая деятельность в юношеском возрасте.
- Развитие личности в юношеском возрасте.
- Развитие общения со сверстниками и взрослыми в подростково-юношеском возрасте.
- Проблема построения периоизации развития взрослого человека.
- Анатомо-физиологическое развитие в период ранней взрослости.
- Когнитивное развитие в период ранней взрослости.
- Развитие личности в период ранней взрослости. Кризисы развития в ранней взрослости.
- Профессиональная адаптация в ранней взрослости.
- Особенности семейных отношений в период ранней взрослости.
- Анатомо-физиологическое развитие в период средней взрослости.
- Когнитивное развитие в период средней взрослости.
- Развитие личности в период средней взрослости. Кризис среднего возраста.
- Профессиональная адаптация в средней взрослости.
- Особенности семейных отношений в период средней взрослости.
- Периодизация развития в период поздней взрослости.
- Причины старения.
- Анатомо-физиологическое развитие в период поздней взрослости.
- Когнитивное развитие в пoздней взрослости.
- Старческое слабоумие: типология, причины и характеристика.
- Развитие личности в период поздней взрослости.
- Особенности семейных отношений в период поздней взрослости.
- Психологические аспекты умирания и смерти.