logo
Психология развития 2

Когнитивное развитие в подростково-юношеском возрасте.

Оперирование абстрактными понятиями. Выдвижение и проверка гипотез, построение прогнозов. Анализ и оценка своих умственных действий. Способность применять вторую систему символов – символы для символов, что делает мышление более гибким. Способность размышлять о возможностях, которые не даны непосредственно, отрешиться от конкретной реальности. Следствие – подростки начинают больше мечтать. Совершенствование и развитие когнитивных способностей приводят подростков к самоанализу и самокритике, в результате развивается новая форма эгоцентризма, которая имеет два проявления:

- феномен воображаемой аудитории (предположение, что люди постоянно наблюдают и оценивают тебя), результат – поведение «как на сцене», - персональный миф (убежденность в собственной исключительности, уникальности личных переживаний, неуязвимости), результат – рискованное поведение.

Дальнейшая интеллектуализация познавательных процессов. Сближение теоретического мышления с воображением дает импульс к творчеству. Воображение становится на службу бурной эмоциональной жизни и служит для фантазий – как защитного плана, так и с представлениями о будущей жизни. Мотивация учения:

- с одной стороны, происходит ее снижение,

- с другой, 12-13 лет – сензитивный период для формирования новых, зрелых форм учебной мотивации, связанных с осознанием стремления к самосовершенствованию. Любознательность младших подростков (внеучебная). Интересы формируются под влиянием сверстников. Хобби-реакция.