logo
Психология развития 2

Развитие общения со сверстниками и взрослыми в подростково-юношеском возрасте.

Юношеский возраст характеризуется большим стремлением к дружеским отношениям и любви. Дружба юношей и девушек отличается более глубоким и устойчивым характером, чем у подростков. Значимым становится стремление к эмоциональной теплоте, искренности. Возникает желание поделиться с другом чем-то личным. Достаточно характерным является то, что юноши пытаются идеализировать дружбу и своих друзей. В то же время они достаточно требовательны по отношению к ним. У юношей может возникнуть ощущение в недостаточной близости с друзьями. Для юношеского возраста, так же как и для других, характерно желание завязывать дружеские отношения с людьми своего пола. Но взаимоотношения девушек и юношей несколько меняются. Их общение становится более активным. В этот период возникает желание испытать новые глубокие чувства. В ранней юности делятся с другом своими переживаниями, ощущениями, планами и т. д. Позже его заменяет любимая или любимый. В это время юноша или девушка могут раскрыться полностью как личность, испытывая духовную и сексуальную близость. Для этого возраста потребность в любви – это желание быть понятым, ощутить эмоциональную привязанность и тепло, духовную близость. То, как юноши выстраивают свои отношения, учатся проявлять нежность и заботу, скажется на их дальнейшей жизни. Особенностью юношеского возраста является стремление к достижению поставленных целей в будущем. Это положительно влияет на становление личности. Уровень самооценки и уверенность в собственных силах определяют то, насколько велики будут жизненные планы. Самооценка учеников 10-го класса достаточно стабильна, отличается высоким уровнем и сравнительной устойчивостью. В это время они не так сильно обеспокоены выбором будущей профессии, оптимистично настроены, верят в собственные способности и возможности. Ситуация резко меняется в выпускном классе. В это время можно выделить следующие группы:

1) дети, чья самооценка возросла. Они не могут реально оценить ситуацию, их желания и стремления смешиваются с реальностью;

2) дети, чья самооценка несколько понижается. Однако юноши вполне адекватно воспринимают реальность, соотнося свои возможности и способности с уровнем своих притязаний;

3) дети, чья самооценка резко падает, так как они осознают, что их запросы и стремления слишком велики и не соответствуют их способностям и возможностям. Несмотря на это, в юношеский период происходит стабилизация личности. Юноши в большей степени готовы принять себя, формируется самоуважение.