Старческое слабоумие: типология, причины и характеристика.
Старческое слабоумие (сенильная деменция) – это психическое заболевание пожилого возраста (3-5 % населения старше 60 лет, у 20% старше 80 лет, чаще у женщин), вызванное атрофией центральной нервной системы, проявляющееся постепенным распадом психической деятельности, по типу прогрессирующей амнезии, с утратой индивидуальных особенностей личности и исходом в тотальное слабоумие. Средняя продолжительность болезни около 5 лет, но также возможно медленное развитие в течение 10-20 лет. В качестве причин возникновения СС ведущую роль отдают наследственной предрасположенности. Болезнь обычно начинает развиваться медленно с постепенного изменения и заострения личностных особенностей, черт характера (бережливость трансформируется в скупость). Снижается общий темп деятельности, нарушаются процессы внимания, памяти (сначала стирается недавно приобретенный опыт, а затем, постепенно, и более далекие воспоминания, в последнюю очередь – профессиональные навыки), мышления, что, в целом, не нарушает общую картину нормативных возрастных изменений. Однако постепенно к ним добавляются неврологические симптомы (снижение силы мышц и дрожание рук, семенящая походка, сужение зрачков, ослабление реакции на свет и пр.) и, в ряде случаев, психотические нарушения с бредовыми идеями, галлюцинациями, зрительными обманами восприятия, психо-моторной расторможенностью. В зависимости от скорости прогрессирования атрофических процессов, сопутствующих соматических заболеваний, конституциональных факторов выделяют несколько форм СС – простую, пресбиофрению, психотическую. Простая форма развивается в начале очень постепенно с типичных изменений старческого возраста. Обострение, как правило, бывает спровоцировано каким-либо соматическим заболеванием, на фоне которого замедляется темп психической деятельности с ее качественным и количественным ухудшением. Имеет место ярко выраженная «обращенность в прошлое» с обесцениванием настоящего, сужается круг интересов, появляется гипертрофированное внимание к своему здоровью, снижается стыдливость и аффективный резонанс на события, близких людей. Происходит поляризация настроения: у кого-то оно фиксируется на благодушии, у кого-то на раздражительности. В начальные периоды болезни постоянно противоречие между отчетливым слабоумием и хорошим физическим состоянием. Постепенно развивается амнестическая афазия (забывают названия бытовых предметов), перестают узнавать близких и пр. На финальном этапе развивается общее истощение (кахексия), при котором больные практически все время лежат, перестают реагировать на внешние раздражители. Пресбиофрения возникает как осложнение при атеросклерозе сосудов головного мозга. Такие больные внешне активны, словоохотливы, доброжелательны, однако имеют место нарушения памяти в виде ложных воспоминаний и узнаваний, в вымыслах преобладает влияние событий прошлого. Со временем амнезия все более прогрессирует. Психотическая форма характеризуется наличием в картине заболевания психозов с бредом, галлюцинациями, парафренией, поляризацией аффекта, часто встречаются паранойяльные синдромы с бредом малого ущерба и бредом отравления в отношении, в основном, ближайшего круга лиц. В начале заболевания личность больных изменяется по психопатоподобному типу, патология памяти развивается достаточно медленно. Слабоумие при данной форме развивается значительно медленнее, чем при предыдущих формах. Больные с СС нуждаются, в первую очередь, в правильном уходе, надзоре и симптоматическом лечении под наблюдением врача. Желательно, сохранить им, насколько возможно, привычный ритм жизни, стимулировать двигательную активность, занятие посильными домашними делами.
- Социальная ситуация развития и ведущая деятельность в дошкольном возрасте.
- Игра, как ведущая деятельность дошкольника:развитие, структура, значение.
- Развитие изобразительной деятельности и конструирования в дошкольном возрасте.
- Развитие общения дошкольника со взрослыми и сверстниками.
- Развитие сенсорно-перцептивных процессов в дошкольном возрасте.
- Развитие внимания, памяти, воображения и мышления в дошкольном возрасте.
- Развитие речи в дошкольном возрасте.
- Развитие личности в дошкольном возрасте.
- Кризис 6/7лет.
- Психологическая готовность ребенка к обучению в школе.
- Социальная ситуация развития и ведущая деятельность в младшем школьном возрасте.
- Учебная деятельность, как ведущая в младшем школьном возрасте.
- Адаптация первоклассников к школе.
- Психологическая характеристика трудностей обучения в начальной школе.
- Когнитивное развитие младшего школьника.
- Развитие личности в младшем школьном возрасте.
- Характеристика ноовоборазований младшего школьного возраста.
- Развитие общения младшего школьника со взрослыми сверстниками.
- Социальная ситуация развития и ведущая деятельность в подростковом возрасте.
- Анатомо-физиологические особенности подростково-юношесвкого возраста и их влияние на развитие личности
- Когнитивное развитие в подростково-юношеском возрасте.
- Развитие личности в подростковом возрасте.
- Психосексуальное развитие в подростково-юношеском возрасте.
- Кризисы подростково-юношеского возраста.
- Соцальная ситуация развития и ведущая деятельность в юношеском возрасте.
- Развитие личности в юношеском возрасте.
- Развитие общения со сверстниками и взрослыми в подростково-юношеском возрасте.
- Проблема построения периоизации развития взрослого человека.
- Анатомо-физиологическое развитие в период ранней взрослости.
- Когнитивное развитие в период ранней взрослости.
- Развитие личности в период ранней взрослости. Кризисы развития в ранней взрослости.
- Профессиональная адаптация в ранней взрослости.
- Особенности семейных отношений в период ранней взрослости.
- Анатомо-физиологическое развитие в период средней взрослости.
- Когнитивное развитие в период средней взрослости.
- Развитие личности в период средней взрослости. Кризис среднего возраста.
- Профессиональная адаптация в средней взрослости.
- Особенности семейных отношений в период средней взрослости.
- Периодизация развития в период поздней взрослости.
- Причины старения.
- Анатомо-физиологическое развитие в период поздней взрослости.
- Когнитивное развитие в пoздней взрослости.
- Старческое слабоумие: типология, причины и характеристика.
- Развитие личности в период поздней взрослости.
- Особенности семейных отношений в период поздней взрослости.
- Психологические аспекты умирания и смерти.