Развитие сенсорно-перцептивных процессов в дошкольном возрасте.
Ощущение и восприятие - начальный момент познания, его называют также сенсорно-перцептивной сферы личности С помощью органов чувств человек получает информацию об окружающем. Ощущение - это элементарный психический процесс, заключающийся в отражении отдельных свойств предметов и явлений окружающего, а также состояний внутренних органов при непосредственном воздействии раздражителей на органы чувств те. Восприятие - это отражение предметов, явлений, процессов и совокупности их свойств в их целостности при непосредственном воздействии этих предметов и явлений на соответствующие органы чувств В отличие от восприятия, в ощущение позволяет отображать лишь отдельные свойства предметов и объявления. На протяжении дошкольного детства сенсорно-перцептивный развитие ребенка проходит важные этапы, во многом определяют познавательную деятельность человека вообще Особенности сенсорно-перцептивного развития в раннем возрасте: - различение признаков предметов проявляется как узнавание, в котором интегрированы процессы памяти и восприятия; - лучше ребенок различает форму и величину предметов, которые являются условием ее предметных действий; - развитие ориентировочных действий происходит при переходе от практического примерки к зрительному соотношение предметов по их признакам и к сравнению с использованием мнимых мерок-образов; - усвоению слов для обозначения признаков (прилагательных) способствуют упражнения на выбор предмета по названному взрослым признаку; - создается основа для дальнейшего усвоения сенсорных эталонов. Сенсорно-перцептивные процессы интенсивно развиваются у ребенка в возрасте от 3 до 7 лет, приобретая качественно новые свойства Восприятие приобретает целенаправленного, организованного, произвольного характера, тоб бы то у ребенка формируется перцептивная деятельность Главным ее элементом выступают исследовательские действия, зарождаются еще в раннем возрасте, а у дошкольника приобретают последовательного и опосредованного характ эру, осуществляются с помощью специальных средств - сенсорных эталонов Основное место в сенсорному развитию ребенка начиная с 3 лет занимает овладение сенсорными эталонами цвета, формы, величины Сенсорные эталоны - это психические образы, содержащие представления о чувственно сп приемов свойства объектов . Этапы усвоения сенсорных эталонов (по Л Венгером): 1. До 1 года возникают \"сенсомоторные передэталоны\" представляющие неосознаваемые способы выделения пространственных свойств предметов с помощью движений тела, руки, сначала с реальным предметом, а затем с воображаемым; 2. В течение 2-3 р возникают \"предметные передэталоны\" которыми выступают конкретные предметы-мерки, используемые в ходе практического соотнесение предметов по определенным признакам (прежде всего, по форме и величине) Представление об отдельных знакомые предметы становлюсь ют своеобразными меркам при определении свойств других предметов. 3 После 3 лет в ходе продуктивных видов деятельности (игры, рисования, конструирование, лепка) появляются собственно сенсорные эталоны Упомянутые виды деятельности ребенка опираются, в отличие от предметной деятельности, на систему образов, предусматривают замысел, а потому способствуют развитию эталонов как психических образов определенных свойств предметов. Ведущим видом исследовательские действия дошкольника на основе зрительного анализатора является акт разглядывание который приобретает самостоятельное значение, ибо не связан с предметными действиями У старшего дошкольника появляется систематическое разглядывание, движения точки зрения отмечаются последовательностью, всесторонность Продолжительность разглядывание простой по содержанию картинки растет: в 3-4 года составляет 6 мин 8 сек, в 5 лет - 7 мин 6 сек, а в 6 лет - 10 мин 3 сек (Н Г Агеносова). Дошкольник в ходе разглядывание решает различные задачи: поиск предметов, выделение, определение их признаков, частей - общих и отличительных с другими, знакомство с новым предметом Ребенок по-разному изучает предмет - согласно задачам. В этом проявляется рост целеустремленности и управляемости таких действий Так, при ознакомлении с новыми предметами возникает длительная, сложная ориентировочно-исследовательская деятельность Дети берут предмет в руки, внимательно рассматривают его, ощупывают, пробуют на вкус, сгибают, растягивают, стучат ним, подносят к уху. На ощупь исследовательские действия выступают вспомогательными Их значение возрастает, если зрение не обеспечивает выявления свойств предмета (в темноте, для обследования сторон, недоступном для зрения и т.д.)
- Социальная ситуация развития и ведущая деятельность в дошкольном возрасте.
- Игра, как ведущая деятельность дошкольника:развитие, структура, значение.
- Развитие изобразительной деятельности и конструирования в дошкольном возрасте.
- Развитие общения дошкольника со взрослыми и сверстниками.
- Развитие сенсорно-перцептивных процессов в дошкольном возрасте.
- Развитие внимания, памяти, воображения и мышления в дошкольном возрасте.
- Развитие речи в дошкольном возрасте.
- Развитие личности в дошкольном возрасте.
- Кризис 6/7лет.
- Психологическая готовность ребенка к обучению в школе.
- Социальная ситуация развития и ведущая деятельность в младшем школьном возрасте.
- Учебная деятельность, как ведущая в младшем школьном возрасте.
- Адаптация первоклассников к школе.
- Психологическая характеристика трудностей обучения в начальной школе.
- Когнитивное развитие младшего школьника.
- Развитие личности в младшем школьном возрасте.
- Характеристика ноовоборазований младшего школьного возраста.
- Развитие общения младшего школьника со взрослыми сверстниками.
- Социальная ситуация развития и ведущая деятельность в подростковом возрасте.
- Анатомо-физиологические особенности подростково-юношесвкого возраста и их влияние на развитие личности
- Когнитивное развитие в подростково-юношеском возрасте.
- Развитие личности в подростковом возрасте.
- Психосексуальное развитие в подростково-юношеском возрасте.
- Кризисы подростково-юношеского возраста.
- Соцальная ситуация развития и ведущая деятельность в юношеском возрасте.
- Развитие личности в юношеском возрасте.
- Развитие общения со сверстниками и взрослыми в подростково-юношеском возрасте.
- Проблема построения периоизации развития взрослого человека.
- Анатомо-физиологическое развитие в период ранней взрослости.
- Когнитивное развитие в период ранней взрослости.
- Развитие личности в период ранней взрослости. Кризисы развития в ранней взрослости.
- Профессиональная адаптация в ранней взрослости.
- Особенности семейных отношений в период ранней взрослости.
- Анатомо-физиологическое развитие в период средней взрослости.
- Когнитивное развитие в период средней взрослости.
- Развитие личности в период средней взрослости. Кризис среднего возраста.
- Профессиональная адаптация в средней взрослости.
- Особенности семейных отношений в период средней взрослости.
- Периодизация развития в период поздней взрослости.
- Причины старения.
- Анатомо-физиологическое развитие в период поздней взрослости.
- Когнитивное развитие в пoздней взрослости.
- Старческое слабоумие: типология, причины и характеристика.
- Развитие личности в период поздней взрослости.
- Особенности семейных отношений в период поздней взрослости.
- Психологические аспекты умирания и смерти.