Развитие общения дошкольника со взрослыми и сверстниками.
Общение выступает основным условием полноцен-ного психического развития человека. Для ребенка общение со взрослым выступает определяющим фактором психического развития: 1) Взрослый задает ребенку образцы для подражания; 2) Передает информацию; 3) Развивает речь и все познаватель-ные процессы; 4) Формирует личностные качества, самооценка, эмоции; 5) Способствует усвоению различных видов деятельности; 6) Формирует отношение к другим людям. Дефицит в общении со взрослым приводит к возникновению госпитализма (в детских домах).
2 ранний возраст - потребность в совместной предметной деятельности со взрослым - ситуативно-деловая форма общения взрослого (действия с предметами, игрушка); - 3 младший и средний дошкольный возраст - потребность в информации - внеситуативная познавательная форма общения (связана с развитием речи - вопросы, рассказ, чтение литературы); • 4 средний и старший дошкольный возраст - потребность во взаимопонимании и сопереживании со взрослым, в установлении доверительных отношений с ним, в самопознании - внеситуативно-личностная форма ощущения (беседы о личном, обо всем). Особое значение имеет общение в семье : любовь, удовлетворение потребности в признании со стороны взрослых; родители как эталоны; подражание; нарушения общения при стилях семейных отношений, неполной семье. Общение с воспитателем в группе влияет на самооценку ребенка и оценку его со стороны сверстников Общение дошкольника с другими детьми способствует закреплению или не закреплению норм и правил поведения, развитию чувств, самооценки, познавательной сферы. Потребность а общении со сверстниками возникает к 1,5 -2 годам, когда ребенок начинает воспринимать сверстника как субъекта, а не как объекта. Дошкольник может общаться со старшими по возрасту детьми (подражает, подчиняется); с младшими (отвечает за младшего, командует, организует); со сверстниками (соперничает на равных). Круг общения дошкольника должен быть разновозрастным. Общение и отношения в детской группе изучаются методом социометрии и антометрии. Популярными в группе дошкольников бывают дети внешне привлекательные, умеющие играть, обладающие коммуникативными способностями и высоко оцениваемые педагогом; изолированными -наоборот, непривлекательные, замкнутые В старшем дошкольном возрасте отношения детей становятся не такими ситуативными, появляется дружба.
-
Содержание
- Социальная ситуация развития и ведущая деятельность в дошкольном возрасте.
- Игра, как ведущая деятельность дошкольника:развитие, структура, значение.
- Развитие изобразительной деятельности и конструирования в дошкольном возрасте.
- Развитие общения дошкольника со взрослыми и сверстниками.
- Развитие сенсорно-перцептивных процессов в дошкольном возрасте.
- Развитие внимания, памяти, воображения и мышления в дошкольном возрасте.
- Развитие речи в дошкольном возрасте.
- Развитие личности в дошкольном возрасте.
- Кризис 6/7лет.
- Психологическая готовность ребенка к обучению в школе.
- Социальная ситуация развития и ведущая деятельность в младшем школьном возрасте.
- Учебная деятельность, как ведущая в младшем школьном возрасте.
- Адаптация первоклассников к школе.
- Психологическая характеристика трудностей обучения в начальной школе.
- Когнитивное развитие младшего школьника.
- Развитие личности в младшем школьном возрасте.
- Характеристика ноовоборазований младшего школьного возраста.
- Развитие общения младшего школьника со взрослыми сверстниками.
- Социальная ситуация развития и ведущая деятельность в подростковом возрасте.
- Анатомо-физиологические особенности подростково-юношесвкого возраста и их влияние на развитие личности
- Когнитивное развитие в подростково-юношеском возрасте.
- Развитие личности в подростковом возрасте.
- Психосексуальное развитие в подростково-юношеском возрасте.
- Кризисы подростково-юношеского возраста.
- Соцальная ситуация развития и ведущая деятельность в юношеском возрасте.
- Развитие личности в юношеском возрасте.
- Развитие общения со сверстниками и взрослыми в подростково-юношеском возрасте.
- Проблема построения периоизации развития взрослого человека.
- Анатомо-физиологическое развитие в период ранней взрослости.
- Когнитивное развитие в период ранней взрослости.
- Развитие личности в период ранней взрослости. Кризисы развития в ранней взрослости.
- Профессиональная адаптация в ранней взрослости.
- Особенности семейных отношений в период ранней взрослости.
- Анатомо-физиологическое развитие в период средней взрослости.
- Когнитивное развитие в период средней взрослости.
- Развитие личности в период средней взрослости. Кризис среднего возраста.
- Профессиональная адаптация в средней взрослости.
- Особенности семейных отношений в период средней взрослости.
- Периодизация развития в период поздней взрослости.
- Причины старения.
- Анатомо-физиологическое развитие в период поздней взрослости.
- Когнитивное развитие в пoздней взрослости.
- Старческое слабоумие: типология, причины и характеристика.
- Развитие личности в период поздней взрослости.
- Особенности семейных отношений в период поздней взрослости.
- Психологические аспекты умирания и смерти.