logo search
ПиП для заочников / ПиП_консп лекц

Закономерности, принципы и методы воспитания

Систему закономерностей можно представить в виде уровневой структуры, в которой базовый уровень содержит общие психолого-педагогические закономерности, связанные с развитием, воспитанием личности. Ко второму уровню этой структуры относятся основанные на закономерностях базового уровня педагогические принципы воспитания, к третьему – педагогические методы и правила воспитания, в которых воспитательные принципы находят конкретную реализацию.

Принципы воспитания – это основные идеи, лежащие в основе организации воспитательного процесса и указывающие его направление. К ним относят принципы:

В своей деятельности педагог руководствуется не только принципами, но и правилами– более конкретными предписаниями, основывающимися на опыте и результатах педагогических исследований. Педагогические правила, в отличие от принципов, обычно ориентированы на определенный круг ситуаций и лиц и не являются всеобщими.

Метод воспитанияэто способ осуществления воспитательной деятельности. Выбор методов воспитания определяется целью и конкретной задачей воспитания, его принципами, возрастными и другими особенностями детей, содержанием их деятельности, используемыми средствами воспитания (слово, природа, искусство, различные виды деятельности), личными и профессиональными качествами педагога.

В педагогической практике наиболее распространены следующие методы воспитания:

Ни один из методов воспитания не существует обособленно – все они «вплетены» в индивидуальную и коллективную деятельности детей, их совместную деятельность с педагогом и другими взрослыми.