logo search
Psikhologia_lichnosti_lektsii

Мотивы и мотивация

Понятие «мотивация» гораздо шире, чем понятие «мотив». Понятие «мотивация» в современной психологии используется в двух значениях:

  1. Система факторов, детерминирующих поведение.

  2. Процесс, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне.

Любая форма поведения человека может быть объяснена действием внутренних или внешних причин. К внутренним причинам мы относим потребности, мотивы, цели, намерения, стремления, желания. Центральная составляющая внутренних причин – мотив. Внешние причины – особенности ситуации, в которой находятся человек.

Выделяют 2 типа мотивации: диспозиционная и ситуационная. Диспозиционная и ситуационная мотивация тесно связаны, это проявляется в том, что особенности ситуации могут способствовать актуализации определенных диспозиций. С другой стороны, активизация определенных диспозиций может приводить к изменению восприятия ситуации: человек оценивает ситуацию по-разному в зависимости от актуальных потребностей. Это проявляется в избирательности внимания.

Мотивация – это результат взаимодействия диспозиций личности с особенностями ситуации.

Мотивация как процесс:

– это процесс выбора и принятия решения на основе взвешивания различных поведенческих альтернатив;

- это процесс выбора между различными объектами и способами удовлетворения исходного мотива.

Мотивация – это сложный процесс активизации, реализации и управления целенаправленным поведением по достижению специфических для исходного мотива целей.

Мотивация – это функция мотивов личности и ситуации.

Ситуация определяет возможности удовлетворения мотивов:

  1. Объекты, с помощью которых может быть удовлетворен мотив (значимые и привлекательные).

  2. Способы реализации исходного мотива (легкие для реализации цели, повышающие вероятность удовлетворения исходного мотива - ожидания).

Ожидания – это ожидание того, что данное поведение приведет к достижению поставленной цели. Это субъективная оценка вероятности достижения цели.

Привлекательность – это значимость для человека какой-то цели (валентность по К. Левину, нужность или ценность по Толмену).

При необходимости выбора между несколькими альтернативами действия предпочитается та альтернатива, при которой оказывается максимальным произведение величины ценности достигнутого результата на вероятность его достижения. При этом отношения между вероятностью и ценностью носят обратно пропорциональных характер: чем выше вероятность достижения цели, тем ниже ее ценность и наоборот.