Феноменологическая теория личности к. Роджерса (теория я)
Ведущим и единственным мотивом поведения является тенденция актуализации, а все остальные мотивы являются лишь воплощением этой тенденции.
Актуализировать – это сохранить и развить себя, т.е. реализовать заложенные в нас от природы качества, способности, свой внутренний потенциал. Тенденция актуализации – это свойственная организму тенденция развивать все свои способности, чтобы сохранить и развить личность. Т.о. поведение человека мотивирована потребность развиваться и совершенствоваться. Человеком управляет процесс роста.
Конечная цель, на которую направлена тенденция актуализации, - достижение автономии и самодостаточности, т.е. самоактуализации. Потребность в самоактуализации (по Маслоу) является главным проявлением тенденции самоактуализации. Чтобы реализовать эту потребность (т.е. реализовать свой внутренний потенциал), человеку нужно себя хорошо знать. Центральным понятием теории личности Роджерса становится понятие Я (самость, Я-концепция) – это обобщенное и последовательное представление человека о самом себе.
Понятие личность сводится к самосознанию или Я-концепции.
Личность (или Я) – это дифференцированная часть феноменального поля (весь опыт человека), которая состоит из осознанного восприятия и оценок Я, т.е. осознание человеком самого себя и своего опыта.
Представление о себе включает в себя представления о том, какими мы можем стать, поэтому Я-концепция делится на 2 вида: Я-идеальное и Я-реальное. Для гармоничного развития личности важно согласование между Я-реальным и Я-идеальным. Резкий разрыв между ними может порождать невроз или усиливать потребность в самосовершенствовании.
Основное внимание Роджерс уделяет вопросу формирования Я-концепции и ее роли в жизни каждого из нас. Я-концепция – продукт социализации, формируется под влиянием опыта человека. Для формирования позитивной самооценки важным является одобрения для ребенка со стороны взрослого.
Нормальное гармоничное развитие личности возможно только в случае соответствия (конгруэнтных отношений) между опытом и Я-концепцией. В случае противоречия опыта и Я-концепции возникает конфликт и, как следствие, угроза разрушения Я-концепции или самооценки. Эта угроза может быть как осознаваемой, так и неосознаваемой. Осознаваемая угроза, когда мы понимаем, что наше поведение не соответствует нашему представления о самих себе, вызывает чувство вины, внутренний эмоциональный дискомфорт и напряжение, угрызения совести. Если человек не осознает несоответствия между опытом и Я-концепцией, то его наполняет тревога.
Тревога с позиции Роджерса – это эмоциональная реакция человека на угрозу, которая сигнализирует личности. Что сформированная Я-концепция испытывает опасность разрушения (дезорганизации). В отличие от чувства вины тревога возникает тогда, когда человек чувствует угрозу, но не осознает это. Частое возникновение тревоги, связанное с рассогласованием опыта и Я-концепции, приводит к неврозу.
Чтобы избавиться от тревоги, человек вырабатывает механизмы психологической защиты. Защиты – поведенческая реакция на угрозу. Главная цель – сохранить и поддержать сложившуюся Я-концепцию.
Выделяют 2 типа защиты:
Искажение восприятия (рационализация): несоответствующее переживание допускается в сознание, но в такой форме, которая делает его совместимым с Я-концепцией. Происходит такая интерпретация события, которая делает возможным согласование с Я-концепцией.
Отрицание – это игнорирование негативного опыта.
Цель защиты – устранить конфликт между опытом и Я-концепцией. Если механизмы защиты оказываются слабыми и неэффективными, то начинается невроз.
Главным условием гармоничного развития личности и достижения психического здоровья является гибкость Я-концепции.
Критерии психического здоровья (полноценно функционирующей личности):
Открытость опыту или переживаниям. Это проявляется в том, что человек тонко и глубоко осознает весь свой опыт. Отсутствие механизмов психологической защиты.
Экзистенциальный образ жизни – стремление жить полно и насыщенно, вести такой образ жизни, когда Я-концепция вытекает из опыта, а не опыт преобразуется в угоду Я-концепции.
Гибкость Я-концепции.
Организмическое доверие – самостоятельность личности, стремление человека во всем полагаться на самого себя, доверие к самому себе, автономность.
Эмпирическая свобода – свобода выбора, которая сочетается с предельной ответственностью.
Креативность или творческость в комбинации с нонконформизмом и адаптивностью.
- Личность и ее психологическая структура План
- Литература
- Социальная сущность личности и ее психологические корреляты
- Основные дефиниции личности
- Современные теории личности План:
- Литература
- Структура теорий личности
- Психоаналитическая теория личности з. Фрейда
- 3 Основных механизма психологической защиты:
- Теория личности в гуманистической психологии – теория самоактуализирующейся личности а. Маслоу
- Феноменологическая теория личности к. Роджерса (теория я)
- Ролевая теория личности
- Направленность личности
- Понятие направленности в отечественной психологии
- Потребности и мотивы личности
- Природа мотива агрессии (теории агрессивного поведения)
- Природа мотива власти
- Мотивы и мотивация
- Ценностные ориентации личности
- Классификация или виды я-концепции