Ценностные ориентации личности
План
Направленность и ценностные ориентации.
Понятие «ценностные ориентации» в психологии личности (определения и функции).
Виды ценностных ориентаций (основные классификации).
Индивидуальная иерархия ценностей и определяющие ее факторы.
Ценностные ориентации и типы личности.
Направленность и ценностные ориентации
Понятие «ценности» имеет междисциплинарный характер и трактуется по-разному. В социолого-философских дисциплинах ценностные ориентации соотносятся с понятием «нормы» и «ценности», в психологической литературе это понятие соотносится с понятием «мотивы» и «потребности». Т.о. ценностные ориентации в психологии рассматривается как один из важнейших компонентов мотивационной структуры личности.
Ценность – это положительная или отрицательная значимость для человека тех или иных объектов (философский словарь). Ценность - это объект направленных на него интересов.
Ценностные ориентации – это понятие, выражающее позитивную или негативную значимость для индивида предметов или явлений социальной действительности (психологический словарь).
В психологии личности ценностные ориентации рассматриваются как компонент направленности. Ценностные ориентации – это ведущая и системообразующая характеристика направленности, ее ядро.
Ценности – это наиболее стабильный компонент направленности.
Ценностные ориентации – направленность личности на те или иные ценности (Ананьев). Иначе ценностные ориентации – неповторимая и уникальная, присущая каждому человеку система ценностей.
Понятие «ценностные ориентации» в психологии личности (определения и функции)
Слово «ценность» от греч. «тэлос» - конечная цель.
Ценности – это идеи, идеалы, цели, к которым стремится человек и общество.
Ценности – это абстрактные идеалы, т.е. представления человека об идеальных способах поведения и идеальных конечных целях (Знанецкий).
Ценности – это устойчивые убеждения человека в том, что определенный вид поведения или смысл существования является личностно и социально более предпочтительным по отношению к другим (Рокич).
Ценности – это осознанные и принятые человеком смыслы его жизни (Братус).
Ценностные ориентации – это важнейший элемент внутренней структуры личности, определяющий ее отношение к действительности и проявляющейся в целях, идеалах, убеждениях, интересах.
Понятие «ценностная ориентация» определяется через 2 исходные категории: отношения и установка.
Ценностные ориентации – это установка личности на те или иные ценности материальной или духовной культуры общества (Ядов).
Формирование ценностных ориентаций
Ценностные ориентации – это продукт воспитания и целенаправленного формирования, идеологического влияния общества на личности. Это продукт социализации.
Ценностные ориентации или личные ценности – это усвоенные человеком общественные и групповые ценности. Развитие ценностных ориентаций – это признак зрелой личности.
Личностные кризисы всегда сопровождаются ломкой системы ценностей.
Функции ценностных ориентаций:
Мотивирующая функция – ценности задают цели, к реализации которых мы стремимся
Регуляция деятельности и поведения личности. Ценностные ориентации влияют на выбор, процесс принятия решений.
3. Виды ценностных ориентаций (основные классификации)
1. По степени распространенности данной ценности среди людей выделяют:
А. Универсальные ценности (общие для всех): здоровье, любовь, безопасность.
Б. Внутригрупповые ценности (характерны для членов определенных социальных групп): политические, религиозные и научные, философские.
В. Индивидуальные ценности (личностные).
2. По содержанию выделяют:
Классификация Тугаринова
А. Материальные ценности – одежда, жилище (сфера вещей, обеспечивающих комфортную жизнь человека).
Б. Социально-политические ценности – свобода, равенство, справедливость.
В. Духовные ценности – образование, наука, искусство (эстетические, познавательные и этические ценности).
Классификация Оллпорта
А. Теоретические ценности.
Б. Социальные ценности.
В. Политические ценности.
Г. Экономические ценности.
Д. Эстетические ценности.
Е. Религиозные ценности.
3. Классификация личных ценностей (Рокич):
А. Терминальные ценности (ценности цели) – наиболее важные, перспективные цели – это убеждения индивида в преимуществе определенных жизненных целей.
Б. Инструментальные ценности (ценности средства) – это убеждения личности в том, что какой-то образ действий или свойства личности является предпочтительным в любой ситуации. Они часто носят компенсаторный характер, т.е. человек ценит то, что ему не достает.
Граница между терминальными и инструментальными ценностями носит условный характер. Превращение инструментальных ценностей в терминальные Маслоу назвал онтификацией.
Разновидности терминальных ценностей:
активная деятельная жизнь;
жизненная мудрость;
физическое и психическое здоровье;
интересная работа;
красота природы и искусства;
любовь (физическая и духовная близость с любимым человеком);
наличие хороших и верных друзей;
материально обеспеченная жизнь;
общественное признание (престиж, власть, высокий социальный статус);
познание (образование, расширение кругозора, интеллектуальное развитие);
развитие (работа над собой, самосовершенствование);
развлечения;
свобода (самостоятельность, независимость);
счастливая семейная жизнь;
счастье других;
творчество.
Инструментальные ценности:
аккуратность;
воспитанность;
уровень притязаний;
жизнерадостность или чувство юмора;
исполнительность;
независимость;
непримиримость к недостаткам других людей и собственным;
образованность;
ответственность;
самоконтроль;
смелость (нонконформизм);
твердая воля;
толерантность (терпимость);
честность;
эффективность в делах (трудолюбие);
чуткость.
4. Индивидуальная иерархия ценностей и определяющие ее факторы
Личностные ценности организованы в иерархические структуры по степени приоритетности.
Факторы, определяющие иерархию личностных ценностей:
Возраст.
Пол: женщины больше ориентированы на семью и на общение, мужчины – на достижения, общественное признание, самореализацию и самоутверждение.
Социальный статус.
Профессия. Терминальные качества психолога: здоровье (психическое и физическое), познание. Инструментальные ценности: толерантность, самоконтроль.
Характерологические особенности (любые устойчивые индивидуально-психологические качества).
5. Ценностные ориентации и типы личности
Впервые обратился к анализу этого вопроса в своих работах Э. Штрангер. В 1914 г. вышла в свет его работа «Формы жизни», в которой он выдел 6 идеальных типов личности в соответствии с различиями в содержании ценностных ориентаций.
Подобную классификацию затем разработал Оллпорт. Эта классификация соответствует основным типам ценностей.
Теоретический тип личности – личность, ориентированная на познание. Главная ценность – истина, установление закономерных связей и отношений, законов развития человека и общества. Психологические особенности: рациональность, критичность, эмпирический подход к жизни, интеллектуальность. Сфера жизни – фундаментальная наука или философия. Голла включает в характеристику типа интроверсию.
Экономический тип – практичная личность. Ценность – все то, что является полезным для жизни. Смысл любой деятельности в ее полезности. Полезным является все, что позволяет наилучшим образом устроить жизнь. Сфера жизни – бизнес.
Эстетический тип. Ценность красоты: природы, произведений искусства, межличностных отношений и души самого человека.
Социальный тип. Ценность – служение другим людям. Сфера жизни – социальная работа. Ценность межличностных отношений. Смысл жизни в преданности другим людям. Высшее проявление социальной направленности – любовь. Альтруистическая направленность.
Политический тип. Высшая ценность – власть над другими людьми, слава, почет.
Религиозный тип. Религиозные ценности.
Самосознание и самооценка личности
Проблема самопознания и самосознания интересовала ученых еще античного периода, выражение «познай самого себя» стало ключевым и ориентирующим для многих философов раннего периода. Это выражение принадлежит Фалесу. Это положение стало центральным тезисом философии Сократа, прошло красной нитью через работы всех философов, которые занимались рассмотрением психологических проблем.
Самосознание – это особая форма сознания человека. Самосознание отличается от обычного сознания своей направленностью, это сознание, направленное на самого себя, на внутренний мир. Нельзя проводить четкую границу между самосознанием и сознанием. Самосознание – это процесс осознания личностью самой себя во всем разнообразии ее индивидуальных особенностей.
Самосознание состоит из 2 элементов:
- сознательного;
- эмоционального.
В процессе самосознания объект и субъект сознания выступают в одном лице, сливаются.
Самосознание появляется несколько позже, чем сознание, в процессе онтогенеза; это более поздний продукт онтогенетического развития личности. Продуктом самосознания становится самооценка личности и ее общее представление о самой себе – «Я-концепция» личности.
Я-концепция – это обобщенный результат самопознания.
Я-концепция – это теория самого себя.
Я-концепция – это совокупность всех представлений индивида о себе,
сопряженная с их оценкой.
В современной психологии Я-концепция трактуется как разновидность социальной установки. Структура Я-концепции (соответствует структуре установке):
Когнитивный компонент (образ Я) – это описательная характеристика личности. Образ Я включает в себя:
социальную идентичность (указание личности на те группы и категории, к которым она принадлежит). Это позволяет личности ответить на вопрос «кто я?»;
психологические особенности личности, ее психологические качества (каким я являюсь?);
физические характеристики человека: тип телосложения, внешность.
Образ Я – это представления человека о своих индивидуальных качествах и свойствах.
Эмоциональный (аффективный или оценочный) компонент – самооценка личности – это аффективная оценка человеком как своих отдельных качеств и свойств, так и личности в целом. Самооценка отражает отношение личности к самой себе и к отельным своим качествам и свойствам. Оценка может быть позитивной, негативной и нейтральной. На основе самооценки формируется уровень самоуважения личности и чувство собственного достоинства.
Конативный (поведенческий, побудительный) компонент – это готовность личности действовать в соответствии со своим образом Я. Важно конгруэнтное отношение между опытом и Я-концепцией.
Между основными компонентами Я-концепции могут быть конфликтные отношения, порождающие внутриличностные конфликты.
Специфика Я-концепции как разновидности социальной установки:
В Я-концепции объект и субъект установки совпадают, чего нет в других вариантах социальной установки.
Я-концепция сопряжена с особыми специфическими эмоциями: чувство гордости или чувство стыда.
Высокий уровень значимости этой установки для каждой личности.
Представления о структуре Я-концепции придерживаются не все авторы, поэтому часто в психологической литературе можно найти смешение исходных понятий (образ Я, самооценка). Некоторые авторы отождествляют понятие «Я-концепция» с самооценкой. Вторая точка зрения: самооценка – элемент Я-концепции. Третья точка зрения: самооценка – независимое от Я-концепции свойство личности (Я-концепция при этом отождествляется с образом Я).
- Личность и ее психологическая структура План
- Литература
- Социальная сущность личности и ее психологические корреляты
- Основные дефиниции личности
- Современные теории личности План:
- Литература
- Структура теорий личности
- Психоаналитическая теория личности з. Фрейда
- 3 Основных механизма психологической защиты:
- Теория личности в гуманистической психологии – теория самоактуализирующейся личности а. Маслоу
- Феноменологическая теория личности к. Роджерса (теория я)
- Ролевая теория личности
- Направленность личности
- Понятие направленности в отечественной психологии
- Потребности и мотивы личности
- Природа мотива агрессии (теории агрессивного поведения)
- Природа мотива власти
- Мотивы и мотивация
- Ценностные ориентации личности
- Классификация или виды я-концепции