Литература
Асмолов А.Г. Психология личности. 1990.
Л. Хьел, Д. Зиглер. Теории личности. 1999.
Петровский В.А. Личность в психологии. 1996.
Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. 1968.
Платонов К.К. Проблема способностей. 1972.
Историческая справка
Психология рождалась из недр философии, поэтому проблемой личности первоначально занимались философы.
1 этап – античная философия. Античные философы обращали внимание на социальную природу личности. Для них личность вне общения (вне социума, вне общества) так же нереальна, как биологический орган, оторванный от целого организма.
2 этап – философия нового времени (начиная с работ Декарта). На первое место активно выдвигается проблема самосознания и отношения человека к самому себе. Поэтому на этом этапе развития философии понятие «личность» отождествлялось с понятием «Я», т.е. с самосознанием. И. Кант говорил, что человек становится личностью благодаря самосознанию. Именно самосознание отличает человека от животных и позволяет подчинить свое поведение нравственному закону.
3 этап – марксистская философия. Философы-марксисты вновь вернулись к идее социальной природы личности. «Личность – это сущность человека, но эта сущность не есть абстракт, а совокупность всех общественных отношений».
В середине XIX века психология становится самостоятельной наукой. Личность рассматривается в возрастной, дифференциальной психологии, является предметом изучения в общей, социальной психологии. Постепенно выделяется особая область – психология личности или персонология.
В общей психологии личность рассматривается как некое ядро или интегрирующее начало, связывающее воедино различные психические процессы индивида и сообщающее его поведению необходимую последовательность и устойчивость. В социальной психологии реализуется интериндивидуальный подход к изучению личности, при котором структура личности выводится из структуры взаимодействия человека с другими людьми и социальным целым, к которому он принадлежит. Поэтому личность в социальной психологии – это совокупность выполняемых ею социальных ролей. В возрастной и дифференциальной психологии чаще реализуется интраиндивидуальный подход, т.о. структура личности часто сводится к структуре мотивов и пр.
Понятие личности в отечественной психологии
Наиболее общим понятием является понятие «человек». Человек – категория биосоциальная. Это означает, что человек одновременно является биологическим и социальным существом. Человек как биологическое существо – это представитель определенного вида homo sapiens. Для того, чтобы определить биологическую сущность человека является понятие «индивид». Для того, чтобы определить социальную сущность человека используется «личность» (парная категория - общество). Т.о. понятия «индивид» и «личность» отражают разные сущности человека.
Индивидуальность – это качественно своеобразное сочетание свойств индивида и личности в человеке. Это личность в ее своеобразии.
Личность – это человек в его социальном качестве; это социальное качество человека.
Индивид, личность и индивидуальность – это 3 генетически различные и последовательные ступени в развитии человека. Человек рождается индивидом, становится личностью в процессе онтогенетического развития, и, став личностью, он обретает свою индивидуальность.
- Личность и ее психологическая структура План
- Литература
- Социальная сущность личности и ее психологические корреляты
- Основные дефиниции личности
- Современные теории личности План:
- Литература
- Структура теорий личности
- Психоаналитическая теория личности з. Фрейда
- 3 Основных механизма психологической защиты:
- Теория личности в гуманистической психологии – теория самоактуализирующейся личности а. Маслоу
- Феноменологическая теория личности к. Роджерса (теория я)
- Ролевая теория личности
- Направленность личности
- Понятие направленности в отечественной психологии
- Потребности и мотивы личности
- Природа мотива агрессии (теории агрессивного поведения)
- Природа мотива власти
- Мотивы и мотивация
- Ценностные ориентации личности
- Классификация или виды я-концепции