logo
Psikhologia_lichnosti_lektsii

Понятие направленности в отечественной психологии

Понятие «направленность» было введено в научный обиход и впервые стало использоваться Рубинштейном в 1940 г. Для Рубинштейна направленность – это система потребностей, интересов, тенденций, установок и идеалов личности. При определении потребности нужно ответить на 2 вопроса: чего человек хочет добиться в жизни и к чему он стремится. Направленность – источник мотивации.

После Рубинштейна в течение 20 лет психологи не обращались к понятию направленности. С конца 1960-х гг. направленность снова становится в центр внимания отечественных психологов. Последователи Рубинштейна трактуют понятие по-разному:

Маслоу считал, что переход от одного уровня мотивации к другому зависит от степени удовлетворенности мотивации предыдущего уровня. По мнению отечественных психологов (Ломов) иерархия мотивов определяется не внутренними свойствами индивида, а его положением в системе общественных отношений, и переход от одного уровня мотивов к другому определяется развитием связей человека с другими людьми, а не спонтанным развитием потребностей.

Как в отечественной, так и в зарубежной психологии в разных концепциях личности направленность трактуется по-разному.

Направленность рассматривается как:

В западной психологии понятие направленность практически не используется. В качестве синонима используется понятие мотивационно-потребностной сферы личности. Только немецкий психолог Штерн рассматривает направленность как определенную организацию мотивов.

Основной составляющий элемент направленности – мотивационно-потребностная сфера, но мотивационно-потребностная сфера характеризует направленность лишь частично. Она является фундаментом направленности, но на этом фундаменте основываются жизненные цели личности.

Структурными элементами направленности являются потребности, мотивы и цели.

Основные формы направленности:

  1. Позиция Рубинштейна.

  2. К основным формам направленности личности относятся:

    1. влечения;

    2. установки;

    3. интересы;

    4. идеалы;

    5. убеждения;

    6. мировоззрение;

    7. склонности;

    8. желания.

Формальные характеристики направленности: