Лекция 1 «особые дети » Теоретические основы взаимодействие с агрессивными детьми
Агрессия (от латинского «аgгеssiо» — нападение, приступ) — это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический ущерб людям (отрицательные переживания, состояния напряженности, страха, подавленности и т.д.) (Психологический словарь, 1997).
Реан А.А. предлагает не идентифицировать понятия «агрессия» и «агрессивность». Давая определение данным терминам, он обращает внимание на то, что «агрессия — это намеренные действия, направленные, «на причинение ущерба другому человеку, группе людей или животному» (Реан А. А., 1999, с. 218).
Агрессивность — это свойство личности, «выражающееся в готовности к агрессии» (там же, с. 218)
Таким образом, можно сделать вывод: если агрессия — это действие, то агрессивность—готовность к совершению таких действий.
Р. Бэрон и Д. Ричардсон (1997) выделяют следующие основные детерминанты агрессии: социальные (фрустрации, вербальное и физическое нападение, подстрекательство), внешние (жара, шум, теснота, загрязненный воздух), индивидуальные (личность, установки, гендер). Агрессия, как правило, не возникает неожиданно. Она может появиться в результате различных межличностных взаимодействий, провокаций. Причем и вербальная, и невербальная провокации могут в ответ вызвать физические действия (нападение, насилие и т. д.). Различные особенности среды, в которой находится человек, также повышают или снижают вероятность возникновения агрессивных действий. Например, в помещении, где имеются резкие неприятные запахи, табачный дым и т.д., уровень агрессии будет выше, чем в хорошо проветренной комнате. Кроме этого, большую роль в появлении агрессивных реакций играют индивидуальные особенности человека. Среди «нормальных» личностей более агрессивными являются люди раздражительные, с предвзятой атрибуцией враждебности, с высоким уровнем локус- контроля, люди, строящие свое поведение по типу «А», а также лица со сниженным в повышенным самоконтролем. Для лиц типа «А» характерны следующие индивидуальные особенности: напористость, склонность к соперничеству, желание превзойти других, нетерпение, высокий уровень враждебности. Эти люди в большей степени, чем все остальные, подвержены заболеваниям сердечно-сосудистой системы. Существует несколько различных подходов в изучении и объяснении феномена агрессивности. А. А. Реан выделяет 5 базовых направлений: инстинктивистская теория агрессии (З. Фрейд, К. Лоренц и др.); фрустрационная (Дж. Доллард, Н. Миллер и др.); теория социального научения (А. Бандура); теория переноса возбуждения (д. Зильманн и др.); когнитивные модели агрессивного поведения (Л. Берковец и др.). Так, З. Фрейд связывает становление агрессивного поведения ребенка со стадиями сексуального развития (З. Фрейд, 1989). Представитель теории инстинктов К. Лоренц, как и З. Фрейд, считает, что человеку не дано справиться со своей агрессивностью, он только может направить ее в нужное русло (Лоренц к., 1994). А согласно Дж. Долларду, агрессия представляет собой реакцию на фрустрацию. Эффект катарсиса помогает человеку снизить его агрессивность.
Сторонники теории социального научения, напротив, считают, что чем чаще человек совершает агрессивные действия, тем в большей степени эти действия становятся неотъемлемой частью его поведения. В этом велика роль родителей, которые своим примером, не осознавая того, могут обучить ребенка проявлению агрессии.
По мнению Л. Берковица, поведение все-таки можно контролировать (цит. по Бэрон Р., Ричардсон Д., 1997). Но, как доказал Д. Зильманн, в отдельных ситуациях агрессия бывает импульсивной и плохо поддается контролю рассудка.
- Лекция 1 «особые дети » Теоретические основы взаимодействие с агрессивными детьми
- Виды агрессии
- Обучение агрессивных детей способам выражения гнева в приемлемой форме
- Обучение детей приемам саморегуляции, самообладания.
- Отработка навыков общения
- Формирование позитивных качеств личности (эмпатии, доверие к людям, доброты и т.Д.)
- Работа с родителями агрессивного ребенка
- Шесть рецептов избавления от гнева
- Взаимодействие с гиперактивными детьми
- Развитие дефицитарных функций
- Отработка конкретных навыков взаимодействия со взрослыми и сверстниками
- Работа с родителями гиперактивного ребенка
- Взаиодействие с тревожными детьми
- Т ревога
- Глава 2 программа тренинга Условия проведения тренинга
- Построение программы
- Упражнения, используемые при проведении каждой встречи ПриВетствие
- Упражнение «скорая помощь»
- Психологический практикум
- Упражнение прямой эфир
- Упражнение «собери портфеаь».
- Содержание
- 1.Знакомство
- 2. Мини-лекция «Что такое агрессивность»
- 3. Упражнение «Портрет агрессивного ребенка»
- 4.Мини-лекция «Как помочь агрессивному ребенку»
- 5. Игровое упражнение «Шла Саша по шоссе»
- 6. Игра «Обзывалки»
- Упражнение на развитие эмпатии.
- 9. Упражнение « Мир глазами агрессивного ребенка».
- 10. Упражнение «Рисуют дети»
- 11.Упражнение «Эффективное взаимодействие»
- 12. Упражнение на развитие навыков саморегуляции
- 13.Практический блок «Как работать с родителями агрессивного ребенка»
- 14. Психологический практикум
- 15. Обратная связь
- 2. Мини-лекция «Что такое гиперактивность»
- 3. Упражнение «Портрет гиперактивного ребенка»
- 4. Игра «Давайте поздороваемся»
- 5. Мини- лекция « Как выявить гиперактивного ребенка».
- 6. Упражнение «Как выявить гиперактивного ребенка»
- 7. Игра «Сто мячей»
- 8. Мини-лекция «Как помочь гиперактивному ребенку»
- 9. Упражнение «Инструкция»
- 12. Упражнение «заполни таблицу»
- 14. Мини – лекция « Как работать с родителями гиперактивного ребенка».
- 15. Упражнение «Письмо-карточка».
- 16. Мини-лекция «Игра для родителей с детьми. Пальчиковые игры»
- 17. Психологический практикум
- 18. Обратная связь
- План занятия
- Содержание занятия
- 1. Приветсвие
- 2. Мини-лекция «Что такое тревожность»
- 3. Практическое задание «Портрет тревожного ребенка»
- 4. Мини-лекция «Как выявить тревожного ребенка»
- 5. Игра «Кенгуру»
- Мини-лекция «Как помочь тревожному ребенку»
- 7. Практическое задание «Как играть с тревожными детьми»
- 8. Упражнение на релаксацию
- Упражнение «Царская семья»
- 10. Упражнение «я – Алла Пугачева»
- 11. Мини-лекция «Работа с родителями тревожного ребенка»
- 3. Игра «Рукавички»
- 4. Практическое задание «Портрет аутичного ребенка»
- 6. Мини-лекция «Как выявить аутичного ребенка»
- Игра «Охота на динозавриков»
- Мини-лекция «Как помочь аутичного ребенку»
- 9. Игра «Большой puzzle»
- 10. Практическое задание «Работа с пооперационными картами» (работа в подгруппах)
- 11. Мини-лекция «Работа с родителями аутичных детей»
- 12. Практическое задание
- Лекция 3 игры, в которые играют... Гиперактивные дети
- Агрессивные дети
- Аутичные дети
- Тревожные дети
- Анкета для предварительного знакомства
- Карточка «портрет «особого» ребенка»
- Оформление стенда
- Открытое письмо агрессивных детей
- Давайте познакомимся (анкета для педагогов)
- Критерии выявления агрессивного ребенка
- Анкета «Признаки агрессивности»
- Способы выражения (выплескивания) гнева
- Совместные игры для родителей и детей
- Анкета «признаки импульсивности» Заполните бланк ответов
- Критерии выявления гиперактивного ребенка
- Список вопросов для беседы с родителями гиперактивного ребенка
- Приложение 16 список вопросов для беседы родителей с учителями
- Приложение 17
- Пример заполненной таблицы «игры для гиперактивных детей
- Образец письма-карточки по переписке с родителями гиперактивного ребенка
- Лариса Иванова
- Пальчиковые игры
- Анкета по выявлению тревожного ребенка
- Вопросы к игре «Отвечай, сосед слева»
- Список литературы