Психологический практикум
Как правило, педагоги приходят на занятия с конкретными вопросами и ситуациями, которые они хотели бы разрешить. Самый простой способ помощи педагогам в этом случае — работа в группе в форме «Вопрос-ответ». Однако возможны и другие варианты. Например, в первый день работы участники на специально подготовленном стенде записывают самые актуальные для себя вопросы, ответы на которые они хотели бы получить. В течение всех дней работы каждый участник семинара в свободной форме может подписать под вопросом свое предложение, способ выхода из ситуации. В конце каждого дня тренер анализирует собранный материал, выносит на групповое обсуждение проблемы, которые привлекала внимание наибольшего количества коллег или те, которые участники семинара не смогли разрешить. Не менее сорока минут каждой встречи занятия отводится для проведения такого практикума.
Оформить стенд можно по-разному: может быть обычный лист ватмана (не забудьте положить фломастеры рядом с ним!), обычная школьная доска, на которой можно писать мелом. В нашей практике мы использовали иное оформление стенда. Так, перед началом проведения занятий на стенде тренер прикрепляет четыре вырезанных из плотного картона контура фигуры ребенка. Один из них (в угрожающей позе) может символизировать агрессивного ребенка, другой (изображающий бегущего ребенка) — гиперактивного, третья фигура (с вытянутыми «по швам» руками) тревожного, четвертая (изображенная спиной к нам) - аутичного. Участники наклеивают стикеры с вопросами на контур ребенка той категории, взаимодействие с которой доставляет им больше всего хлопот. Если ситуация уже разрешена группой, «хозяин» запроса может снять свой стикер. Такая форма работы поможет тренеру ориентироваться в ожиданиях всех участников группы. Образец подобного стенда - можете найти в приложении № 4.
В том случае, если педагоги не готовы такой работе и не могут сформулировать свои вопросы, тренер может использовать другую форму проведения психологического практикума. Например, участники делятся на две группы, каждая из которых дает задание другой команде разрешить придуманную ими взятую из жизни трудную ситуацию. Затем каждая команда, посоветовавшись определенное время (5—10 минут), предъявляет ( рассказывает или показывает) свой вариант разрешения ситуации. Подобная процедура может превратиться в групповую мини-дискуссию, будет способствовать включению в активную работу всех участников тренинга.
Если группа затрудняется в подборе ситуаций, тренер может предложить заранее подготовленные примеры (см. приложение № 5).
УПРАЖНЕНИЕ «ПИСЬМО ОТ ИМЕНИ РЕБЕНКА»
Участники тренинга делятся на четыре команды, каждая из которых составляет обращение от имени одной из категорий детей к родителям (воспитателям, учителям, товарищам). По окончании работы в группе зачитываются все четыре письма, и проходит их общее обсуждение.
Образцы писем, составленных психологами — слушателями курсов повышения квалификации при СПб ГУПМ, приведены в приложении № 6.
- Лекция 1 «особые дети » Теоретические основы взаимодействие с агрессивными детьми
- Виды агрессии
- Обучение агрессивных детей способам выражения гнева в приемлемой форме
- Обучение детей приемам саморегуляции, самообладания.
- Отработка навыков общения
- Формирование позитивных качеств личности (эмпатии, доверие к людям, доброты и т.Д.)
- Работа с родителями агрессивного ребенка
- Шесть рецептов избавления от гнева
- Взаимодействие с гиперактивными детьми
- Развитие дефицитарных функций
- Отработка конкретных навыков взаимодействия со взрослыми и сверстниками
- Работа с родителями гиперактивного ребенка
- Взаиодействие с тревожными детьми
- Т ревога
- Глава 2 программа тренинга Условия проведения тренинга
- Построение программы
- Упражнения, используемые при проведении каждой встречи ПриВетствие
- Упражнение «скорая помощь»
- Психологический практикум
- Упражнение прямой эфир
- Упражнение «собери портфеаь».
- Содержание
- 1.Знакомство
- 2. Мини-лекция «Что такое агрессивность»
- 3. Упражнение «Портрет агрессивного ребенка»
- 4.Мини-лекция «Как помочь агрессивному ребенку»
- 5. Игровое упражнение «Шла Саша по шоссе»
- 6. Игра «Обзывалки»
- Упражнение на развитие эмпатии.
- 9. Упражнение « Мир глазами агрессивного ребенка».
- 10. Упражнение «Рисуют дети»
- 11.Упражнение «Эффективное взаимодействие»
- 12. Упражнение на развитие навыков саморегуляции
- 13.Практический блок «Как работать с родителями агрессивного ребенка»
- 14. Психологический практикум
- 15. Обратная связь
- 2. Мини-лекция «Что такое гиперактивность»
- 3. Упражнение «Портрет гиперактивного ребенка»
- 4. Игра «Давайте поздороваемся»
- 5. Мини- лекция « Как выявить гиперактивного ребенка».
- 6. Упражнение «Как выявить гиперактивного ребенка»
- 7. Игра «Сто мячей»
- 8. Мини-лекция «Как помочь гиперактивному ребенку»
- 9. Упражнение «Инструкция»
- 12. Упражнение «заполни таблицу»
- 14. Мини – лекция « Как работать с родителями гиперактивного ребенка».
- 15. Упражнение «Письмо-карточка».
- 16. Мини-лекция «Игра для родителей с детьми. Пальчиковые игры»
- 17. Психологический практикум
- 18. Обратная связь
- План занятия
- Содержание занятия
- 1. Приветсвие
- 2. Мини-лекция «Что такое тревожность»
- 3. Практическое задание «Портрет тревожного ребенка»
- 4. Мини-лекция «Как выявить тревожного ребенка»
- 5. Игра «Кенгуру»
- Мини-лекция «Как помочь тревожному ребенку»
- 7. Практическое задание «Как играть с тревожными детьми»
- 8. Упражнение на релаксацию
- Упражнение «Царская семья»
- 10. Упражнение «я – Алла Пугачева»
- 11. Мини-лекция «Работа с родителями тревожного ребенка»
- 3. Игра «Рукавички»
- 4. Практическое задание «Портрет аутичного ребенка»
- 6. Мини-лекция «Как выявить аутичного ребенка»
- Игра «Охота на динозавриков»
- Мини-лекция «Как помочь аутичного ребенку»
- 9. Игра «Большой puzzle»
- 10. Практическое задание «Работа с пооперационными картами» (работа в подгруппах)
- 11. Мини-лекция «Работа с родителями аутичных детей»
- 12. Практическое задание
- Лекция 3 игры, в которые играют... Гиперактивные дети
- Агрессивные дети
- Аутичные дети
- Тревожные дети
- Анкета для предварительного знакомства
- Карточка «портрет «особого» ребенка»
- Оформление стенда
- Открытое письмо агрессивных детей
- Давайте познакомимся (анкета для педагогов)
- Критерии выявления агрессивного ребенка
- Анкета «Признаки агрессивности»
- Способы выражения (выплескивания) гнева
- Совместные игры для родителей и детей
- Анкета «признаки импульсивности» Заполните бланк ответов
- Критерии выявления гиперактивного ребенка
- Список вопросов для беседы с родителями гиперактивного ребенка
- Приложение 16 список вопросов для беседы родителей с учителями
- Приложение 17
- Пример заполненной таблицы «игры для гиперактивных детей
- Образец письма-карточки по переписке с родителями гиперактивного ребенка
- Лариса Иванова
- Пальчиковые игры
- Анкета по выявлению тревожного ребенка
- Вопросы к игре «Отвечай, сосед слева»
- Список литературы