Обучение агрессивных детей способам выражения гнева в приемлемой форме
Поскольку поведение агрессивных детей часто является деструктивным и связанным с непредсказуемыми эмоциональными вспышками, проблема обучения ребенка приемлемым способам выражения гнева — одна из самых острых и важных проблем, стоящих перед взрослыми. Что такое гнев? Это чувство сильного негодования, которое сопровождается потерей контроля над собой. Термин «гнев», употребляемый на Руси начиная с ХI века, произошел от слова «гной». Так называли состояние больного, тело которого было покрыто гноящимися ранами. Позднее у слова «гнев» появился синоним ярость.
По мнению Вирджинии Н. Квинн (2000) существует четыре основных способа выражения гнева:
Прямо (вербально или невербально) заявить о своих чувствах, при этом давая выход отрицательным эмоциям.
Выразить гнев в косвенной форме, вымещая его на человеке или предмете, которые представляется разгневанному неопасным. Не отреагировав сразу, человек рано или поздно может почувствовать необходимость выплеснуть гнев из себя но не на того, кто вызвал это чувство, а на того, кто «подвернется» под руку, кто слабее и не сможет дать отпор. Такое выражение гнева получило название переноса.
Сдерживать свой гнев, «загоняя » его внутрь. В этом случае постепенно накапливающиеся отрицательные чувства будут способствовать возникновению стресса. Кэррол Изард (К. Э. Изард, 1999) публикует клинические данные, полученные Холтом которые свидетельствуют о том, что если человек постоянно подавляет свой гнев, он более подвержен риску психосоматических расстройств. По мнению Холта, невыраженный гнев может стать одной из причин таких заболеваний,. как ревматический артрит, крапивница, псориаз, язва желудка, мигрень, гипертония и др.
Задерживать негативную эмоцию до момента ее наступления, не давая ей возможности развиться, при этом человек пытается выяснить причину гнева и устранить ее в кратчайший срок.
В нашей практике при обучении агрессивных детей конструктивным способам выражения гнева мы используем два направления, описанных В. Квинн: учим детей прямо заявлять о своих чувствах и выражать гнев в косвенной форме, с помощью игровых приемов. Многие авторы считают, что одним из лучших способов выражения гнева является прямое высказывание своих чувств человеку, который стал источником гнева. Так, Р. Кэмпбелл (1997) советует выражать гнев прямо, словесно и в вежливой форме. Если же это невозможно, то лучше все же достигнуть примирения и взаимопонимания с партнером по общению. А чтобы гнев или обида не остались неотреагированнмми, взрослые могут поделиться своими чувствами с друзьями, родственниками, а дети — с родителями.
В качестве технологий обучения ребенка выражению гнева вербально в вежливой форме можно порекомендовать «Лестницу гнева» Р. Кзмпбелла. На нижней ступеньке этой лестницы расположена одна из самых незрелых форм агрессивного поведения — пассивная агрессия, которая представляет собой скрытый, утонченный способ манипулирования людьми с целью добиться своего. Пассивно-агрессивный ребенок не будет открыто выражать свое неудовольствие после неприятного разговора с мамой, он может просто промолчать, а гораздо позже вдруг начнет капризничать в самом неподходящем месте (в очереди, в гостях и т. д.). Этот ребенок может специально, но исподтишка, сломать игрушку в кабинете психолога, может вызывающе одеваться, чтобы шокировать учительницу, изо дня в день «забывать» записывать домашнее задание в дневник и т. д. Для того чтобы помочь ребенку избавиться от данных «пороков», необходимо научить его выражать или выплескивать свой гнев. Если ребенок, который делал все втихаря, вдруг открыто заявляет о своих чувствах, это будет индикатором того, что коррекционная работа идет в правильном направлении. «Чем больше гнева выплеснется в слова; тем меньше его останется, чтобы проявиться потом через ложь, воровство, секс, наркотики и все другие образцы столь распространенного сегодня пассивно-агрессивного поведения» (Р.Кэмпбелл,1997).
Ребенок, который пока еще будет выражаться в грубой форме, используя ругательства и подобные способы, все-таки уже шагнул на ступеньку выше по «лестнице гнева». В такие минуты следует установить с ребенком зрительный контакт, спокойно посмотреть на него и дать ему возможность выговориться. После этого надо рассказать ему, как можно выразить гнев но по-другому—в позитивной форме.
К позитивным способам выражения гнева относятся:
Умение направить гнев на объект. При этом выражается основная жалоба, без уклонений в сторону.
Вежливость в обращении.
Стремление найти конструктивное решение.
Для того чтобы добиться результатов в продвижении по «лестнице тнева, взрослый должен сам подавать положительный пример и демонстрировать образцы зрелого поведения.
В схеме 1 представлен несколько упрощенный вариант «лестницы гнева» Р. Кэмпбелла. Вся лестница состоит из 15 ступеней: нижние 4 ступеньки (А) символизируют негативные способы выражения гнева, следующие 5 ступенек (В) — в основном, тоже негативные способы, причем, словесные оскорбления, бросание предметов и другие, деструктивные паттерны предыдущих ступеней еще имеют место, но их выраженность при подъеме вверх по лестнице значительно ослабевает. Следующие четыре ступени (С) представляют собой сочетание негативных и позитивных образцов поведения и, наконец, две последние ступени (Д и Е) — это тот идеал, которому должны стремиться взрослые, занимающиеся коррекцией агрессивного поведения ребенка. Чем выше ребенок поднимается по ступенькам, тем ярче в его поведении выражены позитивные способы управления гневом. Таким образом, постепенно, шаг за шаг можно продвинуться от пассивно-агрессивного к зрелым формам поведения.
Другому способу выражения гнева, описанному В. Квини, переносу чувств на опасные объекты — мы рекомендуем обучать в основном маленьких детей, которые не всегда могут вербализовать свои мысли и более чувства. Для работы с такими детьми в арсенале взрослого должны иметься новые игрушки, каучуковые шарики, которые можно бросать в ванну, наполнен водой, подушки, поролоновые мячи, мишень с дротиком, «стаканчик для крика», кусок мягкого бревна, молоток и гвозди, спортивный инвентарь и т. д.
Все эти предметы нужны для того, что бы ребенок не направлял гнев на людей, а переносил сил его на неодушевленные предметы, выплескивал его в игровой форме. Такая техника работы с гневом особенно будет полезной для работы с робкими, неуверенными в себе детьми, то же время может быть недопустимой при коррекции поведения чрезмерно открытого ребенка. (Раншбург И., Поппер П., 1983).
- Лекция 1 «особые дети » Теоретические основы взаимодействие с агрессивными детьми
- Виды агрессии
- Обучение агрессивных детей способам выражения гнева в приемлемой форме
- Обучение детей приемам саморегуляции, самообладания.
- Отработка навыков общения
- Формирование позитивных качеств личности (эмпатии, доверие к людям, доброты и т.Д.)
- Работа с родителями агрессивного ребенка
- Шесть рецептов избавления от гнева
- Взаимодействие с гиперактивными детьми
- Развитие дефицитарных функций
- Отработка конкретных навыков взаимодействия со взрослыми и сверстниками
- Работа с родителями гиперактивного ребенка
- Взаиодействие с тревожными детьми
- Т ревога
- Глава 2 программа тренинга Условия проведения тренинга
- Построение программы
- Упражнения, используемые при проведении каждой встречи ПриВетствие
- Упражнение «скорая помощь»
- Психологический практикум
- Упражнение прямой эфир
- Упражнение «собери портфеаь».
- Содержание
- 1.Знакомство
- 2. Мини-лекция «Что такое агрессивность»
- 3. Упражнение «Портрет агрессивного ребенка»
- 4.Мини-лекция «Как помочь агрессивному ребенку»
- 5. Игровое упражнение «Шла Саша по шоссе»
- 6. Игра «Обзывалки»
- Упражнение на развитие эмпатии.
- 9. Упражнение « Мир глазами агрессивного ребенка».
- 10. Упражнение «Рисуют дети»
- 11.Упражнение «Эффективное взаимодействие»
- 12. Упражнение на развитие навыков саморегуляции
- 13.Практический блок «Как работать с родителями агрессивного ребенка»
- 14. Психологический практикум
- 15. Обратная связь
- 2. Мини-лекция «Что такое гиперактивность»
- 3. Упражнение «Портрет гиперактивного ребенка»
- 4. Игра «Давайте поздороваемся»
- 5. Мини- лекция « Как выявить гиперактивного ребенка».
- 6. Упражнение «Как выявить гиперактивного ребенка»
- 7. Игра «Сто мячей»
- 8. Мини-лекция «Как помочь гиперактивному ребенку»
- 9. Упражнение «Инструкция»
- 12. Упражнение «заполни таблицу»
- 14. Мини – лекция « Как работать с родителями гиперактивного ребенка».
- 15. Упражнение «Письмо-карточка».
- 16. Мини-лекция «Игра для родителей с детьми. Пальчиковые игры»
- 17. Психологический практикум
- 18. Обратная связь
- План занятия
- Содержание занятия
- 1. Приветсвие
- 2. Мини-лекция «Что такое тревожность»
- 3. Практическое задание «Портрет тревожного ребенка»
- 4. Мини-лекция «Как выявить тревожного ребенка»
- 5. Игра «Кенгуру»
- Мини-лекция «Как помочь тревожному ребенку»
- 7. Практическое задание «Как играть с тревожными детьми»
- 8. Упражнение на релаксацию
- Упражнение «Царская семья»
- 10. Упражнение «я – Алла Пугачева»
- 11. Мини-лекция «Работа с родителями тревожного ребенка»
- 3. Игра «Рукавички»
- 4. Практическое задание «Портрет аутичного ребенка»
- 6. Мини-лекция «Как выявить аутичного ребенка»
- Игра «Охота на динозавриков»
- Мини-лекция «Как помочь аутичного ребенку»
- 9. Игра «Большой puzzle»
- 10. Практическое задание «Работа с пооперационными картами» (работа в подгруппах)
- 11. Мини-лекция «Работа с родителями аутичных детей»
- 12. Практическое задание
- Лекция 3 игры, в которые играют... Гиперактивные дети
- Агрессивные дети
- Аутичные дети
- Тревожные дети
- Анкета для предварительного знакомства
- Карточка «портрет «особого» ребенка»
- Оформление стенда
- Открытое письмо агрессивных детей
- Давайте познакомимся (анкета для педагогов)
- Критерии выявления агрессивного ребенка
- Анкета «Признаки агрессивности»
- Способы выражения (выплескивания) гнева
- Совместные игры для родителей и детей
- Анкета «признаки импульсивности» Заполните бланк ответов
- Критерии выявления гиперактивного ребенка
- Список вопросов для беседы с родителями гиперактивного ребенка
- Приложение 16 список вопросов для беседы родителей с учителями
- Приложение 17
- Пример заполненной таблицы «игры для гиперактивных детей
- Образец письма-карточки по переписке с родителями гиперактивного ребенка
- Лариса Иванова
- Пальчиковые игры
- Анкета по выявлению тревожного ребенка
- Вопросы к игре «Отвечай, сосед слева»
- Список литературы