1.1.3. Неврозы и психозы
Невротическое развитие личности наиболее часто проявляется как
неврастения,
истерия,
навязчивые состояния.
Среди психозов выделяются органические, связанные с ухудшением физического состояния нервной системы и функциональные – физиологическая основа их неизвестна.
Примером органических психических расстройств являются нарушения речи, называемые афазиями. Так, если поражаются мозговые структуры передних височных отделов левого полушария, диагностируется моторная афазия. Больной может хорошо понимать речь других людей, формулировать свое собственное высказывание, но реально не может произнести ни одного слова, хотя голосовой аппарат сохранен. При нарушении задних отделов левой височной доли мозга наступает семантическая афазия, при которой человек сам может говорить сколько угодно, но не может понимать чужого высказывания. При органических нарушениях мозга возникают и нарушения памяти, называемые амнезиями, восприятия (агнозии). Всемирно известный отечественный психолог А.Р. Лурия в годы Великой Отечественной войны наблюдал за бойцами, получившими различного вида черепно-мозговые травмы. Отдельных своих клиентов он курировал и в последующем в течение 20-30 лет. Об одном из них, лейтенанте А. Засецком, он написал книжку "Потерянный и возвращенный мир".
Саша получил сквозное пулевое ранение теменно-затылочной области. Но каковы были последствия? Он потерял все – забыл свое имя, близких, т.е. все что было до ранения; не мог ориентироваться в пространстве – выйдя из больничной палаты в коридор уже не мог найти дорогу обратно, не различал "длину" и "ширину" кровати; не узнавал многие предметы в целом, хотя мог описать его по частям (так рассматривая изображенные на картинке очки, говорил о том, что есть один кружок, другой кружок и есть между ними соединения: после долгого раздумья определял их как "велосипед"). Различал отдельные звуки, слова, но понять смысл предложения часто был не в состоянии. В этом примере четко проявились различные формы нарушения познавательных процессов при органических поражениях мозга. Следует сказать и о том, что благодаря его встречам с А.Р. Лурия, он смог практически полностью восстановиться, но на это ушло более двадцати лет.
Большинство психических расстройств, серьезно затрудняющих адаптацию к социальным коллизиям, составляют функциональные психозы и неврозы. Одним из них может быть паранойя
Другая форма психозов – аффективные расстройства. Среди них выделяется
эйфория,
депрессия,
апатия и др.
Помимо психотического и невротического типов состояний личности, нередко наблюдаются и "пограничные состояния" – "копилка" разнообразных психологических защит. Понятие "пограничное состояние" было введено Найтом в 1953 году, который полагал, что пограничные состояния неврозов и психозов характеризуются чрезвычайно нестойким аффектом, настроением, поведением, объектными связями и представление о самих себе. Они упоминаются в литературе еще как и психический характер и эмоциональная нестабильная личность. К. Юнг отмечал, что в пограничных случаях диссоциированные персоналии все еще находятся в определенном взаимодействии, поэтому остается впечатление единой личности. В случае истерии можно установить связь, получить реакцию чувств целостной личности. Имеется лишь поверхностное разделение между определенными разделами памяти, но всегда присутствует базовая личность.
Особую группу психических аномалий составляют психические расстройства при различных соматических заболеваниях.
- Учебное пособие «Психическое здоровье и защитные механизмы личности»
- Аннотация
- Оглавление
- Глава 1. Теоретико-методологические основания психического здоровья личности
- Глава 2. Психологическое здоровье: контекст деструктивного личностного развития
- Глава 3. Психологические защиты личности: типология, функции, виды
- Глава 4. Пути оптимизации психологического здоровья и психологических защит
- Введение
- Глава 1. Теоретико-методологические основания психического здоровья личности
- 1.1. Проблема "нормального" и "аномального" в психике человека
- 1.1.1. Психиатрия и психология
- 1.1.2. Психические расстройства
- 1.1.3. Неврозы и психозы
- 1.2. Концепция жизненных сил человека как методологическая основа изучения и квалиметрии психического здоровья личности
- 1.2.1. Концепция жизненных сил человека
- 1.2.2. Категория образа
- 1.2.3. Психологические ограничения при формировании образа
- 1.2.4. Влияние особенностей знания индивида о себе
- 1.2.5. Социальное действие
- 1.2.6. Индивид как объект и субъект социального действия
- 1.2.7. Категория мотивации
- 1.2.8. Мотивационные системы
- 1.2.9. Процессуально-динамический подход в исследовании мотивации
- 1.2.10. "Индивид" - "личность" - "индивидуальность"
- 1.2.11. Категория личности
- 1.2.12. Психологическое время личности
- 1.2.13. Типы психологического времени личности
- 1.2.14. Индивидуальная субъективность
- 1.3. Уровни субъектных проявлений личности как показатели психического здоровья
- 1.3.1. Представление уровней субъективности человека по потребностям
- 1.3.2. Представление уровней субъективности человека по ролям
- 1.3.3. Представление уровней субъективности человека по ценностям и нормам и смыслам
- 1.3.4. Представление уровней субъективности человека по отношениям
- 1.3.5. Представление уровней субъективности человека по потребностям. Свобода и ответственность
- 1.3.6. Представление уровней субъективности человека по рефлексии
- 1.3.7. Проблема духовности. Взаимодействие разных типов субъективных проявлений личности
- 1.4. Понятие о психологическом здоровье и личности
- 1.4.1. Возникновение психологического подхода к проблеме психического здоровья
- 1.4.2. Концепция позитивного психического здоровья
- 1.4.3. Понятие о психическом равновесии
- 1.4.4. Многоуровневость психического здоровья
- 1.4.5. Субъективность как фактор психологического здоровья
- 1.4.6. Жизненная среда
- 1.4.7. Психологически здоровое общество и психологическая культура человека
- Глава 2. Психологическое здоровье: контекст деструктивного личностного развития
- 2.1. Общее понятие о деструктивном развитии личности
- 2.2. Примеры личностных деструкций
- 2.2.1. Агрессивность
- 2.2.2. Стереотипизация
- 2.2.3. Ригидность
- 2.2.4. Неадекватность социальных оценок
- 2.2.5. Суицидное развитие личности и суицидальное поведение
- 2.2.6. Диссинхрония
- 2.2.7. Зависть
- Глава 3. Психологические защиты личности: типология, функции, виды
- 3.1. Общее понятие о механизмах психологических защит личности
- 3.2. Типология, основные виды и функции защитных механизмов
- 3.2.1. "Естественные" психологические защиты
- 3.2.1.1. Вытеснение
- 3.2.1.2. Подавление
- 3.2.1.3. Аскетизм
- 3.2.1.4. Нигилизм
- 3.2.2. "Интегративные" психологические защиты
- 3.2.2.1. Агрессия
- 3.2.2.2. Десакрализация
- 3.2.2.3. Идеализация
- 3.2.2.4. Проекция
- 3.2.2.5. Идентификация
- 3.2.2.6. Играние роли
- 3.2.2.7. Инверсия
- 3.2.2.8. Юмор
- 3.2.2.9. Эмоциональное выгорание
- 3.2.2.10. Обесценивание
- 3.2.2.11. Рационализация
- 3.2.2.12. Компенсация
- 3.2.2.13. Интеллектуализация
- 3.2.2.14. Интроекция
- 3.2.2.15. Ретрофлексия
- 3.2.3. Ретро-защиты
- 3.2.3.1. Отступление
- 3.2.3.2. Дефлексия
- 3.2.3.3. Окаменение
- 3.2.3.4. Уход в виртуальную реальность/виртуальность
- 3.2.3.5. Комплекс Ионы
- 3.2.3.6. Регрессия
- 3.2.3.7. Оглушение
- Глава 4. Пути оптимизации психологического здоровья и психологических защит
- 4.1. Развитие самосознания и самоценности личностью
- 4.1.1. Определение самосознания
- 4.1.2. Самоценность личности
- 4.1.4. Самоопределение личности
- 4.1.5. Самость
- 4.1.6. Саморазвитие
- 4.1.7. Концепция человека а. Маслоу
- 4.2. Формирование адекватной жизненной перспективы
- 4.2.1. Подходы к изучению жизненной перспективы
- 4.2.2. Субъективная картина жизненного пути и ее структура
- Приложение
- Декларация моей самоценности
- Список рекомендуемой литературы
- Предметный указатель