Список рекомендуемой литературы
Абрамова Г.А. Практическая психология. Екатеринбург, 1998.
Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. М., 1993.
Арсеньев А.С. Глобальный кризис и личность // Мир психологии. 1994. №10.
Асмолов А.Г. ХХI век: психология и век психологии // Здравый смысл и достоинства в школе. М., 1998.
Барабанова М.В. Изучение психологического содержания синдрома выгорания // Вестник Московского ун-та. Сер.: Психология. 1995. №1.
Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. СПб., 1992.
Братусь Б.С. К проблеме человека в психологии // Вопросы психологии. 1997. №5.
Будасси С.А. Защитные механизмы личности. Программа спецкурса. М., 1998.
Василюк Ф.Е. Психология переживания. М., 1984.
Григорьев С.И., Демина Л.Д., Растов Ю.Е. Жизненные силы человека. Барнаул, 1996.
Демина Л.Д. Социальные процессы в регионах экологического неблагополучия и проектирование деятельности социологов. Барнаул, 1996.
Дружинин В.Ф. Психологическое образование – основа гуманитарного образования в ХХI веке // Развивающаяся психология – основа гуманитарного образования. М., 1998.
Ерасов Б.С. Социальная культурология. СПб., 1994.
Журбин В.И. Понятие психологической защиты в концепциях З. Фрейда и К. Роджерса // Вопросы психологии. 1990. №4.
Здоровье и образование: концептуальные основы педагогической валеологии. СПб., 1994.
Здоровье. Развитие. Личность. СПб., 1990.
Квин В. Прикладная психология. СПб., 2000.
Куликов А.И. Роль идентификации с близнецом в психогенезе заболевания или "человек дождя" по-русски // Психологическая газета. 1996-1998.
Культура чувств // Под ред. В. Толстых. М., 1991.
Лестер К. Защитные механизмы человеческой психики. М., 1963.
Лук А.Н. О чувстве юмора и остроумия. М., 1982.
Маслоу А. Дальние пределы человеческой психики. СПб, 1997.
Михайлов А.Н., Ротенберг В.С. Особенности психологической защиты в норме и при соматических заболеваниях // Вопросы психологии. 1990. №5.
Обозов Н.И. Психологическая культура взаимных отношений. М., 1986.
Петровская Л.А. Компетентность в общении. М., 1989.
Практическая психология образования. М., 1997.
Психологическая помощь и консультирование в практической психологии/Под ред. М.К. Тутушкиной. Сиб., 1998.
Психология экстремальных ситуаций: Хрестоматия. Минск, 1999.
Романова Е.С. Гребенников Л.Р. Механизмы психологической защиты. Генезис. Функционирование. Диагностика. М., 1996.
Руководство практического психолога – психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы/Под ред. И.В. Дубровской. М., 1995.
Современное общество и личность в социологии жизненных сил человека. Проблема социального и психического здоровья: развитие и реабилитация жизненных сил человека // Под ред. С.И. Григорьева, Л.Д. Деминой. Барнаул, 1999.
Социальная психология личности в вопросах и ответах. М., 1999.
Фельдштейн Д.И. Проблемы развития личности в современных условиях // Мир психологии и психология в мире. 1995. №3.
Франкл В. Человек в поисках смыслов. М., 1995.
Фрейд З. Психология бессознательного. М., 1989.
Фрейд З. Психология Я и защитные механизмы. М., 1993.
Фромм Э. Бегство от свободы. М.,1991.
Хорни К. Самосознание. М., 1996.
Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности М., 1997.
Школа и психическое здоровье учащихся // Под ред. С.М. Громбаха. М., 1988.
Шмелев А.Г., Болдырева В.С. Психосемантика юмора и диагностика мотива // Мотивация личности. М., 1982.
Шульц П. Философская антропология. Новосибирск, 1996.
- Учебное пособие «Психическое здоровье и защитные механизмы личности»
- Аннотация
- Оглавление
- Глава 1. Теоретико-методологические основания психического здоровья личности
- Глава 2. Психологическое здоровье: контекст деструктивного личностного развития
- Глава 3. Психологические защиты личности: типология, функции, виды
- Глава 4. Пути оптимизации психологического здоровья и психологических защит
- Введение
- Глава 1. Теоретико-методологические основания психического здоровья личности
- 1.1. Проблема "нормального" и "аномального" в психике человека
- 1.1.1. Психиатрия и психология
- 1.1.2. Психические расстройства
- 1.1.3. Неврозы и психозы
- 1.2. Концепция жизненных сил человека как методологическая основа изучения и квалиметрии психического здоровья личности
- 1.2.1. Концепция жизненных сил человека
- 1.2.2. Категория образа
- 1.2.3. Психологические ограничения при формировании образа
- 1.2.4. Влияние особенностей знания индивида о себе
- 1.2.5. Социальное действие
- 1.2.6. Индивид как объект и субъект социального действия
- 1.2.7. Категория мотивации
- 1.2.8. Мотивационные системы
- 1.2.9. Процессуально-динамический подход в исследовании мотивации
- 1.2.10. "Индивид" - "личность" - "индивидуальность"
- 1.2.11. Категория личности
- 1.2.12. Психологическое время личности
- 1.2.13. Типы психологического времени личности
- 1.2.14. Индивидуальная субъективность
- 1.3. Уровни субъектных проявлений личности как показатели психического здоровья
- 1.3.1. Представление уровней субъективности человека по потребностям
- 1.3.2. Представление уровней субъективности человека по ролям
- 1.3.3. Представление уровней субъективности человека по ценностям и нормам и смыслам
- 1.3.4. Представление уровней субъективности человека по отношениям
- 1.3.5. Представление уровней субъективности человека по потребностям. Свобода и ответственность
- 1.3.6. Представление уровней субъективности человека по рефлексии
- 1.3.7. Проблема духовности. Взаимодействие разных типов субъективных проявлений личности
- 1.4. Понятие о психологическом здоровье и личности
- 1.4.1. Возникновение психологического подхода к проблеме психического здоровья
- 1.4.2. Концепция позитивного психического здоровья
- 1.4.3. Понятие о психическом равновесии
- 1.4.4. Многоуровневость психического здоровья
- 1.4.5. Субъективность как фактор психологического здоровья
- 1.4.6. Жизненная среда
- 1.4.7. Психологически здоровое общество и психологическая культура человека
- Глава 2. Психологическое здоровье: контекст деструктивного личностного развития
- 2.1. Общее понятие о деструктивном развитии личности
- 2.2. Примеры личностных деструкций
- 2.2.1. Агрессивность
- 2.2.2. Стереотипизация
- 2.2.3. Ригидность
- 2.2.4. Неадекватность социальных оценок
- 2.2.5. Суицидное развитие личности и суицидальное поведение
- 2.2.6. Диссинхрония
- 2.2.7. Зависть
- Глава 3. Психологические защиты личности: типология, функции, виды
- 3.1. Общее понятие о механизмах психологических защит личности
- 3.2. Типология, основные виды и функции защитных механизмов
- 3.2.1. "Естественные" психологические защиты
- 3.2.1.1. Вытеснение
- 3.2.1.2. Подавление
- 3.2.1.3. Аскетизм
- 3.2.1.4. Нигилизм
- 3.2.2. "Интегративные" психологические защиты
- 3.2.2.1. Агрессия
- 3.2.2.2. Десакрализация
- 3.2.2.3. Идеализация
- 3.2.2.4. Проекция
- 3.2.2.5. Идентификация
- 3.2.2.6. Играние роли
- 3.2.2.7. Инверсия
- 3.2.2.8. Юмор
- 3.2.2.9. Эмоциональное выгорание
- 3.2.2.10. Обесценивание
- 3.2.2.11. Рационализация
- 3.2.2.12. Компенсация
- 3.2.2.13. Интеллектуализация
- 3.2.2.14. Интроекция
- 3.2.2.15. Ретрофлексия
- 3.2.3. Ретро-защиты
- 3.2.3.1. Отступление
- 3.2.3.2. Дефлексия
- 3.2.3.3. Окаменение
- 3.2.3.4. Уход в виртуальную реальность/виртуальность
- 3.2.3.5. Комплекс Ионы
- 3.2.3.6. Регрессия
- 3.2.3.7. Оглушение
- Глава 4. Пути оптимизации психологического здоровья и психологических защит
- 4.1. Развитие самосознания и самоценности личностью
- 4.1.1. Определение самосознания
- 4.1.2. Самоценность личности
- 4.1.4. Самоопределение личности
- 4.1.5. Самость
- 4.1.6. Саморазвитие
- 4.1.7. Концепция человека а. Маслоу
- 4.2. Формирование адекватной жизненной перспективы
- 4.2.1. Подходы к изучению жизненной перспективы
- 4.2.2. Субъективная картина жизненного пути и ее структура
- Приложение
- Декларация моей самоценности
- Список рекомендуемой литературы
- Предметный указатель