logo
Демина Л

1.3.2. Представление уровней субъективности человека по ролям

Определим те основания, которые имеются ввиду при использовании понятий, описывающих психологический компонент социальной субъектности, которые и были указаны выше. Так, понятие "социальная роль" предполагает определенный способ поведения индивида в конкретной ситуации и формирует ожидания окружающих. Социальные роли содержат и типический, и индивидуальный компоненты.

Основой, на которой формируются роли, являются социальные нормы ограничители, задающие конкретные положения, которым нужно следовать. Для каждого общества на определенном этапе развития его, социальной группы или микросоциума формируются свои социальные нормы. Человек выполняет роли обычно, опирающиеся на нормы разных социальных групп.

Социологи и психологи ведут речь о разных типах ролей. Среди них можно выделить конвенциональные и неформальные роли. Первые – это шаблоны, стандарты, которым должен жестко следовать любой человек, попавший в данную ситуацию. Примером конвенциональных ролей, являются профессиональные роли (учителя, милиционеры, управленцы), роли пассажира, покупателя, семейные роли и др. В отличие от конвенциональных, неформальные роли, хотя и связаны с некоторыми устойчивыми правилами, ожиданиями определенного поведения, но не являются жестко закрепленными. Они вариативны и зависят от индивидуальных особенностей человека, выполняющего эту роль. Например, конвенциональная роль студента может быть дополнена неформальной ролью прилежного студента, талантливого, думающего студента.

Таким образом, конвенциональные роли более типизируют поведение человека, а неформальные делают простор субъектным проявлениям.

В отдельных социальных сообществах существует строгая структура и иерархия ролей не только конвенциональных, но и неформальных. Особенно жесткой она является в преступных, коррумпированных, мафиозных сообществах. Каждая роль осваивается и содержательно, и технологически. Последний аспект в научной литературе получил название самопрезентации или самопредъявления 2>>>  .

<<<2

Подробней см. ГригорьевС.И., ДеминаЛ.Д. Профессиональный психолог в регионе экологического неблагополучия. Барнаул, 1996.