4.1.7. Концепция человека а. Маслоу
Основную сущность коцепциии человека и его здоровья А. Маслоу сформулировал в следующих положениях.
Каждому человеку присуща внутренняя биологическая природа, которая является "естественной", врожденной, изначальной, отличающейся высокой мерой сопротивляемости. Здесь автор выделяет наследственные и конституциональные – "сырой материал" для рано складывающейся индивидуальной самости. Сюда включаются инстинктивно видные основные потребности, способности, свойства темперамента, травмы, получаемые натально или при рождении, анатомо-физиологические особенности. Все это – потенциальные развивающиеся возможности, а не реальные окончательные состояния. Это "сердцевина" является слабой и аутотентичность самости определяется способностью "услышать" эти внутренние голоса – символы, идущие от бессознательного.
Внутренняя природа человека не только уникальна, но и в какой-то мере тождественна природе своего вида, которую можно изучать научными методами.
"Сердцевина" или самость человека проявляется отчасти посредством ее раскрытия и принятия своей "изначальности", а отчасти она является следствием творения самой личности. Эта внутренняя природа изначально либо нейтральна, либо конструктивна, но слаба и уязвима и жаждет реализации. Возникающее зло, агрессия, садизм и др. не являются врожденными качествами, а представляют реакцию на неудовлетворение основных потребностей. Важно позволить внутренней природе управлять жизнью и обрести успех и счастье. Игнорирование ее приводит к заболеванию. Кроме того, болезнь личности есть форма недоразвитости, неспособности к самоактуализации или неспособности стать полноценным человеком.
В реализации потребности в самоактуализации возникает необходимость в преодолении лишений, разочарований, страданий, самоконтроля. Это формирует уверенность в своих силах и возможностях.
Любое отступление от родовых добродетелях, любое преступление против своей собственной природы, злое деяние регистрируется бессознательным и заставляет презирать себя, что и ведет к различным психологическим проблемам.
Процесс самоактуализации личности связан не с отсутствием проблем, а с умением находить пути и способы их решения. Самоактуализации личности способствует принятие человеком определенных ценностей: альтруизма, творчества, любви и др. Изучая особенности личности выдающихся людей (А. Линкольн, Ф. Рузвельт, А. Эйнштейн и др.), Маслоу пришел к выводу о том, что их всех объединяет нечто общее, например, эффективное восприятие реальности и глубокое уважительное отношение к своей собственной личности; простота и естественность в поведении, центрированность на задаче, самостоятельность и некая автономия от культуры и среды, чувство сопричастности практически ко всем делам и сторонам жизни, творчество, "философский" юмор, сопротивление аккультурации и др. Наряду с позитивными, Маслоу отмечал у таких людей и ряд негативных качеств. Они могут быть излишне эмоционально восприимчивы, не всегда сдержанны, порой эгоцентричны, впадать в отчаяние и т.д.
Самоактуализация – одна из основных личностных категорий. В понимании А. Маслоу, самоактуализация – это переживание с полной концентрацией и погруженностью в него – яркое, самозабвенное, когда человек проявляет свое истинное Я. Самоактулизация – представление о жизни как бесконечной череде выборов – между движением вперед и уже достигнутым. Самоактулизация – это процесс, это постоянный выбор, который должен быть честным, а не лукавым. Личность должна принять на себя ответственность за него и реализовывать его каждый раз, актуализируя ежеминутно все возможности. Высшие переживания (вдохновение, восторг, удовлетворение) – лишь мимолетный момент самоактулизации. Его нельзя купить, занять, организовать – оно следствие константности самоактулизации праздника души, направленное на создание условия и для анализа защитных механизмов и отхода от них. Психологических путей повышения своей самоценности не мало, но все они связаны с работой человека над собой, личностным самопознанием и развитием.
- Учебное пособие «Психическое здоровье и защитные механизмы личности»
- Аннотация
- Оглавление
- Глава 1. Теоретико-методологические основания психического здоровья личности
- Глава 2. Психологическое здоровье: контекст деструктивного личностного развития
- Глава 3. Психологические защиты личности: типология, функции, виды
- Глава 4. Пути оптимизации психологического здоровья и психологических защит
- Введение
- Глава 1. Теоретико-методологические основания психического здоровья личности
- 1.1. Проблема "нормального" и "аномального" в психике человека
- 1.1.1. Психиатрия и психология
- 1.1.2. Психические расстройства
- 1.1.3. Неврозы и психозы
- 1.2. Концепция жизненных сил человека как методологическая основа изучения и квалиметрии психического здоровья личности
- 1.2.1. Концепция жизненных сил человека
- 1.2.2. Категория образа
- 1.2.3. Психологические ограничения при формировании образа
- 1.2.4. Влияние особенностей знания индивида о себе
- 1.2.5. Социальное действие
- 1.2.6. Индивид как объект и субъект социального действия
- 1.2.7. Категория мотивации
- 1.2.8. Мотивационные системы
- 1.2.9. Процессуально-динамический подход в исследовании мотивации
- 1.2.10. "Индивид" - "личность" - "индивидуальность"
- 1.2.11. Категория личности
- 1.2.12. Психологическое время личности
- 1.2.13. Типы психологического времени личности
- 1.2.14. Индивидуальная субъективность
- 1.3. Уровни субъектных проявлений личности как показатели психического здоровья
- 1.3.1. Представление уровней субъективности человека по потребностям
- 1.3.2. Представление уровней субъективности человека по ролям
- 1.3.3. Представление уровней субъективности человека по ценностям и нормам и смыслам
- 1.3.4. Представление уровней субъективности человека по отношениям
- 1.3.5. Представление уровней субъективности человека по потребностям. Свобода и ответственность
- 1.3.6. Представление уровней субъективности человека по рефлексии
- 1.3.7. Проблема духовности. Взаимодействие разных типов субъективных проявлений личности
- 1.4. Понятие о психологическом здоровье и личности
- 1.4.1. Возникновение психологического подхода к проблеме психического здоровья
- 1.4.2. Концепция позитивного психического здоровья
- 1.4.3. Понятие о психическом равновесии
- 1.4.4. Многоуровневость психического здоровья
- 1.4.5. Субъективность как фактор психологического здоровья
- 1.4.6. Жизненная среда
- 1.4.7. Психологически здоровое общество и психологическая культура человека
- Глава 2. Психологическое здоровье: контекст деструктивного личностного развития
- 2.1. Общее понятие о деструктивном развитии личности
- 2.2. Примеры личностных деструкций
- 2.2.1. Агрессивность
- 2.2.2. Стереотипизация
- 2.2.3. Ригидность
- 2.2.4. Неадекватность социальных оценок
- 2.2.5. Суицидное развитие личности и суицидальное поведение
- 2.2.6. Диссинхрония
- 2.2.7. Зависть
- Глава 3. Психологические защиты личности: типология, функции, виды
- 3.1. Общее понятие о механизмах психологических защит личности
- 3.2. Типология, основные виды и функции защитных механизмов
- 3.2.1. "Естественные" психологические защиты
- 3.2.1.1. Вытеснение
- 3.2.1.2. Подавление
- 3.2.1.3. Аскетизм
- 3.2.1.4. Нигилизм
- 3.2.2. "Интегративные" психологические защиты
- 3.2.2.1. Агрессия
- 3.2.2.2. Десакрализация
- 3.2.2.3. Идеализация
- 3.2.2.4. Проекция
- 3.2.2.5. Идентификация
- 3.2.2.6. Играние роли
- 3.2.2.7. Инверсия
- 3.2.2.8. Юмор
- 3.2.2.9. Эмоциональное выгорание
- 3.2.2.10. Обесценивание
- 3.2.2.11. Рационализация
- 3.2.2.12. Компенсация
- 3.2.2.13. Интеллектуализация
- 3.2.2.14. Интроекция
- 3.2.2.15. Ретрофлексия
- 3.2.3. Ретро-защиты
- 3.2.3.1. Отступление
- 3.2.3.2. Дефлексия
- 3.2.3.3. Окаменение
- 3.2.3.4. Уход в виртуальную реальность/виртуальность
- 3.2.3.5. Комплекс Ионы
- 3.2.3.6. Регрессия
- 3.2.3.7. Оглушение
- Глава 4. Пути оптимизации психологического здоровья и психологических защит
- 4.1. Развитие самосознания и самоценности личностью
- 4.1.1. Определение самосознания
- 4.1.2. Самоценность личности
- 4.1.4. Самоопределение личности
- 4.1.5. Самость
- 4.1.6. Саморазвитие
- 4.1.7. Концепция человека а. Маслоу
- 4.2. Формирование адекватной жизненной перспективы
- 4.2.1. Подходы к изучению жизненной перспективы
- 4.2.2. Субъективная картина жизненного пути и ее структура
- Приложение
- Декларация моей самоценности
- Список рекомендуемой литературы
- Предметный указатель