logo
Демина Л

1.3.7. Проблема духовности. Взаимодействие разных типов субъективных проявлений личности

Характеризуя психическую сущность духовности человека как субъекта жизнедеятельности, А.Н. Леонтьев с большим оптимизмом писал о том, что только на основе духовности может обрести плоть основная формула развития личности: сначала человек действует, чтобы поддержать свое существование, а потом поддерживает свое существование, чтобы действовать, делать дело своей жизни.

Духовность складывается в течение всей жизни. Ее психологический смысл состоит в том, что на смену доминанты индивидуально-личностных ценностей появляются детерминанты общечеловеческих и общекультурных.

Современная психология продолжает исследования как дорефлексивных процессов (в надежде обнаружить механизмы, реализующие мир повседневности), так и их взаимодействие с рефлексивными при формировании субъектных форм активности. Особый интерес, по-видимому, для анализа интересующей нас проблемы представляют данные, свидетельствующие о разноплановом (разноуровневом) проявлении субъектности. На первом плане могут располагаться вербализованные формы внесубъектных компонентов ситуации; на втором – фиксируются субъективные оценки, ценности, переживания; на третьем – осуществляется декларирование субъективно принимаемых норм, моделей, правил поведения. Не менее важно и положение о том, что отмеченная иерархия может существенно меняться в зависимости от ситуаций, но общий эффект проявления субъектности будет определяться конгруэнтностью всех трех стратов, связанных с аутентичностью "языка слов", "язык тела", "языка самоценности".

Вместе с тем, реальный индивидуальный и социальный опыт субъекта свидетельствует о практической недостижимости полной конгруэнтности всех названных выше планов – достигнутое понимание в одни моменты, как правило, изменяется, уточняется в дальнейшем, что ведет и к флуктуации, и к разрушениям выбранного направления Я – активности. Рефлексивность, интенция на понимание, взаимодополняемость "моего внутреннего мира" и "окружающего мира" проявляются и как отраженная субъектность (В.А. Петровский).

Проведенный анализ психологического компонента жизненных сил человека дает возможность выдвинуть гипотезу о том, что психологическое здоровье человека связано с определенным балансом индивидуально и социальной субъектности, жизненного пространства, в котором живет личность.

Концепция жизненных сил, как теоретико-методологическая основа, позволяет анализировать системы социальных показателей жизнедеятельности общества, группы, индивида, адекватно проектировать меры по реабилитации. Она создает условия не только для использования эвристического, практического потенциала ряда концепций, сформулированных в смежных науках о человеке и обществе, но и способствует возникновению новых общенаучных и междисциплинарных специальных понятий. Это позволяет обосновать оптимальную систему реабилитационных и социально-защитных мероприятий, направленных на нормализацию процесса формирования, осуществления и поддержания индивидуальной и социальной субъектности человека, что является немаловажным для оценки уровня психологического здоровья.