logo
Демина Л

1.3.5. Представление уровней субъективности человека по потребностям. Свобода и ответственность

Каковы же психологические характеристики свободы и ответственности личности?

Хотя о свободе личности написано немало строк, приблизиться к пониманию ее механизмов не так-то просто. Свобода – это возможность личности поступать в соответствии со своими ценностями и интересами. Свобода личности идет "рука об руку" с ее ответственностью как осознанием человеком своей способности выступать причиной изменений (или противодействия изменениям) в окружающем мире и в собственной жизни, а также сознательное управление этой способностью. Ответственность – это внутренняя регуляция, опосредованная ценностными ориентирами.

Ответственность личности является важнейшей составляющей человеческого достоинства и чести. Свобода и ответственность личности тесно взаимосвязаны. С одной стороны ответственность выступает предпосылкой свободы, с другой – свобода может быть осознана и понята человеком лишь в ходе активности. Несмотря на это, механизмы ответственности и свободы различны.

Пути становления свободы – это обретение права на активность и выбор ценностных ориентиров. Путь становления ответственности – это переход регуляции активности извне вовнутрь. Их интеграция связана с обретением личностью ценностных ориентиров и свидетельствует о переходе человека на новый уровень отношений с миром – уровень самодетерминации – и выступает предпосылкой и признаком социальной субъектности.

С психических позиций быть свободным – значит быть свободным от причинных зависимостей, от настоящего и прошлого, черпать свои силы в воображаемом и планируемом будущем, преодолевать препятствия на пути к достижению цели, изменять себя, иметь возможность и умения делать выбор: т.е. быть интенциональным.

Свобода делает личность самостоятельной, творческой, повышает ее самоценность, создает условия для формирования человеческого достоинства и чести. Несвобода личности проявляется обычно в "метании из стороны в сторону", нерешительности, неспособности достичь цель, изменить ход событий, ситуаций, понять причины их неудач и др.