logo
Демина Л

3.2.2.4. Проекция

Психоаналитическое понимание проекции как защитного механизма начинается с работ З. Фрейда, впервые обнаружившего проекцию в паранойе и ревности, когда у человека вытесненные чувства, тревога и страх коренятся в нем самом и бессознательно переносятся на окружающих. Именно этот защитный механизм вызывает чувство одиночества, изолированности, зависти, агрессивности.

В таких ситуациях индивид, не осознавая что-либо в себе самом, может бессознательно достаточно точно "отслеживать" это в других людях. Проекция основывается на том, что личность бессознательно приписывает другим людям качества, которые присущи самому проецирующему и которые он не хочет иметь, не хочет осознавать.

Например, человек с гомосексуальными чертами, не осознавая их в себе, замечает мельчайшие их оттенки в других людях. Человек, озабоченный желанием стать самым значимым и авторитетным членом группы наделяет такими же мотивами своего коллегу, бессознательно начинает видеть в нем соперника, конкурента и, соответственно, с этим строит свои взаимоотношения, трактуя их с позиции самообороны.

Часто по проекционным механизмам идет ревность, отбор значимых материалов. К. Хорни отмечала, что по тому, как человек ругает другого, можно понять, что он из себя представляет. Ф. Перлз писал о том, что проектор делает другим то, в чем их обвиняет сам. Некоторые особенности проекции подмечены на уровне житейской и обыденной психологии и нашли отражение в пословицах и поговорках: "На воре и шапка горит", "У кого что болит, тот о том и говорит" и др.

З. Фрейд полагал, что проекция есть часть феномена переноса (трансфера) в том случае, когда личность приписывает другому слова, мысли и чувства, которые, по сути, принадлежат ему самому: "Вы подумаете, что…, но это вовсе не так". Как результат проекции З. Фрейд рассматривал религию. Согласно этой точке зрения, человек сам создал все образы Бога по образу и подобию своему. Люди проецируют свои фантазии о всемогуществе на Бога. Анимистические верования объяснялись неспособностью первобытных людей мыслить о природе иначе как по образу человека. Человек отказывается принимать нечто в себе и проецирует именно это на несуществующие объекты своих фантазий.

В ортодоксальном психоанализе были попытки объяснить всю религию и мифологию в психоаналитических терминах защитных механизмов, за что последовала волна критики в современном психоанализе, гуманистическом и экзистенциальном направлениях. В частности, В. Франкл писал, что слишком примитивно рассматривать Бога как проекцию Сверх-Я. Конечно, отмечал он, заслуживает внимания мысль психоаналитиков о значимости проекции для создания образов Бога, но человек проецирует не только на конкретных людей, но и на природу, животных и на достаточно абстрактные понятия Бога, любви, справедливости. У людей не одинаковы образы Бога, которые наделяются специфическими качествами, различным содержанием – при этом работает механизм проекции 14>>>.

Вообще сам термин "проекция" употребляется в достаточно широком спектре явлений – в искусстве, когда человек проецирует свой внутренний мир, создавая картины, художественные произведения, в обыденной жизни, когда человек смотрит на окружающий мир через призму своего состояния, настроения. Так, человек в радости смотрит на других через "розовые очки" и т.д.

Но механизм защиты, называемый проекцией, нечто иное. Он тесно связан с другими защитными реакциями, так как сначала некоторый материал человек вытесняет, отрицает и только после этого он начинает четко замечать его в других людях, тем самым избавляясь от тревоги, внутренних конфликтов и укрепляет образ Я, свое самоотношение, трактуя поведение других людей, исходя из собственных мотивов.

Таким образом, проекция есть механизм защиты, связанный с формированием тенденции "перемещения на других" источников собственных проблем, неудовлетворенности, неудобства и др. Проецируя, индивид в своих неудачах обвиняет других и, как правило, именно в том, чего он боится в самом себе. Проекция, освобождая временно от негативных переживаний, делает человека либо чрезмерно подозрительным, либо очень беспечным.

В основе проекции лежит механизм отчуждения собственного Я (диссимиляция), что позволяет "видеть" и воспринимать свои нежелательные личные качества в других людях, но не замечать их в себе, приписывая их другому.

Например, вместо того, чтобы сказать: "Вы мне неприятны", человек произносит: "Я же вижу, что вызываю у Вас неприятные чувства". Другими словами, при проекции происходит замена объекта с сохранением отношения к нему.

Показано, что чаще действие защитного механизма проекции характерно для интровертов. Если личностное Я постоянно находится под строгим самоконтролем, то проекция является основой чрезмерного морализирования, ханжества, педантизма по отношению к окружающим и влечет за собой формирование презрения и недоверия к другим людям, с одной стороны, и страх перед ними – с другой стороны. Это, в свою очередь, провоцирует у индивида враждебное восприятие окружающих и формирование оборонительных стратегий, направленных на мнимых врагов.

Законы проекции показывают, почему нельзя обращаться за психологической помощью к друзьям, знакомым, случайным "специалистам" – они будут советовать делать то, на что не решились бы сами. Об этом нельзя забывать профессиональному психологу и другим специалистам, работающим с людьми.

Воспользуемся двумя примерами, которые приводит М.Е. Литвак в книге "Психологический вампиризм".

Врач-терапевт советовал своему сыну стать хирургом, ибо считал, что в хирургии легче сделать карьеру. Сын последовал его совету. Но он унаследовал от своего отца тревожно-мнительные черты характера, и работа хирурга вызывала у него выраженное волнение. Он не знал ни минуты покоя. Уже к 27 годам у него была гипертоническая болезнь II стадии, а в 28 – прединфарктное состояние. Хирургию он вынужден был бросить. Когда он расспросил отца, то выяснил, что тот не стал хирургом, так как побоялся, что не справится с волнением во время операции.

У одного пациента были неприятности с начальником. Друзья давали разные советы: смириться, подать жалобу в вышестоящие инстанции, смело выступить на профсоюзном собрании и "дать открытый бой", плюнуть на все и уволиться, написать анонимку. Но смириться он не мог, ибо уже начинал заболевать. Подать жалобу в вышестоящие органы не хотел, так как боялся прослыть склочником. Вступить в открытый бой не решался, так как терялся во время выступлений, да и самочувствие было неважным. Уволиться не хотел, так как считал, что не найдет такого престижного места. Написать анонимку мешала порядочность. Когда он прошел курс лечения, то, используя навыки психологически грамотного общения, смог наладить отношения с начальником, путем нейтрализации ряда психологических защит как у самого себя, так и у начальника.

Если вытесненную информацию личности не удается спроецировать, то она обычно подвергается трансформации.

Видом проекции является трансформация.

Началом борьбы с проекцией и трансформацией является признание личностью своих недостатков, обращение внимания на содержание претензий, которые предъявляются окружающим.

<<<14

См. Угринович Я.М. Психология религии. М., 1986.