Кривая развития стрессовой ситуации
Что же происходит с нашим организмом при стрессе? Г. Селье в своей работе «Стресс жизни» отметил, что какова бы ни была причина стресса (холод, жара, боль, тоска или даже счастье), другими словами, какие бы требования ни предъявляла нам жизнь, в организме человека возникают одинаковые физические симптомы.
Бизнесмен, испытывающий постоянное давление со стороны клиентов и служащих; диспетчер аэропорта, который знает, что минутное ослабление внимания – это сотни погибших; спортсмен, безумно жаждущий победы, – все они испытывают стресс. Их проблемы совершенно различны, но медицинские исследования показали, что организм реагирует стереотипно, одинаковыми биохимическими изменениями, назначение которых – справиться с возросшими требованиями к «человеческой машине». Факторы, вызывающие стресс, различны, но они пускают в ход одинаковую, в сущности, биологическую реакцию стресса.
Все включающиеся в организме человека при воздействии стресса приспособительные механизмы Г. Селье назвал «общим адаптационным синдромом», или «стресс-реакцией». Существует 3 стадии развития этого синдрома: стадия тревоги, стадия сопротивления, стадия истощения.
1. Стадия тревоги – это первоначальный отклик нашего организма на опасность или угрозу, возникающий для того, чтобы помочь нам справиться с ситуацией. Этот приспособительный механизм возник еще на заре эволюции, когда для того, чтобы выжить, необходимо было побороть врага или избежать встречи с ним. Наше тело реагировало на опасность взрывом энергии, увеличивающим физические и психические способности. Такая кратковременная «встряска» организма затрагивает практически все системы органов, именно поэтому многие исследователи проблемы стресса называют эту стадию «аварийной».
Традиционно в стадии тревоги выделяют фазу шока и противошока. Как только мозг воспринимает опасность, в кровь в большом количестве выбрасываются гормоны тревоги, сердце бьется быстрее, кровь от внутренних органов устремляется к тем частям тела, которым предстоит действовать (мышцы туловища, рук и ног), печень вырабатывает больше сахара, чтобы обеспечить мышцы энергией. Ресурсы организма расходуются неэкономно, здесь все ставится на карту в попытке добиться цели любой ценой. Эти, а также другие сложные изменения обычно возникают мгновенно и соответствуют фазе шока. Поскольку чрезмерный избыток гормонов и энергии, а также функционирование систем органов «на износ» являются угрозой для жизнедеятельности организма, довольно быстро на смену шоковой фазе приходит фаза противошока, при которой активизируются первые механизмы, снижающие воздействие стресса.
Таким образом, биологический смысл стадии тревоги заключается в максимальной мобилизации адаптационных ресурсов организма, быстром приведении человека в состояние напряженной готовности – готовности бороться или бежать от опасности.
2. Стадия сопротивления (резистентности) наступает, если стрессогенный фактор слишком силен или продолжает свое действие достаточно длительный промежуток времени. На этой стадии происходит приспособление к изменяющимся обстоятельствам. В результате этого возникает стойкая адаптация: активность физиологических процессов резко снижается, все ресурсы расходуются оптимально – организм готов к длительной борьбе за жизнь, его устойчивость к различным воздействиям повышена.
Все изменения, происходящие на этой стадии адаптационного синдрома, можно считать обратимыми, поскольку прекращение воздействия стрессора возвращает организм в состояние нормы.
3. Стадия истощения. Если мы длительное время продолжаем идти навстречу стрессу, то наступит момент, когда мы уже не сможем найти силы, чтобы справиться с ситуацией. На этой стадии энергия исчерпана, физиологическая и психологическая защиты оказываются сломленными. Человек не имеет больше возможности сопротивляться стрессу. Помощь может прийти только извне – либо в виде поддержки, либо в виде устранения стрессора. На этой стадии происходят стойкие дезадаптивные нарушения, и, если стрессор продолжает действовать, организм может погибнуть.
Многие современные авторы описывают эмоциональные субсиндромы стресса. Они, следуя один за другим в определенном порядке, сопровождают фазы развития стресса физиологического. Первым в предельно переносимых экстремальных условиях проявляется эмоционально-поведенческий субсиндром. На этом этапе могут возникать острые стрессовые реакции, такие как плач, истерика, проявление агрессии и др. (подробнее о них вы узнаете в разделе III). По своей сути данные реакции являются защитными и направлены на выживание. Сознание сужается, человек отбрасывает ненужные детали — так ему легче бороться за жизнь. Тем не менее, острые стрессовые реакции в ряде случаев могут приводить к летальному исходу (например, человек в состоянии двигательного возбуждения может выброситься из окна горящего дома).
Эмоционально-поведенческий субсиндром сменяется вегетативным. При активизации всех физиологических систем наступает мобилизация, сопровождающаяся повышением внимания, активностью. Нагрузки, даже частые, протекающие на этой стадии, приводят к тренировке организма, повышению его стрессоустойчивости.
После первых двух субсиндромов преимущественно выраженными становятся когнитивный (субсиндром изменения мыслительной активности при стрессе) и социально-психологический (субсиндром изменения общения при стрессе). Когнитивный субсиндром заключается в активации различных видов мышления. Например, для быстрого решения задач активизируется так называемое дескурсивное мышление. Активация декомпозиционного мышления приводит к упрощению реальной картины мира, и человек действует, не осознавая опасности и не думая о возможном поражении. Инсайтное мышление позволяет быстро находить нестандартные решения, которые в обычной ситуации в голову бы не пришли. Следствием социально-психологического субсиндрома является не только изменение типа общения, но и изменение своего социального статуса (за счет активации внутренних ресурсов «слабый» человек может стать лидером и повести за собой людей).
Первые два субсиндрома адаптационной активизации являются более общими по сравнению с двумя последними, обусловленными индивидуально-личностными особенностями людей, проявляющимися в стрессовых ситуациях.
- Министерство Российской Федерации
- Введение
- Раздел I
- Понятия чрезвычайной, экстремальной и кризисной ситуации
- Чрезвычайная ситуация
- Экстремальная ситуация
- Кризисная ситуация. Кризис
- Влияние экстремальных ситуаций на человека
- Субъекты экстремальной ситуации
- Вопросы и задания к главе 1
- Литература
- Раздел II.
- Кривая развития стрессовой ситуации
- Понятие о стрессоустойчивости1
- Вопросы к главе 2
- Глава 3 психофизиология стресса, или как работает организм при возникновении стрессовой ситуации
- Природа возникновения стресса. Физиологические и психологические проявления
- Нервная система: анатомическое строение и функциональное деление
- Нервная система
- Механизмы стресса
- Вопросы к главе 3
- Глава 4 психология стресса
- Факторы, оказывающие влияние на развитие психологического стресса
- Виды (уровни) реакций человека на стресс
- Реакции на стресс
- Эмоциональная реакция
- Физиологическая реакция
- Поведенческая реакция
- Вопросы и задания к главе 4
- Глава 5 влияние стресса на жизнь человека
- Позитивное влияние стресса на человека
- Негативное влияние стресса
- Влияние стресса на организм человека
- Вопросы и задания к главе 5
- Литература
- Раздел III.
- Экстренная психологическая помощь при острой реакции на стресс
- Помощь при страхе
- Помощь при тревоге
- Помощь при плаче
- Помощь при истерике
- Помощь при апатии
- Помощь при чувстве вины или стыда
- Помощь при двигательном возбуждении
- Помощь при нервной дрожи
- Помощь при гневе, злости, агрессии
- Вопросы и задания к главе 6
- Глава 7
- Организационные аспекты
- Оказания экстренной психологической помощи
- В чрезвычайных ситуациях
- Психологической службы на месте чс
- Принципы и этические нормы специалиста-психолога при работе в чрезвычайной ситуации
- Методы оказания экстренной психологической помощи
- Нейролингвистическое программирование
- Телесно-ориентированная терапия
- Арттерапия
- Краткосрочная позитивная терапия
- Суггестивные техники
- Релаксационные методы и методы саморегуляции
- Рациональная психотерапия
- Методы психологической диагностики, используемые при оказании экстренной психологической помощи
- Вопросы и задания к главе 7
- Глава 8 отсроченные реакции на травматический стресс
- Динамика переживания травматической ситуации
- Реакции горя
- Психосоматические расстройства
- Вопросы и задания к главе 8
- Глава 9 посттравматическое стрессовое расстройство
- Стрессового расстройства (птср)
- Первичные симптомы посттравматического стрессового расстройства
- Группа симптомов повторного переживания
- Группа симптомов избегания
- Отношения в семье
- Вопросы и задания к главе 9
- Глава 10 переживание утраты
- Вопросы и задания к главе 10
- Литература
- Раздел IV. Хронический стресс и профессиональное здоровье специалиста
- Глава 11 профессиональное здоровье специалистов
- Профессиональное развитие
- Вопросы и задания к главе 11
- Глава 12
- Профилактика синдрома
- Профессионального выгорания
- У специалистов экстремального профиля
- Вопросы и задания к главе 12
- Литература
- Заключение
- Содержание
- Глава 8