logo
Нормативная документация МЧС России / Методическая литература ФКУ ЦЭПП МЧС России / Метод литература МЧС России / Книга Психология экстремальных ситуаций / Ю

Раздел I

ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СИТУАЦИЙ

Глава 1

КАТАСТРОФА, ЭКСТРЕМАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ,

ЧРЕЗВЫЧАЙНАЯ СИТУАЦИЯ, КРИЗИС: ОПРЕДЕЛЕНИЕ,

КЛАССИФИКАЦИЯ, СООТНОШЕНИЕ ПОНЯТИЙ

Вопросы, рассматриваемые в главе:

Определения экстремальной, чрезвычайной ситуации, кризиса.

Соотношение этих понятий.

Предмет изучения психологии экстремальных ситуаций.

Влияние экстремальной ситуации на человека.

Катастрофа – как часто слышим мы это слово от зна­комых, друзей, с экранов телевизоров, оно прочно вошло в нашу жизнь, язык, мировоззрение. Что же такое ката­строфа?

В «Толковом словаре русского языка» Д.Н. Ушакова да­ются следующие определения катастрофы:

1. Неожиданное несчастье, бедствие, событие, влеку­щее за собой трагические последствия.

2. Крупное потрясение трагического характера, обус­ловливающее собой резкий перелом в личной или обще­ственной жизни.

Катастрофы и чрезвычайные ситуации были всегда: зем­летрясения, наводнения, эпидемии и другие бедствия со­провождали человечество на протяжении всей истории его развития. Например, в истории известны три колоссальные пандемии (эпидемии) чумы. Первая, выйдя из Египта, опустошила почти все страны Средиземноморья и держа­лась около 60 лет. В разгар эпидемии в 542 г. только в Кон­стантинополе ежедневно умирали тысячи человек. Вторая и самая зловещая в истории Западной Европы – «черная смерть» середины XIV в. Пришедшая из Азии «черная смерть» унесла треть населения Европы. В 1346–48 гг. в Западной Европе бушевала бубонная чума, жертвами ее стали 25 миллионов человек. В предисловии к «Декамеро­ну» Боккаччо оставил описание ее ужасов. Третья – пан­демия чумы, начавшаяся в 1892 г. в Индии (где погибло более 6 миллионов человек) и распространившаяся в XX в. на Азорские острова, в Южную Америку.

Еще одна крупнейшая катастрофа в истории челове­чества – извержение вулкана Везувий в Италии, произо­шедшее в 79 г. нашей эры. Тогда мощнейшие потоки лавы, смешанные с горной породой, стерли с лица земли римские города Помпеи и Геркуланум. Погибли тысячи человек.

Человек всегда пытался защититься от различных ка­таклизмов, используя для этого все доступные ему спосо­бы: знахари и шаманы, обращающиеся к силам природы; жертвоприношения с целью умилостивить богов; военные отряды, защищающие свои и захватывающие новые – ме­нее опасные и более богатые территории. Все это – пер­вые попытки обеспечить собственную безопасность.

Развитие медицины, военного дела, науки и техники по­зволило человечеству жить комфортнее, быть более за­щищенным – с одной стороны. С другой стороны, технические средства сами становятся источником по­вышенной опасности. Технический прогресс приводит к росту числа и масштаба катастроф. Развитие средств мас­совой информации определяет вовлечение в переживание экстремальной ситуации огромного числа людей. Начало эры техногенных катастроф ознаменовано гибелью «Тита­ника» – символа своей эпохи, роскошного трансатланти­ческого лайнера. Человечество еще не видело такого громадного корабля. Самый большой, самый мощный, самый надежный, абсолютно, как утверждали конструк­торы, непотопляемый, он и название получил соответству­ющее – «Титаник». Спущенный на воду с Королевских верфей Великобритании, «Титаник» ушел в свое первое плавание через Атлантику – и не вернулся. Невиданная на заре индустриального века катастрофа, унесшая сотни жизней, потрясла мир.

26 апреля 1986 г. произошло разрушение четвертого энергоблока Чернобыльской атомной электростанции, расположенной на территории Украины (в то время – Ук­раинской ССР). Разрушение носило взрывной характер, реактор был полностью разрушен, и в окружающую среду было выброшено большое количество радиоактивных ве­ществ. Авария расценивается как крупнейшая в своем роде за всю историю ядерной энергетики, как по предполагае­мому количеству погибших и пострадавших от ее послед­ствий людей, так и по экономическому ущербу.

Радиоактивное облако от аварии прошло над европей­ской частью СССР, Восточной Европой, Скандинавией, Великобританией и восточной частью США. Примерно 60 % радиоактивных осадков выпало на территории Бело­руссии. Около 200 000 человек было эвакуировано из зон, подвергшихся загрязнению. Несвоевременность, неполно­та и взаимные противоречия официальной информации о катастрофе породили множество независимых интерпрета­ций. Жертвами трагедии можно считать не только граждан, умерших сразу после аварии, но и жителей прилежащих областей, которые вышли на первомайскую демонстра­цию, не зная об опасности. При таком подсчете Черно­быльская катастрофа по числу пострадавших значительно превосходит атомную бомбардировку Хиросимы.

Есть и противоположная точка зрения, согласно кото­рой от лучевой болезни в Чернобыле умерли 29 человек – сотрудники станции и пожарные, принявшие на себя пер­вый удар. За пределами промышленной площадки АЭС ни у кого лучевой болезни не было. Таким образом, оценки числа жертв катастрофы колеблются от десятков человек до миллионов.

Разброс в официальных оценках меньше, хотя число по­страдавших от Чернобыльской аварии можно определить лишь приблизительно. Кроме погибших работников АЭС и пожарных, к ним следует отнести заболевших военнослу­жащих и гражданских лиц, привлекавшихся к ликвидации последствий аварии, и жителей районов, подвергшихся радиоактивному загрязнению. Определение того, какая часть заболеваний явилась следствием аварии – весьма сложная задача для медицины и статистики; различными организациями приводятся оценки, различающиеся в де­сятки раз. Считается, что большая часть смертельных слу­чаев, связанных с воздействием радиации, была или будет вызвана онкологическими заболеваниями. Многим мест­ным жителям пришлось покинуть свои дома, они лиши­лись части своего имущества. Связанные с этим проблемы, страх за свое здоровье вызывали у людей сильный стресс, который также приводил к различным заболеваниям.

Если раньше основную озабоченность вызывали такие последствия экстремальных ситуаций, как количество смертей, физических заболеваний, травм, то сейчас спе­циалистов волнуют и последствия для психосоциального и психического здоровья населения. Специалисты, рабо­тающие с людьми, пережившими катастрофу, обратили внимание на то, что психические последствия катастроф могут быть не менее тяжелыми, чем соматические, и при­водить к серьезным заболеваниям и социальным пробле­мам, как у отдельного человека, так и у групп людей и общества в целом.

Еще в период Первой мировой войны психиатры заме­тили следующее явление: солдаты, не получившие физи­ческих увечий, ранений или получившие незначитель­ные повреждения во время боевых действий, проявляли симптомы некоего заболевания, причину которого не могли установить. У солдат отмечалось угнетенное состо­яние, слабость, истощение, нарушение сна, аппетита, вспышки немотивированной агрессии. Позже было вы­яснено, что причиной этого заболевания является пси­хическое переживание (травма), полученная в ходе боевых действий.

Важно заметить, что природные и техногенные катаст­рофы, локальные вооруженные конфликты, террористи­ческие акты и пр. воздействуют на психику и способствуют возникновению отсроченных и затяжных реакций не толь­ко у непосредственных участников событий, но и у сторон­них наблюдателей, которые, как уже упоминалось, благодаря средствам массовой информации (СМИ) ста­новятся косвенными участниками этих событий. Посколь­ку СМИ реалистично отражают происходящие события, люди вынужденно погружаются в них, являясь как бы их непосредственными очевидцами.

Одним из ярких мировых примеров данного феномена является гибель принцессы Дианы, когда сотни тысяч лю­дей, не будучи ее родственниками, знакомыми либо как-либо причастными к ее гибели, глубоко (вплоть до психотических проявлений) скорбели о кончине Дианы на протяжении длительного времени. Достаточно было про­стого наблюдения за реакцией людей, чтобы понять, что она выходит за рамки обычного в этих случаях для обы­вателей сопереживания и сочувствия. Эта и подобные ей си­туации, по сути, являются проявлением современной действительности, в которой человеку навязывается не только образ жизни, но и форма психических переживаний.

Однако не только катастрофы и военные конфликты оказывают негативное воздействие на психику человека. Развитие технического прогресса и появление новых ви­дов профессиональной деятельности, представляющих высокую опасность, требующих повышенной ответствен­ности и концентрации внимания, так же сказываются на психическом здоровье людей.

До некоторого времени считалось, что в экстремальных условиях труда работают только шахтеры и космонавты. Изменения в жизни общества в последние 10–15 лет при­вели к тому, что число профессий, представители которых работают в экстремальных условиях, увеличилось. Так, профессии пожарного, спасателя, авиадиспетчера, инкас­сатора, работника дорожно-патрульной службы носят эле­менты экстремальности.

В деятельности работников «опасных профессий» су­ществуют два типа условий, при которых работа становит­ся экстремальной:

1) повседневная напряженная деятельность, в которой опасность представлена как потенциально возможное со­бытие (авиадиспетчеры, инкассаторы);

2) так называемые критические инциденты, при кото­рых работники сталкиваются с человеческими жертвами и материальными потерями, с реальной опасностью для своей жизни, здоровья или системы ценностей, а также с угрозой жизни, здоровью, благополучию окружающих (спасатели, пожарные).

Необходимость изучения влияния экстремальных фак­торов на психику человека привела к возникновению и ак­тивному развитию новой сферы психологической науки и практики – экстремальной психологии.

Экстремальная психология (ЭП) – отрасль психологи­ческой науки, изучающая общие психологические законо­мерности жизни и деятельности человека в измененных (непривычных) условиях существования. Исследования в области экстремальной психологии имеют своей задачей совершенствование психологического отбора и психоло­гической подготовки для работы в необычных условиях существования, а также разработку мер защиты от трав­мирующего воздействия психогенных факторов (Психо­логия: Словарь, 1990).

Предметом изучения ЭП является психика, подверга­ющаяся воздействию экстремальных факторов, механиз­мы воздействия экстремальных факторов на человека, закономерности реагирования и переживания, возможные последствия и способы их коррекции.